Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

55

В рамках проекта «Региональная система психолого-педагогического обеспечения ФГОС ОО» лабораторией обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», в 2011–2013 гг. на основе мониторинга деятельности специалистов службы сопровождения, анализа планов и программ работы специалистов в рамках аттестационных мероприятий, а также в рамках деятельности рабочей группы педагогов-психологов была проанализирована сложившаяся практика проектирования психолого-педагогических условий реализации ООП ОО, разработаны рекомендации по конкретизации содержания данной группы условий, модели организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного образования (далее – ФГОС ОО), определяющих требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного образования (далее – ООП ОО), законодательно закрепленной обязательности оказания психологической помощи учащимся, особую актуальность приобретает проблема организации эффективного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС ОО психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОО должны быть описаны в организационном разделе ООП и обеспечены в каждой образовательной организации (далее – ОО). И здесь, как показывает практика, руководство школы может столкнуться с определенными трудностями в проектировании и реализации данной группы условий (если, конечно, не подходит к этому формально, ограничиваясь простым копированием соответствующего текста из примерной ООП, часто работая в условиях дефицита специалистов сопровождения).

Эти трудности могут быть связаны как с конкретизацией содержания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, их представления в тексте ООП, так и с интеграцией необходимых ресурсов для их реализации.

Рассмотрим подробнее.

Описание психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО

С одной стороны, ФГОС ОО предъявляет требования к психологопедагогическим условиям реализации основной образовательной программы (закрепляет их обязательность), с другой стороны, в тексте ФГОС ОО скорее определяется функциональное назначение данной группы условий («должны обеспечить…»), нежели раскрывается их содержание. Примерная основная образовательная программа под редакцией А.М. Кондакова* (единственный рекомендованный источник для написания ООП) фактически повторяет текст ФГОС ОО, заменяя частично текстовую информацию на графическое ее представление.


Ни в одном нормативном документе нет четкого определения психолого-педагогического сопровождения, отсутствует конкретизация данной группы условий, что существенно затрудняет последовательное и содержательное раскрытие данного раздела ООП для конкретной образовательной организации.


Анализ ООП образовательных организаций Вологодской области (всего было проанализировано 17 ООП, размещенных на сайтах) позволил выявить два варианта описания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО, получивших наибольшее распространение:

1) раскрытие каждой позиции ФГОС ОО, касающейся психолого-педагогических  условий сопровождения;

2) раскрытие содержания психолого-педагогического сопровождения по этапам (например, 5–7-е классы, 8–9-е классы).

Среди наиболее распространенных ошибок в конкретизации содержания основных позиций ФГОС ОО в части психолого-педагогических условий следует отметить следующие:

  • формальный характер описания, который сводится к простому переписыванию текста соответствующего пункта ФГОС НОО (п. 28), ФГОС ООО (п. 25) или текста из примерной ООП;
  • отсутствие описания особенностей психолого-педагогического обеспечения в конкретной ОО;
  • фиксация факта наличия службы сопровождения без конкретизации содержания ее деятельности;
  • краткое раскрытие содержания традиционных направлений психолого-педагогического сопровождения (при этом, отсутствует экспертиза как обязательное направление);
  • подмена описания условий планом работы специалистов с указанием мероприятий и сроков их реализации;
  • включение в организационный раздел ООП информации, дублирующей содержание других разделов программы (например, описываются особенности подросткового возраста, реализуемые образовательные технологии и т. п.).

Для конкретизации содержания данного раздела можно воспользоваться разработанной нами таблицей.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы ОО

No

Требования ФГОС ОО к обеспечению психоло- го-педагогических условий реализации ООП

Обеспечение психолого-педагогических условий в ОО
(что должно быть отражено в программе)

1

2

3

1

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

  • Фиксируется наличие Службы / специ- алиста/ иных кадровых и организацион- ных ресурсов, включая сетевое взаимо- действие

  • Определяется цель психолого-педагоги- ческого сопровождения

2

  • Преемственность содержания и форм органи- зации образовательного процесса по отноше- нию к начальной (основной) ступени общего образования.
  • Учет специфики возрастного психофизическо- го развития обучающихся
  • Наличие программы преемственности между дошкольным, начальным и основным уровнями образования и отдельных программ, включая программу подготовки детей к обучению в школе, программу адаптации к системному обучению и переходу в среднее звено.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей в период подготовки к школе.
  • Организация мониторинга здоровья обучающихся.
  • Отражение разнообразных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (учениками, родителями, педагогами), включая адаптационные тренинги, тематические родительские собрания, консультации, консилиумы.
  • Планированиепсихолого-педагогической работы в соответствии с актуальными возрастными задачами и индивидуальными особенностями обучающихся

3

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся

  • Консультирование и просвещение обучающихся, педагогических и административных работников, родителей.

  • Участие специалистов сопровождения в общешкольных программах по развитию психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.

  • Отражение разнообразных форм психолого-педагогического просвещения

4

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; 
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; 
  • развитие экологической культуры;
  • дифференциация и индивидуализация обучения; 
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, учащихся с особыми образовательными потребностями; 
  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпи- адного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; 
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления)
  • Описание модели психолого-педагоги- ческой службы / сопровождения специ- алистом.

  • Раскрытие специфики реализации каж- дого направления психолого-педагогиче- ского сопровождения

5

Диверсификация уровней психологопедагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации)
  • Наличиепсихолого-педагогического консилиума как основы взаимодействия специалистов сопровождения.

  • Осуществление сопровождения комплексно-целевых программ ОО

6

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образо- вательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)

Фиксация нормативно-правовых оснований деятельности специалистов сопровождения (локальные документы ОО, являющиеся основанием для организации деятельности по психолого-педагогическому обеспечению).

1

2

3

  • Фиксация наличия планов работы специ- алистов (педагога-психолога, педагога- логопеда и др.).

  • Описание модели психологического со- провождения личностного развития обу- чающихся.

  • Фиксация результатов, подтверждающих психологически благоприятную образо- вательную среду в ОО

Интеграция и концентрация ресурсов для реализации психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы ОО

С введением ФГОС ООО, с одной стороны, необходимость в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса становится очевидной, с другой стороны – оптимизация образования, реализуемая в последние годы, привела к существенному сокращению числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, включая педагогов-психологов.

В условиях реализации ФГОС ОО организация деятельности педагога-психолога (психолого-педагогической службы) может осуществляться на основе разных моделей, которые выбирает образовательная организация совместно с муниципальными органами образования исходя из имеющихся возможностей и условий: модель со штатным специалистом ОО (рис. 1) и модель сетевого взаимодействия (рис. 2).

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы

В условиях перехода ОО на новую систему финансирования психолого-педагогическое сопровождение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО может быть обеспечено как в рамках штатного расписания ОО (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМССцентров (ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), педагогов-психологов базовых школ, иных учреждений.

Таким образом, эффективное решение выявленных затруднений будет содействовать более полной условий реализации основной образовательной программы ОО в решении задач ФГОС ООО.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.png


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль