Подготовка дошкольников к обучению школе: курс «Школа будущего первоклассника»

33

Подготовка дошкольников к обучению в школе: «Школа будущего первоклассника»

В МАОУ «Гимназия № 1» г. Сыктывкара подготовка дошкольников к обучению в начальной школе осуществляется в рамках курса «Школа будущего первоклассника». Обучение в Школе будущего первоклассника проводится с 1 октября по 31 марта текущего учебного года (таблица). Занятия проходят по субботам, согласно расписанию.

Занятия с дошкольниками в Школе будущего первоклассника ведутся по технологии проблемно-диалогического обучения, которая специально адаптирована к возрасту ребенка-дошкольника. Такая подготовка дошкольников к обучению в школе позволяет обеспечить преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

Примерный список литературы для подготовки дошкольников к обучению в школе по курсу Школы будущего первоклассника:

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5–6 лет (ч. 3, 4). М., 2013.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5–6 лет. М., 2012.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Математика для дошкольников (Школа 2000). М., 2013.
  • Кузнецова З.И. Ты – словечко, я – словечко…: Пособие по риторике для детей 5–6 лет / Под ред. Ладыженской Т.А. М., 2012.
  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. М., 2013.
  • Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей. М., 2012.
  • Программно-методическое пособие «Я расту, я учусь, я радуюсь!» / Под ред. Т.Г. Неретиной. Магнитогорск, 2003.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  • Давидчук А.Н. Развитие у школьников конструктивного творчества. М.,1976.
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. М., 2000.
  • Волкова С.В., Столярова Н.И. Тетрадь с математическими заданиями. М., 2000.
  • Раздаточный и наглядный материал (карточки к пособиям «Здравствуй мир!» и «По дороге к Азбуке» по темам) / Сост.: Бунеева Е.В., Кочемасова Е.Е.
  • Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Информатика для дошкольников 5–6 лет. М., 2013.

Учебный план Школы будущего первоклассника

Предметы

Количество часов в неделю

Всего

Итоговое занятие (декабрь, март)

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (приложение 1):
1.1.
Риторика общения.
1.2.
Введение в художественную литературу

1

24

2

2. Письмо

1

24

2

3. Математика:
3.1.
Конструирование

1

24

2

4. Логика (приложение 2)

1

24

2

5. Ознакомление с окружающим миром «Здравствуй, мир!» (приложение 3)

1

24

Максимальная учебная нагрузка

5

120

8


Общая схема организации занятия по подготовке дошкольников к обучению в школе:

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).

2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи («мы это не знаем, мы это еще не умеем…»). Педагог вместе с детьми определяет тему занятия.

В результате ребята делают вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).

При помощи наводящего диалога и на базе предметной деятельности учеников учитель подводит их к тому, чтобы открыть новое знание или умение. После чего дети вновь обращаются к ситуации, которая вызвала затруднение, и уже спокойно решают ее с помощью нового способа.

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (6 мин). На этом этапе дети используют новое знание или умение.

Данное упражнение, применяемое при подготовке дошкольников к обучению в школе, выполняется в учебной тетради (3–4 мин). В конце упражнения воссоздается специальная игровая ситуация, благодаря которой происходит индивидуальное освоение каждым учеником массива нового материала. Благодаря этому возрастает самооценка ребенка касательно собственной своей деятельности, которая предполагает освоение нового. Результатом этой работы становится то, что дети либо убеждаются в том, что они правильно выполнили задание, либо исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

6. Итог занятия.

Дети сообщают:

  • что нового узнали;
  • где новое пригодится.

Общие принципы подготовки дошкольников к обучению в школе

Организация обучения в Школе будущих первоклассников построена в соответствии с общими принципами:

1. Личностно ориентированные принципы:

  • адаптивности – создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
  • развития – целостное становление личности ребенка и его готовность к дальнейшему развитию;
  • психологической комфортности – психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2. Культурно ориентированные принципы:

  • образа мира и целостности содержания образования – представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
  • смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысливает для себя;
  • системности – наличие единых линий развития и воспитания;
  • ориентировочной функции знаний – помощь в формировании у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности;
  • овладения культурой – обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3. Деятельностно ориентированные принципы:

  • обучения деятельности. В этом процессе главным считается не передача ученикам уже готовых знаний, а формирование такой детской активности, в процессе которой ученики сами осуществляют для себя «открытия», познают новое посредством решения сложных задач. А игровые моменты, которые используются в процессе учебы, и радость открытия нового становятся предпосылкой для формирования у учащихся познавательной мотивации, в результате чего преодоление интеллектуальных и личностных трудностей лишь способствует развитию волевой сферы;
  • опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

4. Креативный принцип. Этот принцип подготовки дошкольников к обучению в школе предполагает, что нужно учить творчеству, способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Окончив Школу будущего первоклассника, дети должны знать:

1. Тема «Здравствуй, мир!»:

  • приемы ориентации в городе и на природе;
  • приемы личной безопасности;
  • знания о службах помощи;
  • название собственного адреса, страны, города;
  • отношения в семье;
  • знания о изменениях в природе по сезону;
  • понимание условий, необходимых для роста растений;
  • понимание принципов работы библиотекаря, почтальона, пожарника и др.;
  • знание о зимующих птицах;
  • понимание простейших причинно-следственных связей;
  • понимание, как различать деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • умение пользоваться календарем погоды;
  • способность ухаживать за растениями и животными;
  • умение соблюдать осторожность в новых жизненных ситуациях.

2. Тема «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»:

звуки:

  • понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
  • акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений;

слоги:

  • понятие «слог», слоговой анализ слов;
  • подбор слов на заданное количество слогов;
  • выделение в словах первого и последнего слогов;
  • подбор слов на заданный слог;
  • составление прямых и обратных слогов;

слова:

  • составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
  • выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
  • восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
  • последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

буквы:

  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • согласные и гласные буквы;
  • соотнесение букв и звуков;

связная устная речь:

  • ответы на вопросы, диалогическая речь;
  • составление предложений, распространение предложений с добавлением недостающих слов;
  • подробный пересказ текста;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческие рассказы;
  • умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;
  • умение сопереживать, сочувствовать литературным героям;
  • представление о построении художественного текста, жанровых особенностях;
  • ориентация в разных ситуациях общения, с учетом того, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будут использованы;
  • владение своим голосом, понимание, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией;
  • умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего.

3. Тема «Письмо»:

  • работа с гигиеническими требованиями при письме;
  • развитие моторики пальцев и свободы движения кисти;
  • развитие ориентации на листе в тетради;
  • начертательное умение письменных прописных (заглавных) и строчных букв;
  • написание букв, буквосочетаний, слогов, слов, соблюдая гигиенические нормы.

4. Тема «Математика»:

  • сходства и отличия двух и более предметов;
  • нахождение одинаковых предметов в группе;
  • поиск лишнего предмета;
  • синтез разных предметов в группы;
  • изучение чисел и величин в пределах 10.

5. Тема «Логика»:

  • анализ предметных свойств, поиск предметов, которые обладают этими свойствами, деление множества на подмножества, которые характеризуются общим свойством;
  • синтез по некоему общему признаку, а также поиск закономерности по этому же признаку;
  • соединение воедино части и целого;
  • определение главной функции предметов;
  • схематизирование событий в нужной последовательности;
  • работа с простым порядком действий для реализации заданной цели;
  • поиск ошибок в неточной последовательности действий;
  • составление отрицаний по аналогии;
  • возможность видеть положительные и отрицательные свойства в разных ситуациях;
  • возможность сравнивать разные предметы;
  • возможность наделять один предмет свойствами другого.

Подготовка дошкольников к обучению в школе: диагностика предпосылок учебной деятельности

Диагностика предпосылок учебной деятельности, прежде всего, предполагает определение готовности дошкольника к новому виду активности – учебной. Если сравнивать ее с игровой, учебная деятельность характеризуется рядом специфических особенностей. Она направлена на результат, произвольность и обязательность.

Учебные задания, которые даются в работу первокласснику, предполагают ряд условий и некоторых требований, а также ориентацию на существенные правила и образец. Эти умения, используемые при подготовке дошкольников к обучению в школе, можно называть предпосылками учебной деятельности, которые еще нельзя назвать полностью учебными действиями, но которые необходимы для начала знакомства с ними.

А в дальнейшем, после окончания Школы будущего первоклассника (в возрасте 6-7 лет) стоит начать проводить исследование вышеназванных умений, поскольку от них существенно зависит успех учебы в первое время. На этом этапе заканчивается подготовка будущего первоклассника к школе.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности, которая проводится при подготовке дошкольников к обучению в школе, используется комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований:

  • методика «Бусы» – умения ориентироваться на образец;
  • методика «Домик» – умения действовать по правилу;
  • методика «Узор» – уровень развития произвольности;
  • методика «Графический диктант».


Приложение 1
Планирование занятий по обучению грамоте и развитию речи в Школе будущего первоклассника

Обучение грамоте

Развитие речи

Количе- ство часов

Примеча- ние

1

2

3

4

Беседа. Для чего нужна речь? Речь устная и письмен- ная. Предложение, слово, слог

Составление рассказа по картинке

1

Звуки речи как «материал» языка. Буквы знаки звуков. Гласные звуки [а], [о]. Заглавные и строчные буквы: А, а; О, о

Осень. Золотая осень. Осенние месяцы, явления. Стихи об осени

1

Деление слова на слоги. Составление слоговой лесенки. Согласные звуки [г], [г’], [п], [п’]. Заглавные и строчные буквы: Г, г; П, п

Грибы (съедобные и несъедобные). Загадки о грибах

2

Закрепление пройденного. Слоги и слова. Составление слогов и слов

Моя семья. Составление рассказа о семье

1

Работа с деформированным словом. Согласные звуки [т], [т’]. Заглавные и строчные буквы: Т, т

Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения

1

Выделение изученного звука в слове. Согласные звуки [р], [р’]. Заглавные и строчные буквы: Р, р

Рыбы. Составление рассказа «На рыбалке». Загадки о рыбах

1

Гласные звуки [и], [у]. Заглавные и строчные буквы: И, и; У, у

Игрушки. Составление рассказа об игрушке по серии картинок

1

Согласные звуки [н], [н’]. Заглавные и строчные буквы: Н, н. Игры со словами. Составление слоговой лесенки

Насекомые. В. Бианки «Приключения Муравьишки»

1

Согласные звуки [к], [к’]. Заглавные и строчные буквы: К, к. Игра «Наборщик»

Книги. Составление рассказа «Моя лю- бимая книга»

1

Согласные звуки [с], [с’]. Заглавные и строчные буквы: С, с. Аукцион «Кто больше

Сказки. Драматизация сказки «Теремок»

1

Согласные звуки [л], [л’]. Заглавные и строчные буквы: Л, л. Слоговое лото

В лесу. Стихи, загадки о лесе и его обитателях

1

Предварительное итоговое занятие

1

Согласные звуки [м], [м’]. Заглавные и строчные буквы: М, м. Игры со словами

Музыка. Музыкальные инструменты. Братья Гримм «Бременские музыканты»

1

Согласный звук [ш]. Заглавные и строчные буквы: Ш, ш. Выделение лишнего слова из группы слов

Школа. Школьные принадлежности. Скороговорки, пословицы, поговорки, загадки

1

Согласные звуки [д], [д’]. Заглавные и строчные буквы: Д, д. Отработка навыков чтения. Игра «Продолжи
до слова
, до предложения»

Друг. Дружба. Пословицы. В. Осеева «Синие листья»

1

Согласные звуки [в], [в’]. Заглавные и строчные буквы: В, в. Игры со словами

Времена года и их приметы.
К. Ушинский «Четыре желания»

1

Заглавные и строчные буквы: Е, е, Ё, ё. Игра «Из слова слово»

Хвойные и лиственные деревья. Рассказ «С кем дружит ель

1

Согласные звуки [б], [б’]. Заглавные и строчные буквы: Б, б. Отработка навыков чтения

Птицы. Перелетные, оседлые, зимние гости. В. Бианки «Кто чем поет

1

Согласные звуки [з], [з’]. Заглавные и строчные буквы: З, з. Обучение смысловому чтению

Зоопарк. Животные зоопарка.
С. Маршак «Где обедал воробей

1

Гласные буквы Я, я. Игры со словами

Ягоды (в лесу, в саду, на болоте). Составление рассказа-описания по картинке. Загадки

1

Согласный звук [й]. Заглавные и строчные буквы: Й, й. Составление деформированного предложения

Домашние животные. Рассказ, загадки. С. Михалков «Мой щенок»

1

Закрепление

Кроссворды, ребусы

2

Итоговое занятие

1

Резервное занятие в игровой форме

Кроссворды, ребусы, загадки, шарады

1


Приложение 2
Планирование занятий по логике в Школе будущего первоклассника 

Тема урока

Кол-во часов

Дополнительный материал

Октябрь

«Давайте познакомимся»

1

«Расскажи о себе». «Расскажи о семье». «Расскажи о друзьях»

Понятия «больше», «меньше». Сравнение групп по кол-ву

1

«Угадай-ка». «Закончи предложение»

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

1

Графический диктант

Цвет предмета. Классификация цветов. Выявление закономерности в чередовании цветов

1

Задачи-шутки

Ноябрь

Форма предмета. Определение формы. Классификация по форме. Выявление закономерности в чередовании фигур по форме

1

Игра «Бывает не бывает»

1

«Продолжи предложение». Задачи-шутки

Размер предмета. Понятие размера. Классификация и сравнение по размеру

1

«Вставь пропущенное слово». «Карлики и великаны»

Название предмета. Обобщение и классификация предметов по общему названию

1

«Найди лишнее». Задачи-шутки

Декабрь

Название предмета. Обобщение и классификация предметов по общему названию

1

«Продолжи ряд». Перенос точек

1

«Найди лишнее». Графический диктант

Признаки предметов. Описание, определение предметов. Обобщение и классификация по их общему названию

1

«Угадай предмет». Перенос точек

Предварительное итоговое занятие

1

Признаки предметов. Описание, определение предметов. Обобщение и классификация по их общему названию

1

«Бывает не бывает». Логические задачи

Январь

Действия предметов. Определение и названия действий предметов. Обобщение и классификация по действиям

1

«Продолжи ряд». «Кто это

1

Логические задачи. Графический диктант

Определение последовательности событий

1

«Кем будет ...». «Продолжи»

Закрепление пройденного

1

Логические задачи. Задачи-шутки. Графический диктант

Февраль

Сравнение

1

«Давайте пофантазируем». «Скажи наоборот»

Обобщение

1

«Дай общее название». «Найди лишнее»

Классификация

1

«Найди пятое слово». «Раздели на группы». «Найди ошибку»

Рассуждение

1

«Юные почемучки»

Март

Аналогия. Нахождение слов по аналогии

1

«Найди пару». «Бывает не бывает»

Игры, упражнения, закрепляющие знания

1

Логические задачи. Задачи-шутки. Графический диктант

Диагностика мышления

1

Тест

Анализ результатов диагностики. Работа над ошибками

1


Приложение 3
Планирование занятий «Здравствуй, мир!» в Школе будущего первоклассника 

Тема занятия

Количество часов

Элементы содержания

Мы живем в городе

1

Отличие города и деревни

Прогулка по городу

1

Городской транспорт

Улица полна неожиданностей

1

Правила дорожного движения

«Уж небо осенью дышало»...

1

Сезонные признаки в природе

Район, в котором ты живешь

1

История и культура родного города

Едем в гости (Моя семья)

1

Любовь и уважение к своим близким

Какие мы?

1

Отношение друг к другу

Домашние животные

1

Признаки сходства и различия

В лес за грибами и ягодами

1

Значение леса в жизни людей

Откуда овощи в магазине?

1

Расширение представления

Предварительное итоговое занятие

1

Откуда хлеб пришел

1

Бережное отношение

Все работы хороши (профессии)

1

Уважение к любым профессиям

Как животные готовятся к зиме

1

Воспитание любознательности

Идет волшебница зима

1

Сезонные признаки в природе

Лесные обитатели – звери

1

Дикие звери

О тех, кто умеет летать (птицы)

1

Сходство и различие

Обитатели воды – рыбы

1

Умение наблюдать, анализировать

Мы идем в зоопарк

1

Животные разных стран

Шестиногие малыши

1

О насекомых

В окно повеяло весною

1

Сезонные признаки в природе

Весной в деревне

1

Труд людей на селе

Времена года

1

Основные признаки

Итоговое занятие в виде игры

1

Закрепление умений



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль