Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

27

Интеграция отклонений в психофизическом развитии детей

Начиная с 1990-х гг во всем мире происходит переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания детей с отклонениями, на смену традиционной системе дифференциро­ванного обучения в образовании внедряется идея интеграции.

Впрочем, осуществление этой идеи не обязывает свертывать уже сложившуюся систему дифференцированного образования учеников разных категорий. Эксперты утверждают, что интегра­ция возможна лишь тогда, когда  система образования будет постоянно совершенствоваться. И сегодня в целях медицинских, социальных и учебных организаций создание специального информационного поля для участников про­цесса интеграции, которое бы учитывало отклонения в психофизическом развитии детей. Кроме того, важно обеспечить родителей информацией об обучении лиц с ОВЗ.


Под интеграцией понимают осуществление права детей-инвалидов на образование в условиях обычной школы. Каждому такому ученику должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми образовательными потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы.


Создавая специализированные учебные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, важно подготовить комфортную атмосферу для их обучения. Все ученики должны обеспечиваться современным оборудованием и техническими средствами. Речь идет о инвалидных коля­сках, специально оборудованных местах для детей, у которых наблюдается ухудшение опорно-двигательного аппарата (это парты, вертикализаторы и т. п.). Здания, где будут обучаться такие дети, нужно оснастить пандусами и лифтом.


Прежде чем ученик с детским церебральным параличом (ДЦП) переступит порог класса в массовой школе, должна быть проведена работа среди всех участников образовательного процесса по формированию толерантного отношения.


Церебральный паралич относится к психическим заболеваниям, и прежде чем ребенок с этой болезнью пересту­пит порог кабинета в массовой школе, среди всех участников учебного про­цесса нужно провести работу, направленную на формирование толерантного отношения к таким ученикам. При реализации обучения детей с ДЦП нужно предусмотреть помощь на уроках в соответствии с их потребностями.

Комплексное образование, возможное при отклонениях в психофическом развитии детей, необходимо организовывать посредством подготовки и переподготовки учителей общеобразовательных и специальных учреждений.

Что нужно знать педагогу в процессе обучения детей с ДЦП?

Детский церебральный паралич подразумевает за­болевание нервной системы, зачастую приводящее к инвалидизации. Практика последних лет свидетельствует о том, что это заболевание нервной системы стало одним из самых распростра­ненных у детей. На тысячу новорожденных детей около шести страдают этим заболеванием.


Формы проявления:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гемипаретическая форма;
  4. гиперкинетическая форма;
  5. атонически-астатическая форма.


Двигательные отклонения в психофизическом развитии детей

Клиническая картина предполагает двигательные нарушения. Часто они проявляются совместно с психическими и речевыми дефектами, нарушениями функций других си­стем (это зрение, слух, глубокая чувствительность), судорожными припадками.

Двигательные дефекты имеют различную степень выражен­ности:

  • при тяжелой степени дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью и не может самостоятельно обслуживать себя;
  • при средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверен­но, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских па­лочек и т. д.) и не могут самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте; навыки самообслуживания из-за ухудшения манипулятивной функции частично развиты;
  • при легкой степени дети ходят уверенно как в помещении, так и за его преде­лами, могут самостоятельно ездить на городском транспорте; они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, плохая походка, движения недостаточно ловкие, замедленные; снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Двигательные дефекты оказывают неблагоприятное влияние на формирование речи.

Отклонения в психофизическом развитии детей: психические расстройства

В процессе интеграции детей с церебральным параличом следует учитывать специ­фические особенности.


Церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием с возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.


Нарушено формирование не только познавательной деятельности, но эмоционально-волевой сферы и личности, что усугубляется ограничениями деятельности, социальных контактов.

Структура познавательных отклонений в психофизическом развитии детей предполагает ряд особенностей:

  • неравномерный, дисгармоничный характер дефектов отдельных функций (эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах);
  • выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех процессов, что обусловлено органическим пора­жением центральной нервной системы.


Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.


При этом заболевании отмечается нарушение ко­ординированной деятельности различ­ных анализаторных систем. Патология зрения (около 25%), слуха (20-25%), мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.


Стереогноз – способность восприятия, узнавания предметов наощупь.

Праксис – способность производить целенаправленные действия, движения.


У таких детей отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, у них формируется пред­ставление о ведущей руке, о частях ли­ца и тела. Часто отмечаются оптико­пространственные дефекты. В этом случае детям трудно копировать геоме­трические фигуры, рисовать, писать. Не­редко у детей присутствует недо­статочность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса.

Психические отклонения в психофизическом развитии детей выражаются в психоорганических проявлениях. Это замедленность психических процессов. Можно отметить и трудности работы с другими видами деятельности, плохую концентрацию внима­ния, замедленность восприятия, падение объема механической памяти. Часто наблюдается низкая познава­тельная активность (медлительность и пони­женная переключаемость психических процессов).

Интеллектуальные отклонения в психофизическом развитии детей

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормаль­ный или близкий к нормальному интел­лект, у других наблюдается задержка психических показателей, у части детей имеет место умственная отсталость.


Такие дети без ухудшений интеллектуальномго понимания встречаются относительно редко


Дети с умственной отсталостью чаще всего тотально страдают психической дисфункцией. В первую очередь, у них проявляется недостаточность форм познавательной активности (абстрактно-логического мышления), а также гно­стических, функций. Тяжелая степень заболевания преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах детского церебрального паралича.


При гиперкинетической форме дети испытывают затруднения при выполнении задании, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции


У детей с правосторонним гемипаре­зом часто наблюдается оптико-про­странственная дисграфия, поэтому чте­ние затруднено и замедленно, т. к. дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности, они долго не различают правую и левую руки и т. д.

При гиперкинетической форме дети испытывают затруд­нения при выполнении заданий, требующих речевого оформле­ния, и легче выполняют визуальные инструкции. Трудности обуче­ния чаще связаны с дефектами речи и слуха.

Обучение детей с ДЦП: особенности личности

Болеющие дети имеют расстройства в эмоционально-волевой сфере. Это может проявлятьс повышенной эмоциональной возбу­димостью или, наоборот, заторможенностью. Колебания настроения часто сочетаются с инертно­стью эмоциональной активности. При этом слезы или смех, например, не всегда могут прекратиться . Эмоциональная возбу­димость часто сочетается с плаксивостью, капризностью.

У детей отмечается изменение личности, что связано с действием многих факторов (биологических, пси­хологических, социальных).


Достаточные интеллектуальные показатели у детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью.


Помимо реакции на осознание соб­ственной неполноценности, имеет ме­сто бедность социального опыта и неправильное воспитание. Отмечают­ся такие ухудшения личности, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общени­ем, стремление к ограничению социальных контактов.

Процесс обучения детей с ДЦП часто сталкивается с тем, что наблюдается неуверенность в себе и повышенная внушаемость. Это проявляет­ся в наивности суждений, плохой  ориентации в жизненных вопросах. Трудности в социаль­ной адаптации предполагают дальнейшее формирование таких черт личности, как робость, застенчивость. Это сочетается с повышенной чувствительностью и впечатлительностью.

Сниженный интеллект характеризуются низким познавательным интересом, а также низкой критичностью. При этом менее выражено чувство неполноценности, но при этом можно отметить безразличие и сла­бость мотивации.

Отклонения в психофизическом развитии детей: организация обучения

Поскольку психические показатели при церебральном пара­личе характеризуется ухудшением формирования познаватель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности, то перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкрет­ные задачи этой работы могут быть определены только после полного обследования.

Так, педагогами Центра психолого-медико-социального сопровож­дения «Раменки» г Москвы совместно с доктором психологиче­ских наук, заведующим кафедрой специальной психологии и кли­нических основ дефектологии И.Ю. Левченко были разработаны критерии для обучения детей с ДЦП в массовой школе, а также критерии, препятствующие интеграции.

Критерии для интеграции детей в массовую школу:

  • отсутствие сниженного интеллекта;
  • отсутствие сопутствующих дефектов (зрения, слуха, недоразвития речи и т. п.);
  • достаточно развитые навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, кушает и др.);
  • хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям (это необходимо для овладения компьютерной техникой, в т. ч. мышкой);
  • разборчивая речь.

Критерии, препятствующие интеграции:

  • сниженный интеллект;
  • наличие судорожных припадков;
  • отсутствие речи (анартрия);
  • отсутствие развитой манипулятивной функции рук;
  • отсутствие навыков самообслуживания.

Школы надомного образования сегодня так же могут рассматриваться как вариант для интеграции отклонения в психофизическом развитии де­тей с двигательной патологией. И не имея возможности учиться в условиях общеобразовательной школы, полу­чают образование в пределах государственных стандартов в соответствующих их физическим особенностям условиях. Такая школа реализует программы начального ос­новного и среднего общего образования.

Формы обучения могут быть разными: классно-урочная, груп­повая (до 4 человек), индивидуальная - и определяются общеоб­разовательной организацией в соответствии с медицинскими по­казаниями учащихся.


Школу надомного обучения могут посещать дети с ДЦП с нормальными интеллектуальными  показателями и выраженными двигательными дефектами; дети с задержкой развития и с тяжелыми двигательными нарушениями.


Занятия организуются как в усло­виях посещения школы, так и на до­му. На часть занятий надо­мников приглашают в школу, где их объединяют в группы или классы для проведения отдельных уроков (например, музыки).

Успешными учениками этих школ являются дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с хорошим интеллектуаль­ным состоянием. Во всех других случаях педагоги испытывают су­щественные трудности реализации общеобразовательных про­грамм.

Приложение

Протокол психолого-педагогического наблюдения

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

Отклонения в психофизическом развитии детей: детский церебральный паралич

* См.: Шалагинова К.С. Работа со здоровыми детьми в условиях перехода к инклюзивному образованию / Справочник педагога-психолога. Школа. 2013. № 5-8. – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль