Коррекционная работа с младшими школьниками в постэкстремальный период

88

У детей по мере роста его личности повышаются способ­ности к произвольной психической саморегуляции и само­контролю. Что стоит за этими понятиями? Возможность управлять своими действиями, умение модели­ровать и приводить в соответствие свои мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни.

Сложность жизненных условий зачастую становится причиной того, что родители мечтают, чтобы их дети были идеальными, взрослыми и самостоятельными. Однако возрастные возможности детей, которые слушают нравоучения, не всегда учитываются, зато это в результате дает чувство неполноценности. Родители дают жесткие инструкции, тем самым, наоборот, убивая самостоятельность своего чада, делает его замкнутым и агрессивным, кроме того,  данная ситуация сопровождается массой запретов, что в последствии часто приводит к необходимости коррекционной работы с младшими школьниками.

Однако соблюдение запрета из страха - не самоконтроль, а форма са­мозащиты от опасностей социума. Послушание родители часто принимают за хороший самоконтроль.

Сама природа определила свойство детства - отсутствие воз­можности легко управлять собой, непосредственность, не­обузданность желаний, собственную логику суждений и поступ­ков. И «растянула» на длительное время (тринадцать - шестнадцать лет) созревание механизмов произвольной саморегуляции.

Прежде чем говорить о содержании целенаправленной деятельности педагога-психолога с детьми и подростками, стоит определиться, ка­кая же это работа: коррекционная, развивающая или профилактическая. На практике «легкие» случаи (большин­ство детей) относить к профилактической занятости. С детьми, имеющими более существенные поведенческие, эмоциональные и интеллектуальные особенности, затрудняющие их адапта­цию к школьным требованиям и процесс общения, ведется развивающая и коррек­ционно-развивающая работа.


Концепция сопровождения эмоционального состояния детей и подростков предполагает интенсификацию всех ее составляющих


Первая на­правлена на достижение есте­ственного возрастного уровня. Вторая имеет место в том случае, если в промежуточные этапы педагог-психолог вынужден ориен­тироваться сам и ориентировать окружающих взрослых на актуальные возможности ребенка, а не на возрастные нормы.

Концепция сопровождения эмоционального состо­яния детей и подростков предполагает интенсификацию всех ее составляющих. Этим обусловлено содержание материалов по профилактической и коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста: по большей части это унифицированные программы, рассчитанные на работу с детьми по эмоциональным, поведенческим и учебным проблемам.

Рассмотрим, как организуется специальные действия по прожива­нию потерь детьми младших классов школ.

Самым существенным в постэкстремальный период является интенсивность социальной и психологической деятельности. Программа занятий, предложенная в статье, разработана О.В. Хухлаевой в 2003 г. Она содержит материалы по деятельности с эмоциональ­ной сферой младшего школьника. Занятия помогут стабилизиро­вать эмоциональное состояние в постэкстремальный период.


Согласно Г.М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. При нормальном развитии личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.


Центральная задача - формирование у детей эмоциональной децентрации. Дополнительная задача - профилак­тика психосоматических заболеваний.

Описывая упражения, часто используемые в коррекционной работе с младшими школьниками, мы будем ссылаться на теорию фундаментальных эмоций К.Е. Изарда. Согласно этой теории, коррекционная практика рассматрива­ется как мотивационная система человека, личностные процессы, которые придают смысл и значение существованию человека. Изард выделяет десять базовых эмоций, при этом каждая из них приводит к внутренним переживаниям и внешним выражениям этих переживаний. Мы выделяем четыре этапа упражнений:

  1. Знакомство детей с базой.
  2. Обучение пониманию относительности в оценке эмоций.
  3. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
  4. Итоговый - праздник в группе.

Продолжительность каждого этапа определяется возрастом де­тей - чем младше дети, тем больше времени требуется на прохожде­ние этапов. Первый этап обычно бывает более продолжительным.

Первый этап коррекционной работы с младшими школьниками: знакомство базовыми эмоциями

Для того чтобы подготовка педагога-психолога к занятиям была упрощенной, можно проанализировать логику знакомства учащихся с каждой эмоцией. Другими словами, стоит определить последовательность шагов: первоначальное знакомство и обучение системе проявления чувств.


Психосоматическое заболевание

Заметный рост психосоматических заболеваний в ХХ в. Обусловлен повышением темпа жизни, увеличением эмоциональных перегрузок и депрессивных тенденций на уровне массового сознания. В последнее время широкое распространение получила концепция существования комплекса личностных характеристик, являющихся предпосылкой появления психосоматических заболеваний. К ним прежде всего можно отнести слабую дифференцированность эмоциональной сферы, т.е. неспособность распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей; недостаточную рефлексивность, а также запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т.д.) Для того чтобы снизить риск возникновения психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.

Учитывая возрастные возможности детей, предлагаем остановиться на следующих базовых эмоциях: радость, обида, гнев, страх, стыд, интерес. Поскольку уже 6-7 летним детям знакомы слова «чувство», «чувствовать», то чтобы не загружать их терминологией, вместо термина «эмоции» разумнее употреблять в работе это слово.


1. Первичное знакомство с эмоцией

Начинаем рассказ или чтение педагогом-психологом фрагмента из сказки (рассказа), в котором герой испытывает какое-то определенную эмоцию (радость, обиду и др.). Детям предлагается «угадать», что чувствует персонаж в той или иной ситуации, а затем вспомнить, герои каких сказок или рассказов испытывали подобное чувство. Например, можно использовать эпизоды из мультфильма «Просто так» («Союзмультфильм», 1976 г, режиссер С. Аристакесова).

Затем педагог-психолог говорит детям, что они, наверное, тоже иногда его испытывают, и предлагает им закончить пред­ложение: «Радость (обида, страх и др.) - это когда...».

Коррекционная работа с младшими школьниками предполагает, что у каждого ученика в обязательном порядке должна быть возможность высказаться, и делать это столько раз, сколько он хочет. Кроме того, при высказывании можно пользоваться дикто­фоном, т. е. создать условия ситуции с интервью. Детям это, как правило, очень нравится, поэтому они стараются рассуждать объемнее, а записи на диктофоне помогут педагогу в дальнейшей деятельности.


Если детские высказывания записывались на диктофон, то далеко не всегда их можно давать прослушать родителям или учителям, т.к. дети иногда могут быть достаточно откровенны


Далее педагог-психолог говорит де­тям, что другие люди тоже испытывают радость (обиду и др.) и предла­гает им закончить предложения: «Для мамы радость (обида и др.) - это ког­да...», «Для учительницы радость - это когда...». Здесь необходимо заметить, что если детские высказывания записывались на дикто­фон, то с ними необходимо обращаться очень осторожно, далеко не всегда их можно давать прослушать родителям или учителям, т. к. дети иногда могут быть достаточно откровенны.

После педагог-пси­холог просит детей выполнить рисунок на тему «Радость» («Обида» и др.). Затем проводится выставка рисунков, выслушивается рас­сказ о своем рисунке. Рисунки в конце занятия наклеиваются в групповой альбом. Можно завести индивидуаль­ные альбомы для занятий по программе, и все рисунки и записи выполнять в нем.

Далее продолжаем. Старшим детям можно дать возможность представить, что они - это люди, посетившие картинную галерею и рассматривающие рисунки. Нужно порекомендовать детям внимательно посмотреть на свой рисунок и как бы с позиции посети­теля предоставить автору три вопроса: что ему понравилось и не понравилось в этом рисунке. Вопросы лучше сразу записывать.

Старшим детям стоит продолжить играть в ассоциации. По очереди они придумывают, например, каким цветком (животным, звуком, запахом) можно было бы представить (обиду и др.). Цель этой игры - постижение детьми эмоции каждого челове­ка, как чего-то уникального и неподражаемого.


Ранним воспоминаниям, т.е. воспоминаниям о событиях, которые случились с человеком до восьми лет, особое значение придавал А. Адлер. Он рассматривал их как проективную технику, полагая, что «… ранние воспоминания – средства поддержания и сохранения жизненного стиля».


Следующий этап коррекционной работы с младшими школьниками предполагает возврат к ранним воспоминаниям. Здесь не стоит работать по классической мето­дике А. Адлера. Лучше сделать так,  чтобы педагог-психо­лог читал детям тот или иной текст, говоря, что это воспомина­ния о том, как он был маленьким. После он просит детей угадать, что испытывал автор воспоминаний.

Приведем пример текста, который можно использовать в рабо­те. В нем представлено такое широко распространенное явление, как ревность между сиблингами (детьми одних родителей).


«Ранним утром мама будит меня и говорит, что пора собираться в садик и быстро, потому что мы опаздываем. Теперь мы всегда опазды­ваем, и мама всегда кричит на меня, она меня больше не любит, потому что любит своего нового ребеночка - моего брата. Она говорит, что я должна любить его и учиться быть самостоятельной. Но я не хочу любить его. Без брата мне было лучше, мама и папа все время были только со мной. Я одеваюсь очень быстро, умываюсь и стараюсь не крутиться у мамы под ногами. Я хочу, чтобы она увидела, как я стараюсь быть само­стоятельной девочкой, но она, кажется, этого не замечает. Я стараюсь еще больше - начинаю поливать цветочки на кухне, чтобы мама меня похвалила. Она меня всегда хвалила за это. Но маме некогда - она ме­няет пеленки этому несносному брату. Мне обидно - она хвалит его и гладит по голове, хотя он плохой: все время пищит, не дает спать. Мама любит его, а меня — нет. Наконец она укладывает его в кроватку и идет одеваться. Сейчас я покажу ей, какой он плохой, и она будет любить ме­ня. Я беру леечку, из которой поливала цветы на кухне, тихонько под­хожу к кровати брата и выливаю воду на его сухие и чистые пеленки. Вода, наверно, холодная, он орет. Вбегает испуганная мама. Я говорю ей: «Смотри, он опять мокрый. Он плохой, поругай его». Мама подхо­дит ближе и видит, что ребенок мокрый весь - с ног до головы. Я стою рядом с кроваткой и жду, что мама будет наказывать брата и хвалить меня. Но она отталкивает меня и кричит, что я плохая, злая девочка и что она не любит меня. Я понимаю, что она догадалась о моей проделке, и убегаю, получая вдогонку звонкий шлепок. Я реву, но не оттого, что мне больно, а потому, что мне обидно. Меня никто не любит. Наконец, брата снова перепеленали, мама успокоилась и ведет меня в садик. Она идет очень быстро и держит меня за руку так крепко, что мне больно. Я начинаю хныкать. Но это бесполезно - меня еще не простили. Я от­чаиваюсь помириться и мрачно топаю рядом с ней. Но ничего. Одна мысль утешает меня: сегодня вечером меня из садика заберет бабушка, и я поеду к ней в гости с ночевкой. Бабушка любит меня, она все время меня балует, у нее в доме очень много интересных вещей. Мне не запре­щается даже лезть во все шкафы и в комод просто так - посмотреть. Еще у бабушки всегда очень хорошо пахнет. Вспомнив об этом, я чув­ствую облегчение. Я вздыхаю и продолжаю путь в садик».


На первом этапе упражнений с эмоциями в процессе коррекционной работы с младшими школьниками необходимо особо остановиться на обсуждении страха. При неосто­рожности педагога-психолога существует опасность порож­дения новых или закрепления ранее существующих страхов у де­тей. Поэтому следует уделять особое внимание страхам, характерным для данного возраста: страх смерти у старших до­школьников, социальные страхи (сделать что-либо не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам) у младших школьников. Напомним, что страх смерти обычно принимает фор­мы страхов боли (уколов, болезней, врачей), сверхъестественных существ (призраков, монстров и т. п.), пресмыкающихся и хищных животных (змеи, тигра, волка).

Каким образом это можно сделать?

Во-первых, в работе со страхом подчеркнуть его нор­мальность и необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание того, что он не одинок в своих пере­живаниях, а его эмоции принимаются окружающими, уже оказыва­ет терапевтическое воздействие.


Младшие школьники не могут придумать конструктивных способов спасения, но это и не требуется. Главное – дать им возможность побывать в роли помогающих, а значит, сильных


Во-вторых, можно предложить детям упражнения «Парикма­херская» и «Больница», основанные на принципе отвлекающей психодрамы. Сначала педагог-психолог просит всех закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, а потом нарисовать его. В варианте с «парикма­херской» им сообщается, что это существо - девушка, которая со­бирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парик­махерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и т. д. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою «де­вушку» как можно лучше (подкрасить глаза, брови, губы, надеть серьги и др.).

В варианте с «больницей» педагог-психолог сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям на­до нарисовать на его лице «страдание» (слезы, повязку и т. п.). Су­щество очень боится идти к врачу. Детям предлагается превра­титься в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить больного и нарисовать на его лице выражение радости (можно на другом рисунке).

Столь же актуальным при коррекционной работе с младшими школьниками является внимание к гневу. Для младших школьников обычно характерно подавление своего гнева в отношении взрослых (а часто и вытеснение его в бес­сознательное) и открытое проявление в социально неприемле­мых формах (драки, обзывание, насмешки) в отношении свер­стников. Большинство детей не владеют конструктивными формами проявления гнева. Поэтому после изучения гнева по общей схеме можно последовательно предлагать детям расска­зы, в которых депривируется право на уважение со стороны мамы, папы, учителя, сверстников (эти ситуации могут вызывать у детей гнев), и затем обсуждать, что ИМЕЛ ПРАВО сделать ученик в этих случаях (именно ИМЕЛ ПРАВО, а не ДОЛЖЕН).

Примеры рассказов.


«Шел урок математики. Дети делали чертеж к задаче. Витя немного ошибся, хотел стереть, но оказалось, что он забыл дома ластик. Витя по­вернулся назад к Тане за ластиком, но тут на него обратила внимание учительница Нина Ивановна. Она очень рассердилась на Витю, накри­чала на него и написала в дневник замечание. Витя может...»

«Катя вернулась из школы и, как всегда, побежала к своему любимо­му хомячку Тишке, но не нашла его. «А я его выбросила, - пояснила ма­ма, - он мне надоел. Пахнет плохо». Катя может...»

«Коля вошел в класс после перемены, но тут на него почему-то нале­тел Сережа, стукнул его, правда, не больно, и обозвал дураком. Коля мо­жет...»


Внутри этой темы хорошо бы поработать с отношением детей к наказаниям как физическим (битье, стояние в углу), так и нефизи­ческим (запрет каких-либо игр, просмотра телевизора). Дети усва­ивают родительские модели поведения и в будущем переносят их на своих детей, поэтому важно обсудить отношения детей к нака­заниям взрослых. Это обсуждение должно проводиться педагогом-психологом во время коррекционной работы с младшими школьниками с большой осторожностью - без перехода на раз­говор о реальных родителях и реальных наказаниях. Его можно начать, попросив детей закончить предложения: «Если ребенок сделал плохое, то можно...», «Когда мой друг провинится, то его родители...», «Когда я вырасту, и мои дети будут пло­хо себя вести, я...».


Психологами доказано, что 75% детей младшего школьного возраста не только принимают наказания родителей (даже физические), но и считают их заслуженными


При изучении обиды нужно подчеркнуть право детей на пережива­ние обиды, а затем обучить конструктивным способам работы с этим чувством.

Следующим шагом в знакомстве детей с базовыми эмоциями является «Обучение распознаванию и произвольному проявле­нию чувств».

2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению эмоций

Работа начинается с предъявления детям одного, а лучше не­скольких изображений человека, испытывающего конкретную эмоцию. Детям предлагается понаблюдать за мимическим выражени­ем, а затем дается задание дома подобрать картинки. На следующем занятии эти картинки обсуждаются в группе и наклеиваются в групповой альбом.

Далее детям предлагается по очереди показать данную эмоцию (лицом, телом, дыханием). Можно провести конкурс на самое по­хожее изображение (самую радостную радость, самый ин­тересный интерес и т. п.).


Игры-упражнения, которые можно использовать на этапе первичного знакомства с чувствами

Упражнение «Салют». Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листов бумаги, затем в течении 5 минут мелко нарезать их. Затем каждый ребенок подбрасывает  вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался самым красивым и почему. Потом педагог-психолог переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда видят салют.

Упражнение «Дождик». Дети получают по листу белой бумаги, и им предлагается мелко нарезать эту бумагу. Затем дети по очереди подбрасывают вверх свои «капельки», стараясь «намочит» как можно больше окружающих. В конце игры определяется победитель. Обсуждается, какие чувства испытывают дети, когда они попадают под дождь (моросящий, ливень и т.д.)

Упражнение «Снег». Выполняется аналогично предыдущему, только в качестве материала используется белые бумажные салфетки без рисунков.

Упражнение «Животные». Потребуется набор маленьких пластмассовых животных – диких и домашних. Педагог-психолог расставляет животных на столе. Затем он называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять это животное в руки и по возможности объяснить свой выбор.

Упражнение «Кукольный домик». Потребуется набор маленькой игрушечной мебели. Педагог-психолог заранее размещает эту мебель в небольшой мелкой коробке-«домике» так, чтобы выделялись комната со столом и спальным местом, кухня, ванная, туалет. Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Педагог-психолог задает чувство, а дети придумывают, в каком месте домика оно живет, и объясняют свой выбор.

Упражнение «Пальцы». Детям предлагается пощупать пальчиками различные поверхности: веточки от елки, кусочки наждачной и глянцевой бумаги, бархата и т.д., а после этого назвать чувство, которое было вызвано каждым из соприкосновений.

Упражнение «Мусорное ведро». Педагог-психолог ставит на середину класса небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра (мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть и т.д.) Педагог-психолог отмечает, что подобное происходит и с чувствами – у каждого скапливаются чувства, часто ненужные и бесполезные, а некоторые любят их «копить» (например, обиды или страхи). Далее детям предлагается выбросить старые ненужные чувства – обиду, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого они на листочках записывают чувства, от которых хотят избавиться (например, «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на …», «Я боюсь …»), затем сминают листочки, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик. Это упражнение необходимо повторить несколько раз с небольшим интервалом.


Когда в процессе коррекционной работы с младшими школьниками они познакомятся более чем с двумя эмоциями, можно включать в занятия игры на проявление и распознавание различных эмоций. Для этого обычно используются модификации известных детских игр.

Игра «Море волнуется». Водящий (на первых порах это педагог- психолог): «Море волнуется раз, море волнуется два, море волну­ется три: фигура радости (страха, стыда и т. д.) на месте замри». Да­лее он выбирает наиболее яркую фигуру.

Игра «Волны». Потребуются две голубые атласные ленты длиной в 1-1,5 м. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство, предлагает попробовать превратиться в морские волны и с помощью лент показать «волны радости» (гнева, страха и др.). Со старшими деть­ми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.

Игра «Театр». Детям предлагается представить себя актерами и показать заданную эмоцию только ртом, или только глазами, или рукой (спиной, посадкой и т. п.). Ведущий помогает детям, закрывая листом бумаги лицо или его части, чтобы исключить узнавание по мимике ребенка-актера.

Игра «Художники». Потребуются театральный грим и две боль­шие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какая эмоция задумана и изо­бражена другой группой.

Игра «Скульпторы». Потребуются тонкие сухие веточки и не­много пластилина. Детям предлагается представить себя скульп­торами и создать соответствующую композицию, например скульптуру «Гнев» или «Радость».

Игра «Маски». Потребуются одноцветные бумажные салфетки. Их складываются вдвое, а затем дети выщипывают отверстия так, чтобы получились маски.

Игра «Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например: «Я иду гулять». Один из участников повторяет это пред­ложение, стараясь при этом выразить заранее задуманную им эмоцию. Остальные дети отгадывают, какое чувство было загадано.

Игра «Покажи дневник маме». Из числа участников выбираются «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показыва­ет ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов вы­разить свое чувство так, чтобы остальные дети догадались, какую оценку получил «ученик».

Игра «Шурум-бурум». Водящему предлагается загадать эмоцию, а затем только интонацией, отвернувшись от круга и произнося лишь слова «шурум-бурум», показать детям это чувство.

Игра «Живые руки». Стулья ставятся в два ряда так, чтобы рас­стояние между ними было около 40 см. Дети рассаживаются на стулья, затем им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо детям из одного ряда какую-нибудь эмоцию, они руками передают его парт­нерам. Побеждают те пары, которые сумели передать, принять чувство и узнать его.

В сильных классах можно предложить детям сочинить сказки о каком-либо чувстве или же о встрече двух либо трех чувств.

Второй этап коррекционной работы с младшими школьниками: обучение относительности в оценке чувства

Работа начинается с беседы о том, что один и тот же ученик в одно время может совершать плохие поступки, а в другое - заме­чательные. Например, школьник на уроке вертелся и не слушал учи­теля, а дома очень помог бабушке. Один и тот же человек когда-то может мешать другим людям, а когда-то помогать, когда-то казать­ся очень красивым, а в какие-то минуты безобразным. То же самое характерно и для чувств - они могут помогать человеку, а в другой ситуации способны помешать ему.

Детям предлагается придумать ситуации, в которых изучаемое чувство:

  • мешает окружающим или помогает;
  • выглядит прекрасным или безобразным.


Педагогу-психологу необходимо следить за тем, чтобы дети не употребляли сочетания «плохие или хорошие чувства», подчеркивать их относительность


Дети делят лист бумаги на две части и рисуют то или иное чувство в двух си­туациях: позитивной и негативной. По­сле работы с каждым чувством делается вывод о том, что не бывает плохих или хороших чувств. Любое чувство может быть полезным человеку и окружающим его людям, а может и вредить им. В дальнейшем педагогу-психологу необходимо следить за тем, чтобы дети не упо­требляли сочетания «плохие или хорошие чувства», подчеркивать их относительность.

Для закрепления понимания детьми относительности чувств в процессе коррекционной работы с младшими школьниками ведущий может рассказать (а с более старшими детьми и разы­грать) одну или несколько сказок или рассказов, иллюстрирующих эту мысль. Пример такого рассказа.


Относительность страха

В одном большом городе в доме на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей - Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша - в школу. Они были близнецы, поэтому учились в од­ном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало - оба ребенка очень всего боялись: темноты, волка, оставаться одни дома. Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, очень громко стрелял. А Маша - саблю из Мишиного рыцарского набо­ра. Засыпая, они долго крутились в своих кроватках, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каж­дый раз вздыхала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали нена­долго на вокзал встречать бабушку. Вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь?», - прошептал сестре Миша. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», - сказал Миша. «А я побью ее», - сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша засту­чала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!», - закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая черная собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались. «Мы гордимся такими детьми! Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?», — спросили они. А де­ти отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль