Диагностика первоклассника: содержание и организация

36

Первый класс в жизни ребенка подобен старту космической ракеты. В зависимости от качества организации работы в первом классе будет определён успех и неуспех всей дальнейшей учебной деятельности первоклассника. Значительную роль здесь должны играть родители. Затронув в предыдущем номере вопрос о специфических и неспецифических трудностях первоклассника, поговорим о том, как диагностировать последние в домашних условиях

Диагностика причин неспецифических трудностей первоклассника

Очень информативным и совсем несложным может быть анализ общего и школьного режима дня в сочетании с анализом расписания и объема домашних заданий. Такой анализ позволит увидеть реальную нагрузку ребенка, понять, есть ли нарушение режима дня, не перегружен ли ребенок дополнительными занятиями, не проводит ли он все свое свободное время у телевизора или у компьютера. Для того, чтобы провести анализ общего режима дня и внеучебных занятий можно использовать анкету «Режим дня школьника» (табл. 1). Она позволит выявить предпочтения ребенка при выборе занятий по интересам, а также понять, каким образом распределяется его время в течение каждого дня. Диагностика первоклассника включает также анализ учебной нагрузки. Общие показатели смогут дать полную картину распределения времени на учебу и отдых. Также они продемонстрируют, насколько рационально это распределение. Основной параметр, на который стоит обратить внимание, - поглощение учебной нагрузкой всего свободного времени ребенка. Необходимо оценить, как распределяется свободное время, когда школьник готовит уроки, не жертвует ли он отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьника. 

Для того чтобы провести диагностику режима первоклассника, нужно знать нормативы рекомендуемой продолжительности сна, прогулок. Приведем эти нормативы в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (табл. 2–4). 

Диагностика первоклассника: содержание и организация

Диагностика первоклассника: содержание и организация

Диагностика первоклассника: содержание и организация

В последние годы все чаще отмечаются не только учебные, но и внеучебные перегрузки, особенно в начальной школе (становясь старше, дети просто отказываются от большинства дополнительных нагрузок). Приведем реальный пример: у второклассника – ученика гимназии, кроме 6 уроков в гимназии и 2–3 часов на приготовление домашних заданий, три раза в неделю музыкальная школа, два раза – плавание, два раза – дополнительный английский, два раза – теннис.

ВНЕШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ И СОЗДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ У ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ

Нетрудно предположить, что ребенок практически не бывает на воздухе, уроки готовит с 8 до 11 часов вечера, потом долго не засыпает, утром с трудом встает и на уроках не может сосредоточиться.

Конечно, внешкольные нагрузки – выбор родителей, но они могут стать причиной перегрузки и создать дополнительные условия для возникновения школьных трудностей. В проведении диагностики первоклассника важна специальная карта наблюдения за поведением ребенка позволит увидеть первые проявления ухудшения его состояния, выявить пограничные нарушения психического здоровья по поведенческим реакциям (табл. 5).

Диагностика первоклассника: содержание и организация

РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ СОСТОЯНИЕ, НО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ ЕГО ЖИЗНИ ИЛИ ОБУЧЕНИЯ, И ТОГДА, ВОЗМОЖНО (И НЕ СРАЗУ), СОСТОЯНИЕ ИЗМЕНИТСЯ.

Карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Не следует торопиться ставить балл, если нет уверенности. Нередко представления о поведении ребенка расходятся с результатами собственных наблюдений, поэтому лучше понаблюдать за ним еще несколько дней.

По результатам диагностики первоклассника подсчитывается суммарный балл. Если суммарный балл меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет перенапряжения.

Если суммарный балл от 15 до 20, то следует обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.

Если суммарный балл больше 20, то это свидетельствует о значительном функциональном и эмоциональном напряжении, ухудшении состояния психического здоровья. В этих случаях рекомендуется обратиться за консультацией к детскому неврологу или педиатру.

Памятка для родителей

Десять советов по преодолению проблем первоклассника в школе

1. Школьные проблемы возникают почти у всех детей, поэтому реакция должна быть спокойной, но помощь – реальной.

2. Помощь ребенку будет эффективной, если разобраться в причинах трудностей.

3. Наблюдение за ребенком, его деятельностью позволит увидеть многие проблемы. Не стоит торопиться с выводами, считая, что ребенок ленится, не старается, не хочет учиться.

4. Диагностика режима дня первоклассника позволяет выделить проблемы и исключить их. Любые нарушения режима дня могут стать причиной снижения работоспособности и школьных трудностей.

5. Рекомендуется несколько раз в течение учебного года анализировать режим дня ребенка (стоит сделать это в октябре и в феврале).

6. Не стоит «отмахиваться» от жалоб ребенка, считая, что он «отлынивает от учебы», следует внимательно разобраться в них.

7. Хронические заболевания, частые простуды, любые нарушения психического здоровья (неврозоподобные расстройства) также могут стать основой проблем первоклассника в школе. Таким детям необходим щадящий режим и снижение внеучебных нагрузок.

8. Фиксированное наблюдение за состоянием и поведением ребенка помогает увидеть изменение его состояния и вовремя принять необходимые меры. 9. Все действия по организации помощи ребенку должны быть согласованы с учителем.

10. Самый неэффективный вариант преодоления проблем первоклассника в школе – «больше заниматься», не разобравшись в причинах трудностей.

В тех случаях, когда ребенок здоров, спокоен, бодр, с удовольствием ходит в школу, у него нет проблем общения со сверстниками и учителем, если он все успевает и в то же время достаточно двигается, бывает на воздухе, спит 9–10 часов, но у него есть проблемы с учебой, стоит (сначала обсудив проблемы с учителем) обратиться за консультацией к специалистам.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
  • Документ №4.png


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль