Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

165

Е.А. Балабанова, педагог-психолог, эксперт журнала

Т.Ю. Медузова, учитель начальных классов ГБОУ «Гимназия № 1636 “НИКА”», г. Москва

Педагоги часто сталкиваются с необходимостью иметь под рукой базовые заготовки дидактических игр в школе, которые не требуют больших материальных и временных затрат. Авторы подготовили такие игровые заготовки, которые при необходимости легко могут использовать и педагог-психолог, и педагоги начальной школы на различных уроках или во внеурочной деятельности. Представленный материал  дидактических игр для школы— лауреат 1-й степени Открытого международного конкурса педагогических идей «Образовательный процесс — 2015».

Универсальные дидактические игры в школе с карточками-картинками

Дети в силу своих индивидуальных психологических особенностей лучше усваивают большой объем информации в игровой деятельности. В игре формируются и совершенствуются некоторые универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Дидактические игры с карточками-картинками — это универсальное средство организации учебной деятельности учащихся, которое может быть дополнением к другим формам и видам деятельности. Игры позволяют также равивать наглядно-образное мышление детей, мотивируют учащихся, развивают их познавательную активность, внимание, память, речь, мышление, коммуникативные способности, помогают быть успешными не только в игре, но и в жизни.

Решение кроссворда — тренировка в процессе подготовки к олимпиадам, в т. ч. Всероссийской олимпиаде школьников по иностранным языкам. Многие задания олимпиады основаны на использовании словарного запаса и без него не могут быть выполнены1.

Игры рекомендуется использовать регулярно. При необходимости они могут модифицироваться в зависимости от целей и задач работы.

Продолжительность — не более 15 мин. При проведении необходимо помнить: длительное ожидание своей очереди снижает интерес учащегося к игре.

Систематическое применение дидактических игр дает следующие результаты:

  • увеличивается мотивация к деятельности;
  • развиваются внимание, память и мышление;
  • формируется устойчивый интерес к деятельности;
  • дети активно включаются в речевые ситуации;
  • в игровой деятельности принимают участие все дети независимо от уровня подготовки;
  • снижается тревожность;
  • развиваются навыки сотрудничества и взаимодействия;
  • развиваются навыки само- и взаимоконтроля;
  • дети с любым уровнем подготовки имеют возможности для реализации;
  • повышается качество знаний.

Приведем примеры игр.

Примеры дидактических игр в школе для уроков окружающего мира

Предлагаемые игры разработаны для уроков окружающего мира, посвященных животному миру средней полосы России, но могут быть модифицированы в зависимости от предмета (русский язык, чтение, математика и т. д.), темы и цели. Анализ результатов игры проводится обязательно. В ходе проведения возможны импровизации.

Дидактическая игра в школе «Кроссворды»

Цель: правильно классифицировать объекты указанной группы и верно записать их названия в сетку кроссвордов.

Игра способствует:

  • развитию навыков классификации;
  • развитию навыков мыслительных операций (анализа, синтеза и комбинирования);
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 7 лет.

Количество участников: данную игру можно использовать для организации парной или групповой работы. При этом количество играющих в группе не должно превышать 4 человек.

Дополнительные материалы: заготовки для кроссворда по количеству играющих (приложение 1), бланки для проверки (приложение 2).

Правила игры. Ведущий раскладывает на столе карточки лото, названия объектов которых предполагается вписать в сетки кроссвордов. Количество групп объектов природы должно совпадать с количеством игроков или участвующих групп. Участники получают заготовки кроссворда, которые нужно заполнить. Для этого каждый играющий из всех предложенных карточек должен выбрать только те, изображения которых относятся к его группе, а затем вписать их названия в кроссворд. Месторасположение первых букв слов указано стрелками.

По окончании участниками выполняется проверка с использованием бланка с ответами.

За каждый правильный ответ ставится плюс.

Побеждает тот, кто правильно (или с минимальным количеством ошибок) заполнил кроссворд.

Дидактическая игра в школе «Загадки»

Цель: правильно описать объект живой природы, используя только его признаки — цвет, размер, форму и т. п.

Игра способствует:

  • развитию навыков устной речи;
  • снятию тревожности при монологическом ответе;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6.

Правила игры. Ведущий выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Далее он предлагает одному из игроков взять верхнюю карточку из стопки и объяснить другим участникам, используя только признаки объекта или загадку, что на ней изображено. Например: «Он небольшой, серый, колючий», «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».

Если объект угадывается верно, игрок получает один балл, ход переходит к следующему участнику. Игрок, первым отгадавший описание или загадку, также получает один балл.

Побеждает тот, кто в ходе игры наберет наибольшее количество баллов.

Дидактическая игра в школе «Я хочу вам рассказать…»

Цель: составить интересный связный рассказ о двух объектах живой природы.

Игра способствует:

  • развитию межличностных отношений;
  • развитию воображения;
  • развитию логического мышления;
  • развитию навыков устной речи;
  • снятию тревожности при монологическом ответе;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6.

Обратите внимание: в данной игре нет конкретного победителя или победителей.

Правила игры. Ведущий перемешивает и выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Затем один из игроков берет из стопки две верхние карточки, называет объекты и составляет рассказ о них, начиная его словами: «Я хочу вам рассказать…».

Например:
«Я хочу вам рассказать о липе и муравье. В одном лесу росла старая липа. Была она высоким и сильным деревом, а весной распространяла вокруг себя сладкий аромат, который так любили все лесные насекомые. Внизу у самых корней липы стоял муравейник, в котором обитали труженики-муравьи. Один из них очень любил забираться по стволу липы на самый верх. И вот однажды…».

Дидактическая игра в школе «Художники»

Цель: нарисовать интересный рисунок, в котором несколько разных объектов живой природы объединены общим сюжетом.

Игра способствует:

  • развитию межличностных отношений;
  • развитию воображения;
  • развитию логического мышления;
  • закреплению знаний об основных группах растений и животных московского региона;
  • организации проверки полученных знаний.

Возраст участников: от 5 лет.

Количество участников: 2–6 при индивидуальной работе, от 4 и более — при групповой (но не более 4 человек в одной группе).

Обратите внимание: в данной игре нет конкретного победителя или победителей.

Дополнительные материалы: листы формата А4 (по количеству участников) — для индивидуальной работы, формата А3 (по количеству групп) — для групповой работы; цветные карандаши или фломастеры.

Правила игры. Ведущий перемешивает и выкладывает на столе стопкой, лицевой стороной вниз, карточки с изображениями различных объектов живой природы: деревья, травы, звери, птицы и др. Затем ведущий выкладывает перед каждым участником лист формата А4 и предлагает взять из стопки две любые карточки, не открывая их. Далее участники должны перевернуть карточки и назвать объекты, изображенные на них. После чего ведущий предлагает играющим нарисовать рисунок таким образом, чтобы два разных объекта живой природы были бы объединены общим сюжетом. Например: ворона на березе, лягушка под грибом, яблоня и кустарник малины в саду и т. п.

Время работы ограничено, например 10 мин. По окончании каждый участник демонстрирует свой рисунок остальным и рассказывает, что на нем изображено.

Систематическое использование универсальных дидактических игр в школе обеспечивает в дальнейшем возможность обучающихся самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Что в свою очередь создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечивает успешность усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Приложение 1

Материал к игре «Кроссворды»

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Приложение 2

Бланки для проверки

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе

Развитие УУД с помощью дидактических игр в школе



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль