Рабочая программа по информатике — инструмент планирования школьного курса

32

Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы (далее – ООП). 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС) основного общего образования рабочие программы учебных предметов, курсов включают (п. 18.2.2):

Рабочая программа учебного предмета: планируемые образовательные результаты

В целевом разделе примерной ООП основного общего образования представлены требования к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам.
Особого внимания заслуживают предметные результаты:

знания и умения, освоенные школьниками в ходе изучения предмета (определяются в ходе оценки знаний);
виды деятельности по получению нового знания, преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Планируемые результаты, которые характеризуют систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится».

Этот блок опирается на материал, без овладения которым невозможно успешное обучение и социализация. Данный материал может усвоить практически каждый школьник при условии целенаправленной работы педагога, поэтому вопросы по нему выносятся на контрольные работы, экзамены как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит основанием для перевода их на следующий уровень образования.

В рубрике «Выпускник получит возможность научиться» размещаются знания и умения, необходимые для расширения и углубления опорной системы. Они формируются на основе материалов повышенной сложности, которые обрабатываются не всеми группами учащихся.  

Уровень достижений, который соответствует планируемым результатам этой группы, демонстрируют отдельные мотивированные и способные ученики. Задания блока могут включаться в материалы итогового контроля, что дает возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. Учитель выявляет динамику численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

Работа над формированием результатов этого блока – «зона поддержки», которую учитель обеспечивает своим ученикам.

Курс информатики в примерной ООП основного общего образования

Во 2-м разделе примерной ООП представлено содержание учебных предметов в основной школе. В примерной ООП основного общего образования курс информатики разделен на тематические блоки.

I. Введение.
Информация и информационные процессы. Компьютер – универсальное устройство обработки данных.
II. Математические основы информатики.
Тексты и кодирование. Дискретизация. Системы счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Списки, графы, деревья.
III. Алгоритмы и элементы программирования.
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов и программ. Анализ алгоритмов. Робототехника. Математическое моделирование.
IV. Использование программных систем и сервисов.
Файловая система. Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Электронные (динамические) таблицы. Базы данных. Поиск информации. Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ).

Содержание курса информатики в примерной ООП задает общие рамки, но не определяет последовательность изучения материала, распределение его по классам или годам обучения. Это делают авторы учебников.

Авторские рабочие программы по информатике

Каждый автор (авторский коллектив) по-своему структурирует учебный материал, последовательность его изучения по классам и внутри класса. Автор проектирует глубину изложения темы в учебнике. В идеале планируемые результаты, заявленные в авторской программе, должны совпадать (возможно, быть несколько шире) с результатами в примерной ООП основного общего образования. Именно это позволит ученику успешно пройти государственную итоговую аттестацию по выбранному предмету. Авторские рабочие программы, как правило, размещены на сайтах издательств.

Учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС общего образования и после этого включаются в федеральный перечень учебников на основании Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047. В настоящее время в федеральном перечне имеется несколько линий учебников информатики для основной школы (табл. 1).

Таблица 1. Учебники информатики для основной школы

Авторы, название учебника Класс Издательство
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 5, 6, 7, 8, 9 БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И.Г. и др. Информатика  7, 8, 9 БИНОМ. Лаборатория знаний
Угринович Н.Д. Информатика 7, 8, 9 БИНОМ. Лаборатория знаний
Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 8, 9 ДРОФА

Авторская программа к учебникам информатики для 5-9-х классов включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Нормативная база. Право педагога подготовить рабочую программу учебного предмета

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, в т. ч. правом на участие в разработке образовательных программ, учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ст. 47).

Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (ст. 48).

Использование разделов авторской программы для составления рабочей программы учебного предмета

Рассмотрим содержание разделов и покажем, как ими может воспользоваться учитель при составлении рабочей программы. В пояснительной записке авторской программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

В общей характеристике учебного предмета, курса описываются цели и задачи, структура курса и особенности построения содержания. Эта часть важна для выбора учителем линейки учебников. ФГОС основного общего образования определяет перечень дисциплин, обязательных для изучения на уровне основного общего образования, но не устанавливает, в каком классе и в каком объеме следует изучать тот или иной предмет.

В примерных недельных учебных планах основного общего образования на информатику отводится по 1 ч в неделю в 7-9-х классах (обязательная часть учебного плана). Часы для изучения информатики могут увеличиваться за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Предлагаем несколько возможных вариантов его реализации:

  • расширенный курс в 5-9-х классах (пять лет по 1 ч в неделю, всего 175 ч);
  • базовый курс в 7-9-х классах (три года по 1 ч в неделю, всего 105 ч);
  • углубленный курс в 7-9-х классах (7-й класс – 1 ч в неделю, 8-й и 9-й классы – по 2 ч в неделю, всего 175 ч).

Таким образом, наша авторская программа допускает две точки входа в изучение информатики в основной школе (см. рисунок).

Место курса информатики в учебном плане

Рабочая программа по информатике — инструмент планирования школьного курса
Целевые ориентиры изучения информатики на уровне основного общего образования

Информатику изучают все учащиеся на уровне основного общего образования. Это регламентирует ФГОС основного общего образования. Учителю необходимо понимать целевые ориентиры обучения, в т. ч. в категориях личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основными личностными образовательными результатами изучения информатики в основной школе можно считать следующие:

  • формирование представления об информации как о важном стратегическом ресурсе, влияющем на развитие личности, общества, государства;
  • осознание роли информационных процессов в мире;
  • формирование навыков анализа информации, умения критично оценивать данные;
  • ответственное отношение к данным с учетом правовых и этических аспектов формирования информационной среды;
  • чувство личной ответственности за распространяемую информацию;
  • способность соотносить содержание рабочей программы по информатике с личным жизненным опытом, понять значимость информатики с учетом тенденций развития информационного общества;
  • повышение образовательного уровня с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • общение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности (исследовательской, творческой и др.);
  • принятие ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основные метапредметные результаты изучения информатики:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными информационно-логическими умениями;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • универсальные умения информационного характера (постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации и т. д.);
  • информационное моделирование как основной метод приобретения знаний;
  • умения использовать средства ИКТ;
  • методы освоения новых инструментальных средств;
  • принятие решений и управление объектами;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Тематическое планирование по информатике

Тематическое планирование в соответствии с точками входа (см. рисунок) представлено для 5-6-х (табл. 2) и 7-9-х (табл. 3) классов.

Таблица 2. Учебно-тематический план для 5-6-х классов

Название темы Количество часов
общее теория  практика
Информация вокруг нас 12 10 2
Компьютер 7 2 5
Подготовка текстов на компьютере 8 2 6
Компьютерная графика 6 1 5
Создание мультимедийных объектов 7 1 6
Объекты и системы 8 6 2
Информационные модели 10 5 5
Алгоритмика 10 3 7
Резерв 2 0 2
Итого 70 30 40

Таблица 3. Учебно-тематический план для 7-9-х классов

Название темы Количество часов
общее теория  практика
Информация и информационные процессы 9 6 3
Компьютер как универсальное устройство обработки информации    7 4 3
Обработка графической информации 4 2 2
Обработка текстовой информации 9 3 6
Мультимедиа 4 1 3
Математические основы информатики 13 10 3
Основы алгоритмизации 10 6 4
Начала программирования 10 2 8
Моделирование и формализация 9 6 3
Алгоритмизация и программирование 8 2 6
Обработка числовой информации 6 2 4
Коммуникационные технологии 10 6 4
Резерв 6 0 6
Итого 105 50 55

В тематическом планировании указаны часы, рекомендуемые на изучение той или иной темы. Оно детализировано за счет видов аналитической и практической деятельности учащихся по каждой изучаемой теме.

Работа по авторской программе поддерживается развернутым учебно-методическим обеспечением, в составе которого:

  • авторская учебная программа по информатике в основной школе;
  • учебники для каждого года обучения;
  • электронное приложение к каждому учебнику;
  • рабочие тетради для каждого года обучения;
  • методические пособия для учителя для 5-6-х и 7-9-х классов;
  • материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).

Для формирования и оценки планируемых предметных результатов изучения информатики в основной школе предназначено учебно-методическое пособие «Информатика. 7–9 классы. Планируемые результаты. Система заданий».

Учитель преобразует выбранную авторскую программу в рабочую с учетом:

  • специфики региональных условий (1 или 2 урока информатики в неделю; оснащение школы средствами ИКТ и пр.);
  • уровня подготовленности учеников;
  • использования разнообразных форм организации образовательной деятельности;
  • внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа по учебному предмету составляется для уровня образования, но может составляться учителем-предметником на каждый класс/параллель в отдельности.

Учитель вносит коррективы в авторскую программу с учетом особенностей школы и учащихся класса, а именно:

  • определять новый порядок изучения материала;
  • изменять количество часов;
  • вносить изменения в содержание изучаемой темы;
  • дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т. д.

Так, в своей авторской программе для учащихся 5-6-х классов предлагаем две основные содержательные линии: информационная культура и алгоритмическая культура.

В зависимости от того, что знают и умеют его ученики, учитель может уделить приоритетное внимание одной из этих линий или же рассмотреть основные моменты по каждой из них. В зависимости от уровня подготовленности учеников в рамках заявленных направлений учитель может по своему усмотрению менять программные среды и инструменты.

ПРИМЕР. Для знакомства с основами алгоритмизации можно организовать работу школьников с исполнителями в среде Кумир, а можно предоставить ученикам возможность разрабатывать алгоритмы в среде программирования Scratch или с героями любимых игр и мультфильмов (blockly-games.appspot.com, studio.code.org).

Таким образом, тематическое планирование – важнейший пункт рабочей программы, требующий от учителя серьезной корректировки: учитель имеет право изменить количество часов на изучение той или иной темы, изменить последовательность изучения тех или иных тем (в рамках содержания учебника).

Тематическое планирование рекомендуется дополнять поурочным планированием.

Что касается планируемых результатов изучения предмета, то они должны быть не ниже планируемых результатов, зафиксированных в примерной программе по предмету.

При правильном подходе рабочая программа – это не дополнительная нагрузка на учителя, а инструмент, позволяющий ему выстроить образовательную деятельность, отвечающую интересам школьников и обеспечивающий достижение ими современных образовательных результатов, а также облегчающий составление других нормативных документов — например, характеристики на опекаемого ребенка от классного руководителя



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль