Доступная среда в школе для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

100

Лариса Коппалова,директор школы № 84 закрытого административно-территориального образования г. Северска Томской обл.

Если вы собираетесь принять на обучение ребенка, передвигающегося на коляске, ознакомьтесь с опытом создания доступной среды в школе коллектива школы № 84 г. Северска. В прошлом году ее директору был вручен диплом победителя Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России».

В 2011 г. в нашей стране началась реализация государственной программы «Доступная среда». У коллектива школы появились новые возможности для развития инклюзивного образования. Ранее мы обучали детей с нарушениями здоровья (в частности, для слабовидящих детей в 1996 г. были открыты специальные (коррекционные) классы IV вида), однако ученики, которые самостоятельно не передвигались, могли учиться только на дому.

Доступная среда в школе №84

Школа № 84 г. Северска открылась 1 сентября 1967 г. Последние 10 лет ее коллектив ведет активную работу по развитию инклюзивного образования. В настоящее время здесь учится 650 детей, 29 из них имеют инвалидность. В 2014 г. школа стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования», в 2015-м – победителем Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России».

Доступная среда в школе: чтобы свободно передвигаться

Перед началом 2011–2012 учебного года в школу обратились родители троих детей-инвалидов с просьбой организовать обучение для тех, кто передвигается на колясках, в обычных классах. Финансовой поддержки государственной программы «Доступная среда» еще не было, но мы решили принять этих детей. И стали думать, как приспособить школьную среду.

В первую очередь провели аудит доступности здания и помещений школы. Пригласили в качестве советников родителей, специалистов-строителей и взрослых колясочников, ведущих активный образ жизни. Начали обследование с внешних подъездов и подходов. Проанализировав полученные данные, смоделировали пути перемещения инвалидных колясок: от входного пандуса до помещений третьего этажа, входа в спортивный зал и столовую.

В соответствии с планом заменили входные двери в школу и кабинеты, сделали поручни, оборудовали съезды в спортивный зал и к запасным выходам, обустроили туалетные комнаты и помещения для отдыха.

Лифта в школе нет, поэтому возникла проблема, как организовать перемещение детей на колясках между этажами. Было решено приобрести лестничный подъемник.

Оборудование для доступной среды в школе

Обычно такое оборудование покупают заочно, ориентируясь на рекламные ролики и технические характеристики в документации. При этом не всегда можно заранее определить, соответствует ли подъемник техническим особенностям лестниц: высоте и крутизне ступеней, ширине межлестничных пролетов, на которых он поворачивается. Наши коллеги приобрели такое устройство, но использовать его не смогли, а ведь стоимость его немаленькая – от 300 до 500 тыс. руб. Поэтому прежде чем покупать подъемник, посмотрите на него в действии, чтобы оценить, подходит ли вам та или иная модель. Для этого можно прийти в учреждение, которое ее купило и использует.

Также мы приобрели ходунки и коляски с электрическим приводом. На колясках, которые в т. ч. подключаются и к лестничному подъемнику, дети самостоятельно передвигаются по школе.

На время учебы в школе к каждому ребенку-инвалиду прикреплен сопровождающий. Этот человек находится с особым учеником целый день: помогает ему перемещаться из кабинета в кабинет или на другой этаж, поесть, провести туалетные процедуры.

Сначала сопровождающими работали родственники детей-инвалидов, сейчас – педагоги. Мы пришли к выводу, что так лучше для развития детей. Ведь большинство из них все свое время проводят в семье, находятся под постоянным контролем родителей и часто не умеют выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Педагог-сопровождающий помогает наладить общение, выработать коммуникационные навыки. Становясь старше, дети сами просят отпускать маму или папу на время занятий.

Доступная среда в школе: чтобы учиться и развиваться

У инвалидов-колясочников, обучающихся в школе, разные заболевания и особенности развития. Например, двое из трех первых ребят не умели писать. Вначале и администрация, и педагоги были озадачены. Но потом нашли выход – стали использовать нетбук, ведь печатать проще.

Сейчас у нас учатся ребята, которые практически не говорят. На первых уроках рядом с ними находились мама, папа или сопровождающий. Теперь мы общаемся с ними с помощью методов альтернативной коммуникации, вырабатываем персональный язык обратной связи.

Полноценное обучение детей-инвалидов в школе невозможно без специального оборудования.

Для учебных занятий нужны специальные парты-трансформеры. Они рассчитаны на одного человека, но шире обычного стола и имеют меняющуюся наклонную поверхность. Такие парты можно легко регулировать под рост ребенка.

Кроме того, мы купили интерактивные доски и системы тестирования. Для индивидуальной работы приобрели нетбуки, которые позволяют ускорять печатные работы, выполнять тестовые задания и работать с интерактивными пособиями.

Интерактивные доски мы повесили чуть ниже, чем положено по правилам. Так ребенок на коляске может пользоваться всей ее рабочей поверхностью. Самостоятельно писать на меловой доске он не может, а манипулировать на интерактивной ему по силам.

Покупка оборудования за счет программы «Доступная среда» в школе

За счет средств программы «Доступная среда» был оборудован зал ЛФК. Для этого потребовалось изучить потребности детей с ДЦП и выбрать подходящие им тренажеры, мягкий инвентарь, фитболы и другое спортивное снаряжение. Безбарьерная среда в школе благодаря такому решению становится доступнее. 

Кабинеты логопеда и психолога мы оснастили сертифицированными диагностическими комплектами. Стали использовать методики для индивидуальной диагностической и коррекционной работы. Ведь школа должна по возможности улучшать качество жизни ребят, развивать их.

В этом учебном году мы получили специально оборудованный автобус «Газель». В результате была решена проблема транспортировки ребят в школу, выездов на досуговые и спортивные мероприятия.

Доступная среда в школе: чтобы родители стали помощниками

Педагоги ежедневно общаются с родителями особых учеников, поскольку они приводят ребенка в школу и забирают его. Это хороший шанс наладить отношения. Мы стараемся учитывать их просьбы и пожелания. Например, закупая тренажеры для кабинета ЛФК, мы советовались не только со специалистами, но и с родителями, т. к. большинство из них прошли до школы большой путь реабилитации.

Тесное взаимодействие с родителями необходимо для оперативного решения возникающих проблем. Так, например, мы узнали, что у одной ученицы низкое остаточное зрение на одном глазу. Обсудили проблему с родителями, совместно приняли решение. Семья приобрела планшет, который одобрили медики. Теперь большая часть учебников и учебных материалов доступна ребенку в электронном виде. Причем для этого не потребовалось какое-то особое устройство, ученица использует обычный планшет, в котором можно регулировать размер шрифта.

К сожалению, школа не может выполнить все просьбы родителей. Например, при выборе механических инвалидных колясок мы учитывали возраст и физические особенности детей. Коляски могут быть разного размера, их спинки – различными по твердости и т. д. Чтобы не промахнуться, администрация школы советовалась с родителями. Но их просьбы порой были настолько индивидуальны, что мы поняли, – все запросы одновременно выполнить невозможно. В итоге купили универсальные коляски. Если существуют специфические требования, родители привозят свою.

В целом у нашего коллектива большой опыт в организации инклюзивного образования, многие учителя прошли обучение по методам коррекционной педагогики. Тем не менее нам постоянно приходится повышать свою квалификацию.

Работу над конкурсными заявками, участие в конференциях мы также рассматриваем как способ приобрести новые знания. Победа во II Всероссийском конкурсе «Инклюзивная школа России» стала для нас не только высокой оценкой трехлетней работы по созданию системы инклюзивного образования, но и стимулом для ее дальнейшего совершенствования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль