Психологический портрет педагога в условиях реализации ФГОС

120

Современный учитель должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с любыми категориями обучающихся̆. В статье дан психологический портрет педагога, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия представляет собой целостную сложную систему, которая может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет педагога, складывающийся в общественном сознании постепенно, в результате наблюдений, эмпирических, теоретических и экспериментальных обобщений.

Школа сегодня испытывает потребность в компетентных, инициативных, креативных учителях, открытых новому, понимающих психологию обучающихся и особенности возрастного развития детей, обладающих академическими знаниями преподаваемого предмета.

Структурные компоненты психологического портрета педагога:

  • имидж;
  • профессионализм;
  • ответственность и адаптивность;
  • коммуникативная компетентность;
  • творчество и любознательность;
  • критическое и системное мышление;
  • медиаграмотность;
  • социальная ответственность;
  • любовь к детям.

Рассмотрим каждый из компонентов.

Имидж в психологическом портрете педагога

Имидж учителя включает ряд компонентов: образный, мировоззренческий, процессуально-деятельностный, рефлексивный.

Внешний вид или образ помогают педагогу привлечь к себе внимание, создать у окружающих позитивный настрой на общение с ним, произвести впечатление не только приятного человека, но и профессионала.

Образный компонент. На основе первого впечатления формируется изначальный и часто довольно устойчивый стереотип восприятия человека. Образный компонент имиджа  – это не одни лишь природные данные (рост, комплекция и т. д.), но и мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка. Выбранный (реализуемый) учителем образ, безусловно, способствует или препятствует созданию атмосферы урока, взаимопониманию, облегчает или затрудняет педагогическое общение. Образный компонент имиджа отражает богатый внутренний мир, неотъемлемой части психологического портрета педагога. В его манере выбрать одежду, в движениях и прочем проявляется одно изосновных правил человеческого взаимодействия: достойно выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям.

Мировоззренческий компонент. Это система нравственных и моральных ценностей, включающая:

  • отношение к окружающему миру и определение места в нем каждого человека, взгляд на отношение людей к окружающим людям и самим себе;

  • опыт духовного и практического освоения мира;

  • духовные, религиозные ценности, идеалы, убеждения, жизненная позиция, принципы и терпимость к таковым у других людей.

Поведение учителя не только и не столько определяется системой его нравственных и моральных ценностей, но и отражается на образном компоненте имиджа.

Процессуально-деятельностный компонент. Эта составляющая имиджа проявляется через методы, формы, приемы и средства, которые используются в вербальном и невербальном общении, которые демонстрируют его желание, готовность и способность к межличностному взаимодействию с участниками образовательного процесса. Это – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность.

Рефлексивный компонент. Это комплекс познания собственного имиджа, его оценивание, а также анализ всестороннего восприятия имиджа учителя обучающимися, родителями, т. е. другими участниками. Рефлексивный компонент в психологическом портрете педагога может отражаться через гордость, радость, стыд, тревогу и прочие эмоционально-нравственные состояния.

Профессионализм в психологическом портрете педагога

Основу профессионализма составляют профессиональные знания – преподаваемого предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии, а также умение интегрировать полученные знания для решения педагогических задач,анализа педагогических ситуаций.

Высокий профессионализм определяется высоким уровнем компетентности. Компетентность в психологическом портрете педагога − новообразование субъекта профессиональной деятельности, которое приобретается в процессе профессиональной подготовки. Она представляет собой системное проявление академических знаний, профессиональных умений, индивидуальных способностей и личностных качеств, совокупность которых позволяют решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

В условиях реализации ФГОС современный учитель должен быть способен:

  • к поиску, анализу, адаптации и взаимодействию;

  • помогать обучающимся определять цели и результаты на языке умений/компетенций;

  • мотивировать обучающихся, вовлекая их в разные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;

  • моделировать учебный процесс через разнообразные формы организации деятельности и привлекая обучающихся к разным видам деятельности;

  • анализировать собственную деятельность, поведение, организовать рефлексию с учащимися в процессе учебных занятий;

  • вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая для учащихся атмосферу успеха, в которой они могли бы высказывать свое мнение, выслушивать чужое и принимать критику в свой адрес;

  • анализировать, а также разрабатывать программы, методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

  • использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Согласно ФГОС, задача учителя - создать условия для формирования личности, способной к саморазвитию, обладать проектным (уметь организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею) и исследовательским мышлением (уметь организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею), владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Ответственность и адаптивность в психологическом портрете педагога

Ответственность – это личностная характеристика, описывающая способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействия в данной ситуации, выбирать форму собственных поступков и с готовностью принимать последствия выбора как свершившийся факт. Ответственность педагога за свою работу в образовательной организации заключается в оказании обучающимся помощи в успешном овладении компетенциями и компетентностями.

Наличие ответственности дает следующие преимущества:

  • уверенность в себе и своих силах;

  • самоуважение и уважение со стороны окружающих;

  • возможности для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией;

  • свободу от мизантропии.

Адаптивность – необходимое профессионально значимое качество, играющее важную роль в психологическом портрете педагога. Адаптация как объективный процесс важна в любой профессии, а ее значимость для учительской деятельности вытекает из специфики самого труда, так как результат труда учителя не поддается прямым измерениям, а оценивается только опосредованно и отдаленно. Чем успешнее профессиональная адаптация, тем выше мастерство и умение, а также результат его влияния на формирующуюся личность обучающегося. Тем полнее и ярче психологический портрет педагога

К адаптивным можно отнести способности:

  • самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

  • по-разному доступно излагать один и тот же учебный материал, с тем чтобы учащиеся хорошо поняли и усвоили его;

  • обучать с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, приобретение умений и навыков;

  • за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

  • правильно строить урок, от занятия к занятию совершенствуя свое преподавательское мастерство;

  • передавать собственный опыт другим учителям и самому учиться на их примере;

  • заниматься самообучением, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности.

К адаптивности также относится способность сознательно управлять собственным мыслительным процессом, делая его более продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления сводятся:

  • к внимательному анализу условий решаемой задачи;
  • соотнесению требуемого результата с заданными условиями с целью установления того, чего в них не хватает для получения нужного результата;
  • постоянной тренировке мышления путем систематических упражнений.

Коммуникативная компетентность в психологическом портрете педагога

Под коммуникативной компетентностью понимается проявляющаяся в общении с людьми сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, знания психологических свойств личности (характера, темперамента) и психических состояний. Любое педагогическое действие предполагает контакт и ведущую роль учителя в процессе общения. Для конструктивного контакта ему нужно не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся и собственные, но и владеть методами построения оптимальной стратегии педагогического воздействия (влияния). Это возможно при ориентации учителя на формирование у себя и обучающихся коммуникативных качеств личности, адекватной оценки межличностных отношений. Коммуникативная компетентность в психологическом портрете педагога обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и, в конечном итоге, – систему отношений.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ту или иную ситуацию общения, требуя проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К таковым прежде всего относятся рефлексивность, гибкость и эмпатийность. Особенность перечисленных педагогически значимых качеств личности заключается в том, что каждое из них интегративно и комплексно характеризуется многоуровневой структурой. Они находятся в тесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определенное единство.

Коммуникативная компетентность – ядро профессионализма учителя, способность устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, защищать свою точку зрения, выслушивать и принимать во внимание мнение других людей, работать в команде и сотрудничать.

Учитель, обладающий коммуникативной компетентностью, умеет вступать в коммуникацию, непринужденно общаться, достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательного эффекта. Он умело ведет коллективную профессиональную деятельность и владеет приемами профессионального общения. Развитие коммуникативной компетентности учителя – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе повышения качества образования.

Творчество и любознательность в психологическом портрете педагога

Логическая цепочка «креативность – творчество – мастерство» позволяет стать настоящим учителем. Творчество и любознательность обусловливают способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до своих учеников, открытость к разнообразным перспективам и точкам зрения.

Педагогический труд не бывает нетворческим, ибо неповторимы воспитанники, обстоятельства, личность самого педагога. Любое педагогическое решение всегда принимается под влиянием нестандартных факторов.

Творчество в педагогической деятельности представляет собой нередко стихийную или определенным образом организованную практическую деятельность учителя. Целью его творческого поиска является совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие личности учащихся. Хорошо известно, что педагог, который обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Творчество не является исключительным свойством избранных и является необходимой чертой в психологическом портрете педагога. Овладение мастерством – вполне достижимая цель. Опыт учителя, выросший из его педагогической интуиции, углубленный и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, срабатывающий в конкретном случае повседневной практики обучения и воспитания, позволяет создать свою индивидуальную систему. Иногда учителя интересует не какой-то конкретный сложный вопрос, а целый комплекс проблем, так как это помогает заинтересовать всех учеников процессом познания. Главное – умело вовлечь их в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.

Главной задачей педагогического творчества является развитие творческого потенциала учащихся. Для решения этой задачи нужно, чтобы каждый учитель был творческой личностью. Основными характеристиками педагогического творчества являются умение в доступной форме излагать сложные проблемы, увлечь преподаванием каждого обучаемого, направить активную деятельность на творческий поиск знаний (умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного их поведения, факты и явления, обусловливающие возникновение этих причин).

Сегодня очень важна готовность учителя в любых обстоятельствах действовать инициативно и творчески – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.

Критическое и системное мышление в психологическом портрете педагога

Критическое мышление – очень важная и нужная форма мышления, можно сказать, жизненно необходимая. Чтобы не попасть впросак, мы всегда стараемся критически мыслить. Критическое мышление – это своеобразный «интеллектуальный фильтр», спасающий нас не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. Каждый ученик невзирая на авторитеты вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление, способность ставить новые вопросы, приводить разнообразные аргументы, принимать продуманные независимые решения дополняет психологический портрет педагога, работающего в условиях реализации ФГОС.

Определение критического мышления обычно включает умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Исходный принцип системного мышления – искусство абстрагироваться от частностей предмета рассмотрения, от тех его характеристик, которые кажутся разрозненными частностями, выявляя глубинные связи между ними и закономерности. Такой подход позволяет обнаруживать связи между отдельными событиями и, уяснив их подлинную природу и соответствующие закономерности, оказывать влияние на ход таковых.

Системное мышление – это метод, с помощью которого можно выявить закономерности, определенный смысл в ряду событий и явлений, чтобы лучше подготовиться к будущему и получить возможность влиять на него. Иными словами, системное мышление дает человеку инструмент для управления своим будущим.

Ближайшая польза овладения системным подходом заключается в умении мыслить ясно, потому что наши убеждения тоже представляют собой систему. Вспомним притчу о том, как слепые анализировали слона.

Системное мышление позволяет активно влиять на свою жизнь, научившись выявлять в ней закономерности, которые управляют ходом ее событий.

При наличии системного мышления в руках оказываются более эффективные инструменты для решения различных проблем, стратегии мышления становятся более отточенными. Системный подход избавляет от необходимости ломиться в закрытую дверь, поскольку позволяет сначала понять, как крепятся на двери петли и в какую сторону она открывается, и лишь потом открывать ее (тогда, возможно, хватит одного лишь касания пальцев).

Системный подход – основа ясного мышления и здоровых взаимоотношений, он позволяет понять больше и видеть дальше, не зацикливаться на поисках «виноватого». Системное мышление – это инструмент, позволяющий разумно и эффективно управлять той или иной ситуацией.

Медиаграмотность в психологическом портрете педагога

Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. Важнейшим механизмом создания разносторонней творческой личности можно считать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры и медиакультуры педагога и ученика.

Медиаграмотность в психологическом портрете педагога выступает как совокупность навыков и умений, которые позволяют учителям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. Такой педагог не только ориентируется в потоке информации, но и умеет сам ею манипулировать – создавать новые медиа и общаться на равных с имеющимися.

Медиаграмотный учитель может:

  • работать с информацией и медиасредствами;

  • находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать информацию

    в разных формах и различными способами;

  • поощрять и развивать у учащихся желание задавать обоснованные проблемные вопросы, связанные с медиа;

  • использовать в преподавании исследовательскую методику, когда учащиеся могут самостоятельно искать (медиа)информацию, чтобы ответить на различные вопросы, применять полученные знания к новым областям;

  • организовывать проведение дискуссий;

  • поддерживать открытые обсуждения;

  • поощрять учащихся к размышлению над их медийными опытами и действовать на основе найденного понимания.

В ФГОС изначально заложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Спринятием ФГОС роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает и реализация предоставляемых ФГОС конкретных возможностей будет зависеть от учителей.

Социальная ответственность в психологическом портрете педагога

Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества, этично вести себя в межличностном, профессиональном и социальном контексте. Представление о целях образования предполагает как можно более полное развитие тех способностей, которые необходимы учителю и обществу, приобщение педагога к активному участию в жизни.

Важнейшая задача системы образования состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность выбора собственной образовательной траектории, развить их мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь им стать полноценными гражданами страны.

Школа должна являться важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности и психологический портрет педагога как транслятора этого фактора очень важен. Результатом гуманистической направленности педагогического процесса становятся современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, мобильностью и конструктивностью. 

В настоящее время педагогический профессионализм приобретает способность оказывать гражданское и общественное влияние на образовательную политику (систему норм, прав, принципов). Поле для проявления гражданских позиций педагогических работников задается выполнением ими новых социальных функций, к которым относится:

  • распространение гуманистических идей, формирование соответствующих ценностей у нового поколения средствами образования;

  • выявление возможностей для позитивных инноваций в образовательной микросреде, участие в педагогических проектах;

  • публичная оценка инновационных идей и мероприятий;

  • сохранение независимости инновационных инициатив.

Профессиональное выполнение учителями вменяемых им в обязанности социальных функций способствует формированию гражданского общества и является гарантией ответственного отношения к результатам собственной педагогической деятельности.

Любовь к детям в психологическом портрете педагога

Преданный своему делу учитель должен любить детей. Любовь к детям – главное профессиональное качество учителя. Прежде всего он должен понимать их и принимать такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на перспективных и неперспективных, трудных и обычных, может не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он хочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» делают воспитанника нечувствительным к слову педагога либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие через какое-то время становится привычным.

В процессе воспитания необходимо дать учащемуся почувствовать, что его любят независимо от проступков и внешних качеств. Любить ребенка – значит уметь вникать в его тревоги, вовремя приходить ему на помощь, вслушиваться в настроение, входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, своевременно разрешать противоречия школьной жизни.

Любовь к детям проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками. Такие отношения должны складываться на основе доверия, уважения, требовательности, чувства меры, справедливости, великодушия, доброты, взаимопомощи, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной требовательности и ответственности. 

Психологический портрет педагога, работающего в условиях реализации ФГОС второго поколения, многогранен и постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества. При этом основные его составляющие остаются постоянными и совершенствуются по мере приобретения педагогом опыта профессиональной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль