Развитие коммуникативной компетенции младших школьников: диагностика

162

Ольга Горлова,канд. пед. наук, зав. дошкольным отделением ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584»

Наталья Горлова,д-р пед. наук, проф., педагог-организатор ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584»

Главное в статье

  1. Учитель использует диагностическую карту и выявляет уровень развития коммуникативной компетенции младших школьников.
  2. Для повышения качества наблюдения за детьми учитель предлагает родителям заполнить таблицу. Педагог сопоставляет результаты диагностики своей и родителей.
  3. В диагностике коммуникативной компетенции преобладают критерии невербального общения, которые редко учитываются.
  4. Для повышения качества коммуникативного развития учитель преобразует диагностику в самодиагностику и предлагает учащимся 4-х классов самонаблюдение.

Программа диагностики развития коммуникативной компетенции

Образовательная программа «Озарение» (Н. А. Горлова, О. А. Горлова) – это программа, которая реализует преемственность требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования.

Внедряется в ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1584» и ГБОУ г. Москвы «Школа № 2044» и др. Одной из составляющих программы является «Оценочный навигатор». Диагностические методики в составе «Оценочного навигатора» позволяют с помощью целенаправленного наблюдения и познавательно-развивающих заданий заполнять «Шкалу достижений ребенка», выстраивать траекторию его персонального развития, определять динамику развития универсальных учебных действий.

Общение в программе «Озарение» рассматривается как приоритетная для детей социальная деятельность. Поэтому развитие коммуникативной и информационной компетенции младших школьников как образовательный результат связано с совершенствованием способности ребенка выстраивать конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками в процессе общения и совместной деятельности.

Методики по диагностике развития коммуникативной компетенции

Для определения динамики развития учащихся начальных классов, в т. ч. социального и коммуникативного развития личности, используются следующие методики, разработанные авторами программы:

  • «Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»;
  • «Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников»;
  • «Шкала социального развития личности ребенка» и др.

Диагностика детской коммуникативной компетенции проводится путем наблюдения, в ходе которого заполняется таблица (см. приложение). В диагностике преобладают критерии невербального общения, которые редко учитываются, но влияют на развитие коммуникативных способностей детей.

Учитель в таблице фиксирует наиболее частые проявления коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Количественные показатели он определяет суммой баллов.

Способности, влияющие на развитие коммуникативной компетенции

При оценке коммуникативной компетенции детей педагог опирается на развитие следующих способностей:

  • проявлять активность и инициировать общение;
  • поддерживать общение, начатое собеседником;
  • внимательно слушать речь собеседника;
  • учитывать интересы, мнение и потребности собеседника;
  • использовать тон общения, соответствующий ситуации;
  • использовать стиль общения, соответствующий ситуации;
  • воздерживаться от доминирования в беседе;
  • перестраиваться при изменении темы разговора;
  • не копировать ответы сверстников;
  • задавать вопросы и отвечать на них.

Каждый из этих показателей имеет пять критериев оценивания. Педагог использует критерии для определения динамики развития коммуникативных способностей детей.

Диагностическая карта уровня развития коммуникативной компетенции младших школьников представлена в приложении.

Приложение

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников: диагностика

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль