Выявление особенностей учеников для набора в профильные классы в школе

56

В подготовке материала принимали участие педагоги-психо­логи профильных школ г. Череповца: А.В. Мамченко, С.Г. Ивацко, И.В. Конева, Г.М. Власова.

На современном этапе актуально и остро встает про­блема психологической помощи учащимся в выборе профильного класса в школе и дальнейшего профессионального образования. В реальной образовательной практике этот выбор осуществляет­ся на основе показателей успешности обучения, а также с учетом пожеланий родителей. Школы с углубленным изучением отдель­ных предметов ориентируются прежде всего на склонности и та­ланты школьников, но недостаточно учитывают их психологиче­ские особенности.


Отбор в профильные классы в школе следует рассматривать не как разовый «замер» психологических особенностей, а как средство формирования реалистичного представления о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе


Психологические и педагогические исследования позволили выявить инди­видуально-типологические особеннос­ти, характерные для учащихся опре­деленного профиля. К этим особенно­стям относятся интересы и склонности к разным областям знаний, позволяющие успешно осваивать профилирую­щие предметы.

Отбор в профильные классы в школе следует рассматривать не как ра­зовый «замер» психологических особенностей, а как средство фор­мирования реалистичного представления о себе, как элемент си­стематической психолого-профориентационной работы в школе.

За основу отбора в профильные классы в школе был взят диагностиче­ский комплекс для работы с учащимися 7-11 классов, предложен­ный Л.А. Ясюковой. Обследование по данному комплексу позво­ляет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенно­стей учащихся, их творческого потенциала, а также выявить за­датки способностей более чем к 20 направлениям профессио­нальной деятельности. Методический комплекс помогает осоз­нанному выбору жизненного пути, содержит рекомендации по развитию недостающих компонентов профессиональных способ­ностей, позволяет выявить структуру профессиональных задат­ков и дать надежные рекомендации по выбору будущей сферы деятельности, в которой индивид сможет достичь максимально­го успеха.

После анализа педагогической и психологической литературы по вопросам выбора профиля обучения нами были составлены сводные таблицы, в которых представлена информация об инди­видуально-личностных особенностях учащихся того или иного профиля:

  • физико-математического,
  • естественно-научного (химико-биологического),
  • социально-гуманитарного (филологического, социально-психологического),
  • социально-экономического,
  • художественно-эстетической направленности.

Физико-математический профильный класс в школе

В данном профильном классе в школе делается упор на точные науки: физика, математика, информатика, черчение.

Индивидуально-личностные особенности, характерные для пред­ставителей точных наук (учащихся физико-математического класса):

  1. Интерес к предметам физико-математического цикла (физика, алгебра, геометрия, информатика, языки программирования), к работе с числовой, знаковой и символьной информацией.

Выявляется с помощью методики «Карта интересов» А.Е. Голом- штока, анкеты «Ориентация» И.Л. Соломина (аналог - компьютер­ная методика «Ориентир»).

  1. Сильная, уравновешенная нервная система и связанные с этим уравновешенность, спокойствие, способность к длительной концентрации и устойчивости внимания.

Выявляется с помощью опросников Айзенка, Кеттелла, теста Тулуз-Пьерона.

  1. Выраженные познавательные мотивы, школьников привлекает сам процесс усвоения знаний, получения и обобщения новой информации. Потребность в умственной деятельности, в интеллектуальном самосовершенствовании, желание решать трудные, необычные задачи.

Способы выявления: анализ структуры учебной мотивации, опросник Кеттелла, наблюдение.

  1. Реалистичны, рациональны, в поступках больше подчиняются рассудку и логике, чем эмоциям и интуиции. Потребность найти всему рациональное объяснение и обоснование с учетом математических и физических данных.

Способы выявления: опросник Кеттелла.

  1. Продуцирование новых подходов, поиск интересных, нестандартных решений, различных подходов к решению задач.

Выявляется с помощью тестов дивергентного мышления, мето­дики «Интеллектуальная лабильность», опросника Кеттелла.

Рассмотрим, что необходимо для успешного ус­воения предметов физико-математического цикла и с помощью каких методик их можно определить (табл. 1).

Таблица 1

Выявление способностей, необходимых для усвоения предметов физико-математического цикла

Способности Методика выявления
1 2 3
1 Умение выделять объективные закономерности явлений, событий. Стремление объяснить все происходящее действием физических законов или математическими закономерностями • Тест физико-математических способностей Фидлера – Ясю
ковой;
• тест Равена,
серия Е (хороший уровень)
2 Высокий уровень развития абстрактного мышления, способность оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к конкретному содержанию информации, совершать различные логические преобразования самих операций. Способность к абстрагированию от несущественной информации.  Тест Амтхауэра – субтест № 6 (высокий уровень или ближе
к высокому)
3 Хорошо развитое понятийно-логическое мышление, позволяющее устанавливать причинно-следственные связи, выделять логическую последовательность в изложении любой информации Тест Амтхауэра – субтест № 3 (высокий уровень или ближе
к высокому)
4 Высокий уровень развития математической интуиции, позволяющей сразу видеть тип задачи и метод ее решения, применять адекватные стандартные приемы, быстро производить в уме
примерные расчеты
Тест Амтхауэра – субтест № 5 (высокий уровень или близкий
к высокому)
5 Развитое пространственное мышление, позволяющее понимать объективные законы пространственной организации предметов
и явлений окружающего мира
Тест Амтхауэра – субтест № 8 (высокий уровень)
6 Хорошо развитое визуальное мышление:
• структурно-визуальное, позволяющее легко выделять связи, закономерности, изображенные графически, быстро «читать» чертежи и схемы;
• структурно-динамическое, позволяющее анализировать закономерности и понимать характер изменения информации,
представленной в виде таблиц (матриц) в n-мерном пространстве;
• комбинаторное;
• абстрактное, характеризующееся наличием умения выражать графически наиболее абстрактные алгебраические зависимости, а также видеть, выделять математические закономерности
Тест Равена:
• серия В – высокий уровень;
• серия С – высокий уровень или близкий к высокому;
• серия D – уровень, близкий к высокому;
• серия Е – хороший уровень

Естественно-научный профильный класс в школе

В данном профильном классе в школе делается упор на следующие предметы: химия, биология, геогра­фия, физика, экология, геология, археология.

Индивидуально-личностные особенности, характерные для представителей естественно-научной сферы:

  1. Интерес к естественно-научным дисциплинам, к природным объектам и явлениям, к работе с реальными источниками информации, к научным исследованиям.

Отношение к природным объектам - не эстетическое, а актив­но-исследовательское.

Интерес к сложному и неясному, любознательность, склон­ность задаваться вопросами.

Способы выявления: методика «Карта интересов» А.Е. Голом- штока, «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холлан­да, самоанализ, наблюдение.

  1. Умеренная личностная тревожность, эмоциональная стабильность.

Выявляется с помощью опросников Спилбергера - Ханина, Айзенка.

  1. Реалистичность, прагматизм. Рационализм в мышлении и поступках. Стремление анализировать, обосновывать, а не действовать по наитию.

Выявляется с помощью опросника Кеттелла, шкалы:

  • С (эмоциональность) - для биологов и будущих медиков (необходим низкий показатель);
  • М (мечтательность).
  1. Перцептуальный тип восприятия, открытость всех каналов новому опыту (противоположен оценочному). Искренность, естественность, открытость. 

Способ выявления: опросник Кеттелла, шкала N (гибкость, ролевое поведение).

Способности, необходимые для успешного освоения естественных наук:

  • естественно-научное мышление - умение выделять главное, существенное в потоке информации;
  • развитая логика - умение видеть причинно-следственные связи, закономерности, проводить аналогии, видеть принципы и динамику изменений;
  • развитое структурно-динамическое мышление, позволяющее анализировать закономерности и понимать характер изменений.

Для исследования способностей используются:

  • «Тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, субтесты:
  • № 3 (понятийное логическое мышление),
  • № 2 (интуитивное понятийное мышление),
  • № 4 (категоризация);
  • № 9 (логическая память) - для будущих медиков.

Показатели по первым трем субтестам должны быть выше среднего, по последнему - хорошие;

  • «Прогрессивные матрицы Равена», серия С (визуальная модель процесса раз­вития) - показатели должны быть не ниже среднего.

Социально-гуманитарный и филологический профильный класс в школе

К первому относятся: право, обществознание, история, психология. Филологический профильный класс в школе включает в себя: литература, русский язык, иностранный язык.

Индивидуально-личностные особенности, характерные для гуманитариев (филологов):

  1. Интерес к гуманитарным предметам (литература, русский язык, история), журналистике, к работе с письменными и устными текстами.

Способы выявления: методика «Карта интересов» А.Е. Голом- штока, самоанализ.

  1. Слабая, лабильная нервная система, связанная с этим высокая эмоциональная чувствительность, впечатлительность.

Выявляется с помощью опросников Спилбергера (исследова­ние тревожности), Айзенка.

  1. Сформированность просоциальных установок, нравственных чувств: отзывчивости, эмпатии. Склонность к рассуждениям о нравственных категориях: морали, справедливости, добре и зле.

Способы выявления: опросник эмпатии Эткинда, наблюдение.

  1. Развитый социальный интеллект, хороший уровень социальной перцепции (умение понимать другого человека, правильно интерпретировать его поведение и состояние).

Готовность к интенсивным социальным контактам, отсутствие страха перед новыми людьми, публичными выступлениями.

Гибкость в общении, дипломатичность.

Для диагностики используются методика исследования соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда, тест Снайдер «Гибкость в обще­нии», опросник Кеттелла - шкалы:

  • N (гибкость, ролевое поведение) - показатель должен быть среднего уровня,
  • Н (контактность, социальная активность) - показатель должен быть не ниже среднего, это качество сложно сформировать,
  • Q1 (критичность) - показатель должен быть среднего уровня.
  1. Мечтательность, склонность фантазировать, богатое воображение, возможна некоторая оторванность от реальности. Эстетическое чувство, интуиция, неосознанное восприятие.

Выявляется с помощью опросника Кеттелла - шкалы:

  • М (мечтательность) - показатель должен быть не ниже среднего,
  • I (интуитивность, эмоциональность) - показатель должен быть не ниже сред­него.

Рассмотрим,что необходимо для успешного освоения гуманитарных, в т. ч. филологических, наук, деятельности в области филологии и журналистики и с помощью каких методик их можно определить (табл. 2).

Таблица 2

Выявление способностей, необходимых для успешного освоения предметов социально-гуманитарного и филологического профилей

Способности Методика выявления
1 Хорошо сформированный навык осмысленного чтения Диагностический комплекс Л.А. Ясюковой для 7–11 классов – тест «Навык чтения на русском (английском) языке» (не ниже хорошего уровня)
2 Развитая, выразительная экспрессивная речь. Богатая мимика и жесты Педагогическое наблюдение
3 Вербальная креативность: беглость, гибкость, оригинальность в использовании речевых средств Тест креативности Дж. Гилфорда
4 Преобладание в структуре интеллекта вербальных способностей над математическими и пространственными: понятийное мышление, логическая оперативная память Тест Амтхауэра, субтесты:
• № 2 (интуитивное понятийное мышление),
• № 4 (категоризация) – показатель
должен быть выше среднего,
• № 9 (логическая память) – показатель
должен быть не ниже среднего уровня, для иностранного языка – высокий уровень
5 «Гуманитарный интеллект» – составляющие: эмоциональность, образность и гуманистичность суждений, формулировок. Богатые и яркие образные представления Диагностический комплекс Л.А. Ясюковой для 7–11 классов – тест «Гуманитарные способности»
6 Слаженная парная работа обоих полушарий головного мозга, отсутствие выраженного доминирования левого или правого – легкость перевода
информации из образного плана в словесный, из словесного во внутренние образы
Тесты и пробы на межполушарную
асимметрию

Социально-экономический профильный класс в школе

Данный профильный класс в школе включает следующие предметы: право, обществознание, история, экономика, социология, политика, менеджмент.

Индивидуально-личностные особенности, характерные для лю­дей с общественно-экономической направленностью:

  1. Интерес к общественным дисциплинам (история, право, обществознание, экономика).

Сформированность социальных установок.

Склонность к рассуждениям о вечных ценностях, обществен­ной жизни, политике, гражданской позиции.

Способы выявления: методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холлан­да, самоанализ, наблюдение, беседы.

  1. Готовность к интенсивным социальным контактам, уверенность в себе, отсутствие страха перед новыми людьми, публичными выступлениями.

Выявляется с помощью опросника Кеттелла - шкалы:

  • N (дипломатичность) - показатель должен быть хорошего уровня;
  • Н (контактность, социальная активность) - показатель должен быть не ниже среднего уровня (это качество сложно сформировать).
  1. Развитый социальный интеллект (умение интерпретировать поведение и состояние человека). Гибкость в общении. Дипломатичность.

Способы выявления: тест соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда, тест-опросник Снайдера «Гибкость в общении», тест В.Ф. Ряховского на определение коммуникабель­ности.


Качества успешного руководителя (по Л.И. Уманскому):

  1. Адекватная высокая самооценка, уверенность в себе, знание своих личных особенностей.
  2. Умение принимать решения, умение сказать «нет»
  3. Аттрактивные способности (обаяние, умение нравится).
  4. Воля, целеустремленность.
  5. Умение четко выражать мысли, ораторские способности (сила голоса, темп, интонации).
  6. Толерантность в работе с людьми.
  7. Умение формулировать идеи, ставить цели.
  8. Конструктивная реакция на критику.
  9. Умение пользоваться приемами эмоциональной саморегуляции.
  10. Конструктивные способы коммуникативного поведения, в т.ч. в конфликтных ситуациях.

  1. Активная жизненная позиция, организаторские способности. Сочетание лидерских качеств с исполнительской дисциплиной.

Выявляется с помощью методики КОС (коммуникативные и организа­торские склонности).

Рассмотрим, какие способности необходимы для успешного освое­ния профиля и дальнейшего обучения, а также - какие методи­ки, методы позволяют их выявить (табл. 3).

Таблица 3

Выявление способностей, необходимых для освоения предметов социально-экономического профиля

Способности Методика и методы выявления
1 2 3
1 Хорошо сформированный навык осмысленного чтения Диагностический комплекс Л.А. Ясюковой для 7–11 классов – тест «Навык чтения на русском языке» (показатель должен быть не ниже хорошего уровня)
2 Объем и точность внимания Тест Тулуз-Пьерона
3 Развитая, выразительная экспрессивная речь Педагогическое наблюдение
4 Сочетание в структуре интеллекта вербальных способностей с математическими: осведомленность, понятийное мышление, математическая интуиция, логическая память Тест Амтхауэра, субтесты:
• № 1 (осведомленность),
• № 2 (интуитивное понятийное мышление),
• № 9 (логическая память) – показатель должен быть не ниже среднего уровня,
• № 5, 6 (математические) – для будущих экономистов

Эстетический профильный класс в школе

К данному профильному классу в школе относятся следующие предметы: технология, дизайн, прикладное творчество, искусство.

Индивидуально-личностные особенности, характерные для лю­дей, имеющих склонности к эстетической сфере:

  1. Эстетические наклонности, интерес к деятельности в обла­сти «Человек - художественный образ».

Способы выявления: методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холлан­да, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина (аналог - компьютерная методика «Ориентир»); самоанализ, наблюдение.

  1. Слабая, лабильная нервная система, связанная с этим высо­кая эмоциональность, чувствительность, впечатлительность. Уме­ние замечать и эмоционально реагировать на незначительные де­тали, оттенки, нюансы реальности.

Выявляется с помощью опросников Спилбергера (исследова­ние тревожности), Айзенка.

  1. Мечтательность, склонность фантазировать, богатое воображение, возможна некоторая оторванность от реальности.

Эстетическое чувство, чувство гармонии, интуиция. Неосознан­ное восприятие преобладает над рациональным, аналитическим.

Для диагностики используется опросник Кеттелла - шкалы:

  • М (мечтательность) - показатель должен быть не ниже среднего,
  • I (интуитивность, эмоциональность) - показатель должен быть не ниже среднего.
  1. Способность удивляться, каждое явление реальности воспринимать как уникальное, наделять смыслом, замечать новое и неповторимое в том, что для других стало уже привычным.

Выявляется с помощью наблюдения, самоанализа, а также опросника Кеттелла - шкала Q1 (критичность; показатель должен быть высокого уровня).

  1. Особое отношение к жизни, ощущение себя в мире: синтетичность, целостность восприятия и мироощущения, ощущение единства себя и окружающего мира, прошлого, настоящего и будущего. Ощущение одухотворенности материального мира («пантеизм»).

Методы выявления: самоанализ, наблюдение.

  1. Потребность в самовыражении, низкий конформизм.

Выявляется с помощью наблюдения, самоанализа.

Рассмотрим, какие способности необходимы для успешной де­ятельности в эстетической сфере (табл. 4).

Таблица 4

Выявление способностей, необходимых для освоения предметов эстетического профиля

Способности Методики выявления
1 Развитое воображение, креативность: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность к нестандартному решению проблемных ситуаций Тесты креативности Торренса, Гилфорда, Вильямса
2 Преобладание в структуре интеллекта невербальных способностей (геометрическое сложение, пространственное мышление) над понятийным мышлением.
Образная память, образные представления отличаются богатством и яркостью. Развитое визуальное мышление
Тест Амтхауэра, субтесты:
• № 7 (геометрическое сложение);
• № 8 (пространственное мышление) –
показатель должен быть не ниже
среднего уровня;
• № 3 (понятийное логическое мышление), № 5 (математическая интуиция) – показатель должен быть не ниже среднего уровня (для архитектуры и промышленного дизайна)
3 Доминирование правого полушария («художественный» тип человека по И.П. Павлову) – яркие образы, могут быть затруднения в их словесном выражении (не хватает слов для описания). Устные высказывания часто дополняются невербальными и паравербальными средствами (жесты, интонирование, междометия) Тесты и пробы на межполушарную асимметрию


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль