Проектная деятельность как компонент профессиональной компетенции психолога

14

Одна из множества проблем, стоящих перед современной психологической службой в системе образования - поиск средств и методов формирования творческой личности, способной  к свободному определению себя в профессии и обществе, к самоопределению и саморазвитию. Проектная деятельность, в которой прослеживаются соединения исследовательских, образовательных, социальнопреобразующих аспектов может выступать очень действенным фактором и является компонентом профессиональной компетенции психолога.

Смысл и содержание проектной деятельности очень удачно представляется в притче. 

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов бытия и подошел к берегу реки. Ни моста, ни лодки не было видно. Нужно перебраться на противоположный берег, но как это сделать? Мудрец погрузился в раздумья: что же сделать? Как соединить два берега реки? Закрыв глаза старец представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь. «Эврика! – вскричал мудрый старец – Мне нужна лодка, которая сможет привести меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец, нарисовал схему лодки, выполнил расчеты, составил план. В это время ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду – плывет! Отправляемся в путь! Урррааа! Не прошло и четверть часа, как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена, и можно было продолжить путешествие.

Эта притча иллюстрирует процесс создания и реализации проекта, то есть деятельность, направленная на решение возникшей проблемы, реализацию плана, предполагающую создание конкретного продукта («строительство лодки для переправы»).

Словарь педагога-психолога

Проект (от латинского projectus – «брошенный вперед») – замысел, идея, образ, воплощенные
в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Компоненты и структура проектной деятельности психолога

Проектная деятельность как компонент профессиональной компетенции психолога  – комплекс действий, направленных на достижение поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие участников образовательного процесса.

Компоненты проектной деятельности психолога:

  • цель – создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи;

  • объект – сфера действительности (образовательная среда, участники образовательного процесса), по отношению к которым будут выполнены преобразующие действия;

  • предмет – замысел проекта, его идея;

  • субъект – человек или группа людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта;

  • продукт – решение конкретной психологической проблемы.

Проектная деятельность психолога имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам, развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого педагога-психолога. Проектный метод может быть использован во всех направлениях работы.

Приведем пример.

К педагогу-психологу школы обратился учащийся шестого класса, которого интересует, насколько вредно воздействие рок- и рэп-музыки на человека? Какие изменения происходят с человеком, который слушает подобную музыку? Как поступать, если родители запрещают слушать любимые треки, мотивируя это вредным влиянием на организм? Психолог предложил мальчику попробовать самостоятельно отыскать ответы на поставленные вопросы, выполнив проект «Особенности психологического воздействия музыки на человека». Работа над проектом предполагала: изучение литературы, проведение анкетирования и тестирования одноклассников и учителей, оформление мультимедийной презентации.

Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а главное – установившиеся взаимопонимание и мир в его семье – все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком.

Для эффективной реализации проектной деятельности психолога важны условия (внешние и внутренние), в которых она будет развертываться.

Под внешними подразумеваются обстоятельства, которые педагог-психолог не в состоянии изменить и к действию которых ему приходится приспосабливаться, например, это  условия образовательной среды.

К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самого педагога-психолога:

  • содержание опыта профессиональной деятельности;

  • познавательные и творческие способности;

  • особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;

  • сформированность проектной компетенции.

Структура проектной деятельности психолога – совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, включающая:

  1. основное содержание (замысел, планирование, подготовка и проведение исследования, оформление и проверка результатов, защита результатов);
  2. функции (познавательная, рефлексивная, развивающая, воспитывающая, исследовательская);
  3. результаты – т. е. разрешение проблемы, задачи, формирование проектной компетентности и проч.

Под профессиональной компетентностью психолога в проектной деятельности подразумевается:

  • расширение и углубление знаний;

  • знания о структуре проектной и исследовательской деятельности;

  • умение выдвигать и обосновывать гипотезы, выполнять эксперимент;

  • умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента;

  • умение осуществлять рефлексию своей деятельности;

  • умение планировать деятельность;

  • умение формулировать цель.

Виды проектной деятельности психолога

Проекты в структуре компонентов профессиональной компетенции психолога можно разделить на несколько видов:

1. Исследовательский

По структуре напоминает научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ итогового продукта.

Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

2. Информационный

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

3. Практико-ориентированный

Отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников. Причем этот итог обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и проч.).

Требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

4. Творческий

Не имеет детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.).

5. Приключенческие, игровые, ролевые

Здесь структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Итоги работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Виды презентации проектной деятельности психолога:

  •  родительское собрание, семинар;

  •  научная конференция;

  •  игровая программа, деловая или ролевая игра;

  •  экскурсия, путешествие;

  •  пресс-конференция;

  •  научный доклад.

Кроме того, проекты могут быть урочными, внеурочными, монопредметными,полипредметными, а также краткосрочными и долгосрочными, индивидуальными, парными и групповыми, организованными для одного класса или параллели, всей образовательной организации, района, города и т. д.

Основные этапы и паспорт проектной деятельности психолога

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

Проблематизация – постановка проблемы.

  1. Целеполагание – на этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
  2. Планирование – составляется план, определяются последовательность действий, сроки прохождения каждого этапа, ответственные за их проведение. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
  3. Реализация имеющегося плана.
  4. Рефлексия – этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы.

Роль педагога-психолога на каждом этапе работы отражена в таблице. 

Психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта

Этап работы

Степень участия педагога-психолога

5–6-е классы

7–8-е классы

9–11-е классы

1. Проблематизация

Максимальное уча- стие на всех этапах, организующая, сти- мулирующая и обу- чающая помощь; руководство, не под- меняющее само- стоятельной работы ребенка

Участие по запросу учащегося

Минимальное уча- стие на всех этапах в форме консульта- ции, советов, обсуж- дений по запросу учащегося

2. Целеполагание

3. Планирование

Организующая
и стимулирующая помощь, в отдельных случаях – обучающая

4. Реализация

5. Рефлексия

Незначительная по- мощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе руко- водителя

Как правило, паспорт проектной работы выглядит следующим образом.

Паспорт проектной деятельности психолога

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

8. Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9. Заказчик проекта.

10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11. Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12. Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13. Необходимое оборудование.

14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне ОО и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).

15. Предполагаемый продукт (продукты) проекта.

16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, содержание работы, что на выходе должно получиться).

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале – как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом. Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Формы продуктов проектной деятельности психолога:

Проектная деятельность как компонент профессиональной компетенции психолога

Вложенные файлы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль