Психологическая работа с подростками: положительные и отрицательные ответы

18
В подростковом возрасте очень трудно сказать ровесникам «нет», поскольку именно в этот период ведущей деятельностью является общение в группе сверстников и ребенок подвержен давлению и влиянию с их стороны. Найджел Латта, новозеланд­ский специалист по работе с подростками и автор книг для ро­дителей, описывает эпизод, в котором друзья подговорили юношу обнажиться на улице, чтобы привлечь внимание молодой симпа­тичной женщины с маленьким ребенком. Ее муж оказался полицей­ским, и уже через несколько минут юноша был задержан. То, что сначала выглядело веселой выходкой с сексуальным подтекстом (который присутствует в подавляющем большинстве подростковых шуток), обернулось постановкой на учет и годовым наблюдением у психиатра.

Отказать в общении сверстникам практически невозможно, поэтому ос­новным пространством для произнесения «нет» становится дом, а главными слушателями - семья. Подростку трудно соглашаться с семьей, поскольку он находится в присущей этому возрасту конфронтации с ними. В связи с этим цель психологического тренинга - научить ребенка отказывать сверстникам и договари­ваться с членами семьи.


Основной запрос родителей к педагогу-психологу – научить ребенка отказывать сверстникам и договариваться с членами семьи


Подростку важ­но освоить оба эти умения - договари­ваться и отказываться и применять их осмысленно, как по отношению к сверстникам, так и к взрослым людям.

Создать ресурсы для преодоления рассматриваемой ситуации можно с обеих сторон. Приведем примерные планы занятий с подростками и их семьями.

Психологическая работа с подростками на примере программы «Договариваемся с подростком»

Начиная встречу, необходимо сказать родителям, что ведущий не намерен учить их, поскольку уверен, что они лучшие эксперты в вопросах воспитания собственных де­тей.


Продолжительность: от 2 до 3 часов (в зависимости от глубины погружения). Количество участников: 9-12 человек (если желающих больше, лучше провести мероприятие в два захода).


Никто не знает их детей так хорошо и не посвящает им столько времени, сил и забот. Цель педагога-психолога - по­мочь им собрать свой опыт в единую картину, сделать его «работающим», ис­пользуя самые эффективные ходы определить стратегию выжива­ния, ведь быть семьей подростка - это находиться в условиях, приближенных к боевым.

Цель работы педагога-психолога с подростками:

1.Знакомство и сбор ожиданий.

2.Групповая дискуссия «Каково быть родителем подростка».

3.Мини-лекция по специфике подросткового возраста (не боль­ше 10 минут).

4.Групповая дискуссия «Стратегии родительского поведения - план на четыре года вперед».

5.Заключение и сбор откликов.

Рассмотрим содержание работы на каждом из этапов.

1. Знакомство и сбор ожиданий

Ведущий просит семьи представиться и сказать, что они ждут от встречи, с каким результатом хотели бы уйти. Родители от­вечают по очереди (например, по часовой стрелке), а ведущий

фиксирует их запросы и ожидания на доске или на листе ватмана. Таким образом, родители проговаривают цели своего присутствия

на занятии, ставят перед собой кон­кретные задачи на ближайшие пару ча­сов.


На этом этапе выявляются родители, занимающие скептическую позицию, следует завоевать их расположение, иначе на завершающем этапе они обесценят общие достижения и заставят усомниться в полученном опыте


Некоторые взрослые сразу готовы перейти от позиции зрителя к позиции члена эксперимента, и именно на них стоит опи­раться в процессе ведения мероприя­тия. В то же время целью работы педагога-психолога с подростками на данном этапе выступают взрослые, занимающие скептическую позицию. Необходимо спрашивать их мнение и обращать на них внимание в течение все­го занятия, т. е. следует завоевать их расположение, иначе на за­вершающем этапе они найдут возможность обесценить общие до­стижения и заставить некоторых членов эксперимента усомниться в полученном опыте.

2. Групповая дискуссия «Каково быть родителем подростка»

Название дискуссии можно изменять в зависимости от аудито­рии (например, «Как мне живется с подростком»), используя фразу, произнесенную кем-нибудь из участников в момент формулирова­ния запроса. Если родители еще не очень включены, можно пред­ложить им снова говорить по очереди. Ведущий фиксирует на до­ске (листе ватмана) слова - маркеры различных чувств и переживаний, описываемых членами эксперимента: растерянность, бесси­лие, тревога, гнев, страх, непонимание и т. д. Поскольку многим ро­дителям (особенно отцам) трудно говорить о чувствах, задача ве­дущего - помочь высказаться и перевести его опыт на язык чувств и переживаний. Для этого применяются техники уточ­нения, переформулирования и отражения.

После того как все желающие высказались, необходимо спро­сить, есть ли что-то, что важно добавить? Некоторым участникам нужно время, чтобы собраться с мыслями или набраться решимо­сти, и нужно предоставить им шанс высказаться. Затем предлагается обратить внимание на записи на доске и отметить, что из перечисленного их удивляет, что кажется самым главным. Вместе с участниками педагог-психолог проводит анализ получен­ных данных (например, подчеркивает разным цветом слова с нега­тивной и позитивной окраской или считает, какое слово встреча­ется чаще). Задача психологической работы с подростками - «нарисовать» на основе массива откликов картину эмоциональной стороны жизни родителя подростка. В итоге должна по­лучиться небольшая группа ключевых слов (например, «тревога», «надежда», «гнев» и т. д.), которые задают направление для работы.


Этот этап создает смысловое пространство для будущей работы, с другой – мотивирует и включает


Можно спросить родителей: как они относятся к этому перечню, как вос­приняли то, что услышали от других членов лаборатории?

Этот этап очень важен. С одной стороны, он создает смысловое пространство для будущей работы, с другой - мотивирует и вклю­чает участников. Вначале они могут быть настроены скептически или враждебно (из-за ожиданий, что здесь их будут чему-то учить или обвинять в том, что их дети не справляются). Затем родители обнаруживают, что все остальные члены эксперимента сталкиваются с теми же самыми проблемами и это не связано с их родительским про­валом или неудачей. Кроме того, они вовлекаются в процесс и чув­ствуют единение с группой, ощущают себя услышанными и поня­тыми.

3. Мини-лекция по специфике подросткового возраста

Цель психологической работы с подростками, проводимой посредством этой мини-лекции об изменениях, происходящих с эмоцио­нальностью и когнитивными функциями в подростковом перио­де - помочь понять, что их дети еще не могут созна­тельно управлять своим поведением, они подвержены постоянному риску дезадаптации, хотя и выглядят как взрослые. Можно кратко рассказать о том, как гормоны роста, выделяемые щитовидной же­лезой, подавляют деятельность лобных отделов коры головного мозга, отвечающих за программирование и контроль деятельно­сти, или о том, как трудно ребенку справляться с телесными изме­нениями и как он перестает чувствовать почву под ногами. Необ­ходимо объяснить родителям важность работы над хорошими отношениями с ребенком, ведь именно сейчас ему особенно нуж­на поддержка взрослых и при этом ему трудно самому просить о ней.


«Я должен быть тем человеком, к которому мой ребенок придет за поддержкой, как бы он себя ни вел и что бы ни случилось»


Этот этап работы помогает родителям немного снять напряжение («не все, что проис­ходит с моим ребенком, зависит от моих родительских действий») и повысить свою родительскую мотивацию («я должен быть тем че­ловеком, к которому мой ребенок придет за поддержкой, как бы он себя ни вел и что бы ни случилось»).

4. Групповая дискуссия «Стратегии родительского поведения - план на четыре года вперед»

Педагог-психолог предлагает участникам поделиться теми ро­дительскими находками и стратегиями, которые, на их взгляд, хо­рошо работают в отношении их детей. Работа должна строиться в формате мозгового штурма. Ведущий фиксирует на доске (листе ватмана) все предложения, стараясь не допускать критики и об­суждения сказанного, побуждает высказываться. Это можно делать с помощью вопросов: «Какие еще способы вы ис­пользуете?», «Что еще помогает вам договариваться с ребенком?», «Что-нибудь еще хотите добавить?» и т. д.

Затем педагог-психолог осуществляет следующую цель работы педагога-психолога с подростками: помогает группе провести анализ ска­занного, обобщить информацию и сделать выводы на основе мас­сива откликов. Вариант финального продукта:

  • вопросы, связанные с безопасностью, не обсуждаются - только родитель мо­жет решать, как поступать, когда дело касается угрозы жизни, здоровья, благо­получия и т. д.;
  • в вопросах, связанных с семейным досугом, у ребенка есть право голоса - он может предлагать свои варианты и к нему прислушиваются так же, как к остальным взрослым;
  • в вопросы, связанные с личной территорией, внешним видом, прической, одеждой подростка родители не вмешиваются - не читают его дневники, не контролируют его личную жизнь, с уважением относятся к его приват­ности. У подростка есть свое место, и родители стучатся перед тем, как войти;
  • есть четкая и понятная система санкций за нарушение правил безопасности (например, если ребенок задержался и пришел с прогулки позже, не преду­предив, родители сокращают время игры на компьютере или не пускают гу­лять на следующий день и т. д.). Эти санкции заранее известны ребенку и при­меняются всегда, без вариаций и отступлений, т. е. у ребенка есть представление о стабильности родительских реакций на его проступки;
  • подросток знает и имеет опыт, подтверждающий, что родитель на его стороне (например, во время разбирательства по факту драки в школе родитель стоит на позиции презумпции невиновности в отношении своего ребенка);
  • у ребенка есть четкие домашние обязанности, и взамен он имеет некоторые права (например, дополнительное время прогулки или игры на компьютере и т. д.). Если он саботирует эти дела, то лишается своих прав и т. д.

Полученные выводы, соответствующие задаче психологической работы с подростками, важно оформить очень кратко, буквально в трех-четырех словах, чтобы их было легко запомнить. Это про­дукция создана ими, они могут пользоваться ею в сво­ем ежедневном общении с детьми.

5. Заключение и сбор откликов

В заключение педагог-психолог бла­годарит добровольцев за работу и делится с ними своими впечатлениями от про­шедшей лаборатории.


Цель обратной связи – связать результаты лаборатории с теми ожиданиями и запросами, которые формулировались на этапе знакомства


Его доверитель­ный тон поможет быть искренними в своих оценках прошедшего занятия. Цель обратной связи - связать результаты лаборатории с теми ожиданиями и запросами, которые участни­ки формулировали на этапе знакомства. Следует предупредить, что времени осталось немного и у каждого есть 2-3 минуты для того, чтобы поделиться с остальными тем багажом, с которым он уходит.

Психологическая работа с подростками «Как сказать «Нет!» другим и «Да!» себе» и ее этапы

6 этапов тренинга:

1.Знакомство.

2.Групповая дискуссия «Как нас заставляют соглашаться на то, что нам невыгодно или даже опасно».

3.Мини-лекция о конформизме и групповом давлении.

4.Мозговой штурм «Как сказать «Нет!»».

5.Отработка найденных способов в микро-группах.

6.Заключение.

Задача работы педагога-психолога с подростками- исследовать вме­сте с участниками различные техни­ки манипуляции, разобраться в меха­низмах группового давления и выра­ботать свои собственные способы сказать «нет». Позиция педагога-пси- холога: у меня нет ответов на все во­просы, они есть у вас, ведь вы день за днем получаете опыт и лучше всех знаете, что значит быть подростком в современном мире. Таким образом, он разделяет с участниками ответственность за продуктивность встречи и демонстрирует им свое уважение и доверие.

Рассмотрим этапы тренинга.

1. Знакомство

Этап знакомства начинается с представления педагога-психолога, его рассказа о задачах, поставленных на тренинге. Он делится с участниками настроением, с которым пришел на встречу, затем просит их сделать то же самое, по очереди назвать свои имена. Когда все выскажутся, следует поблагодарить участников и предложить им

выработать правила, которые помогут сделать работу интересней и проще.

Для того чтобы отрегулировать очередность высказываний, не­обходимо выбрать «символ слова» или «микрофон» - предмет, ко­торый участники будут передавать друг другу. У кого в руках этот предмет, тот и говорит. Это правило записывается на доске или на листе ватмана. За ним следует правило «Относиться друг к другу с уважением». Затем участникам предлагается добавить свои соб­ственные правила, которые также записываются на доске (листе ватмана).

Вступительное слово педагога-психолога может быть посвяще­но трудностям, с которыми сталкиваются подростки. Другой вари­ант вступления - предложить подросткам назначить «метки», соот­ветствующие их возрасту, - в порядке живой очереди назвать ключевые слова, которыми можно было бы описать жизнь совре­менного подростка жителю Марса или доисторическому человеку. Эти слова записываются на доске или на листе ватмана, чтобы по­том можно было опираться на них в формулировке задач. Следует выделить метки в психологической работе с подростками (например, высоким риском попасть в неприятную или опасную ситуацию, в которую подросток может попасть из-за неумения сказать «нет»).

2. Групповая дискуссия «Как нас заставляют соглашаться на то, что нам невыгодно или даже опасно»

Педагог-психолог записывает на доске тему дискуссии и задает участникам вопросы: «Каким образом можно втянуть человека

в проблемную ситуацию? Какие приемы используются, чтобы подросток пошел на кражу, попробовал наркотическое вещество, согласился вступить с кем-то в близкие отношения, обманул кого-нибудь или просто пришел с прогулки слишком поздно?»


Задача педагога-психолога – фиксировать приемы, названные участниками, помогать им высказываться и развивать свои идеи


Дискуссия должна развиваться естественно. Задача педагога- психолога состоит в том, чтобы фиксировать приемы, названные участниками, помогать им высказываться и развивать свои идеи. В результате после обобщения названных приемов должна полу­читься классификация методов давления и манипуляции, с кото­рой дальше предстоит работать. Необходимо обсудить мотивы, которые толкают подростков на рискованные поступки. Педагог-психолог, выбирая каждый конкретный метод, спрашивает: почему в этой ситуации подростки говорят «да»? Участники в процессе об­суждения определяют: что стоит за страхом отказаться. Этот мо­мент очень важен, поскольку помогает подросткам осознать, что происходит, когда перед ними стоит выбор - согласиться или от­казаться.

3. Мини-лекция о конформизме и групповом давлении

Задача педагога-психолога - рассказать (в течение 10 минут) участникам, что конформизм - это естественное проявление чело­веческого поведения, имеющее свои положительные и отрицатель­ные стороны.


Показывая, что взрослые нередко действуют конформно, педагог-психолог дает участникам дополнительный ресурс для волевого и уверенного поведения в ситуации выбора


Можно привести примеры научных исследований конформизма, чтобы проиллюстрировать, как взрос­лые люди теряют способность реали­стично оценивать ситуацию и послед­ствия своего выбора, находясь под давлением группы. С одной стороны, подросткам очень важно не быть слабыми, и ведущий да­ет им «разрешение» на конформное поведение, когда рассказывает о том, как распространен этот тип реакции. С другой стороны, им свойственно быть в конфронтации со взрослыми, и, показывая, что взрослые нередко действуют конформно, педагог-психолог дает участникам дополнительный ресурс для волевого и уверенного поведения в ситуации выбора. Кроме этого, частью психологической работы с подростками становится получение подростками знаний о о техниках и средствах группового давления, чтобы они могли его вовремя распознавать и сопротивляться ему. Если удаст­ся найти видео с примерами исследований конформизма, такой формат как нельзя лучше поможет участникам включиться и позво­лит размышлять.

Другой вариант мини-лекции - это изложение материала об ассертивном поведении.

4. Мозговой штурм «Как сказать “Нет!”»

Участникам предлагается набросать варианты ответов, которые помогают сохранить лицо и избежать рискованного поведения в ситуации, когда они испытывают давление и боятся осуждения. Это должны быть конкретные формулировки, применимые в реаль­ных ситуациях. Участники высказываются по кругу, передавая «ми­крофон» по часовой стрелке. Важно, чтобы каждый смог говорить.

Педагог-психолог отмечает, что все варианты хороши и в его задачи не входит выбирать лучший или критиковать худший. Предложения участников записываются на доске для того, чтобы потом их обоб­щить и прокомментировать.


Намного легче опираться на ценности, когда нужно отстоять свое мнение в ситуации группового давления, чем подыскивать удачные формулировки


Зафиксировав все варианты, педагог-психолог задает подросткам вопрос о том, ка­кие ценности стоят за предложенными ответами, который соответствует задаче психологической работы с подростками. Если они сомневаются в определении, что является ценностями, можно привести в при­мер мир, уважение, честность и т. д. Необходимо вместе найти цен­ность для каждой предложенной реплики. Намного легче опирать­ся на ценности, когда нужно отстоять свое мнение в ситуации группового давления, чем подыскивать удачные формулировки.

5. Отработка вариантов формулировок в микрогруппах

Группа разбивается на тройки (манипулятор - подросток в ситу­ации выбора - наблюдатель). Затем педагог-психолог предлагает для проигрывания по ролям проблемные ситуации, опираясь на техники манипуляции и группового давления, названные ранее. За­дача «манипулятора» - пытаться добиться согласия, используя кон­кретную технику. Задача второго участника - отказаться, используя сформулированные группой варианты ответа. Задача наблюдате­ля - со стороны фиксировать, какие еще варианты реагирования можно было бы применить. Проиграв одну ситуацию, участники ме­няются ролями и продолжают практиковаться, пока каждый из тройки не попробует себя во всех трех ролях. После окончания упражнения участники собираются в круг и по очереди делятся впечатлениями от игры.

6. Заключение

Завершается работа педагога-психолога с подростками перечислением впечатлений, благодарностью за их активность. Он просит каж­дого высказаться о том, как тот себя чувствует и с чем уходит со встречи. Можно напечатать и распространить в качестве разда­точного материала варианты ответов, предложенные участника­ми тренинга.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль