Анализ семейной истории в психологическом консультировании в школе

12

Семейное интервью как метод работы психолога с родителями в школе восходит к традициям си­стемной семейной психологии , согласно которой семья представляет собой систему, характеризующуюся слож­ным взаимовлиянием личностных особенностей ее членов и ряда параметров семейных отношений, в первую очередь:

  • стереотипов взаимодействия;
  • семейных правил ;
  • семейных границ;
  • семейных мифов;
  • семейных стабилизаторов.

Каждый из этих параметров заслуживает пристального внимания. Однако в этой статье в рамках психологического консультирования в школе будут рассмотрены три параметра (они блестяще описаны в работах В. Сатир, Б. Хеллингера, А.Я. Варги, В.В. Столина, Э.Г Эйдемиллера, А.В. Черникова, И.Ю. Млодик и др.).

Психологическое консультирование в школе - стереотипы взаимодействия 

В работе психолога с родителями в школе часто присутствует анализ семейных стереотипов взаимодействия. Это повторяющиеся вербальные и невербальные сообщения в семействе. Члены семьи постоянно взаи­модействуют друг с другом, даже когда молчат. Мама гремит посу­дой на кухне; ребенок, вернувшись из школы, хлопает дверью и резко бросает рюкзак на пол; папа, придя домой, сразу включает телевизор или компьютер; бабушка в стороне плачет и т. д. Все это типичные примеры негативных невербальных сообщений, сигнали­зирующих другим членам семейного круга о состоянии человека. «Ты опять не сделал», «ты лучше всех», «я устала», «я по тебе скучаю», «потерпи», «не шуми», «я помогу» - это примеры вербальных сообщений.


Повторяющиеся сообщения в семейном кругу могут привести к тому, что человек всю жизнь будет не способен говорить на какие-то темы, иногда даже с самим собой


Если некий тип сообщения повторя­ется часто, он становится стереотипом и формирует определенную ролевую структуру, устойчивые способы взаимодействия (например, привычку обращаться или не обращаться за помощью, доверять или не до­верять близким, верить или нет в собственную или чужую способ­ность справиться с ситуацией, показывать собственные пережива­ния или скрывать их, и т. д.). Повторяющиеся сообщения в семье могут привести к тому, что человек всю жизнь будет не способен говорить на какие-то темы, иногда даже с самим собой (среди са­мых распространенных тем - нежность, злость, секс, обида).

В процессе психологического консультирования в школе сновятся понятными многие моменты. То, что члены семейства говорят друг другу, и то, как они это гово­рят, та невербальная активность, которая характерна для члена семьи вообще или в данном типе ситуаций позволяет разделить сообщения и взаимодействия на конгруэнтные и неконгруэнтные.

Конгруэнтные сообщения - это сообщения, в которых вербаль­ная и невербальная сторона совпадают: интонация, громкость, ми­мика соответствуют содержанию высказывания.

Неконгруэнтные сообщения - те, в которых невербальная и вер­бальная стороны расходятся, противоречат друг другу. Например, «Как дела?» - безразличным тоном, без намерения выслушать, «Ммм, интересно...» - скучающе; «Делай, что хочешь!» - с обидой и гневом; «Да мне все равно!» - горячо.


Родительское «расскажи мне правду, я не буду ругаться» становится неконгруэнтным сообщением, если прошлый опыт семьи противоречит сказанным словам


Неконгру­энтные сообщения могут относиться не только к некой конкретной ситуации, а к целому циклу событий, к какой-то по­следовательности действий. Фраза принцессы «Я скакала за вами три дня, чтобы сказать, что вы мне совер­шенно безразличны» (х/ф «Обыкновенное чудо») представляет собой художественно заостренный пример такой неконгруэнтной комму­никации. В рамках психологического консультирования в школе родительское высказывание «мой ребенок знает, что я всег­да ему помогу», «расскажи мне правду, я не буду ругаться», «тебе там понравится» и т. п. становится неконгруэнтным сообщением, если прошлый опыт семьи противоречит сказанным словам. «Все можно решить мирным путем», «взрослые люди отвечают за свои дей­ствия», - подобные вербальные установки станут действенными только в том случае, если подкрепляются обыденным, повседнев­ным, повторяющимся опытом семейного взаимодействия.

Неконгруэнтная коммуникация ставит слушателя в ситуацию так называемой двойной ловушки: человек не знает, на что реагиро­вать - на содержание высказывания или его невербальную окраску, и может получить негативную реакцию на свои действия вне зави­симости от того, чему именно он поверит - словам или их несловес­ному сопровождению. Знакомый всем пример: фраза «Да все нор­мально!», сказанная раздраженным, отчаянным или унылым голосом, создает двойную ловушку - если отреагировать на тон и постарать­ся выяснить, ЧТО не в порядке, можно получить в ответ резкое «Я же говорю, все нормально!», «Не лезь!», «Отстань!»; а если «услышать» только содержание высказывания и по­верить, что все хорошо, то можно ока­заться в глазах партнера по общению бесчувственным, невнимательным, эгои­стичным собеседником.


При проведении психологического консультирования в школе, часто выясняется что дети не понимают, на что им реагировать, если их родители всегда или почти всегда говорят подчеркнуто ровным и доброжелательным голосом


Вербальное и невербальное поле общения и степень его кон­груэнтности создают широкий пласт ситуаций, в которых мельчай­шие нюансы функционирования семейства могут иметь колоссальное и часто неочевидное значение. Например, тишина или крик в доме в зависимости от привычного стиля коммуникации семьи могут быть сигналами как благополучия, так и неблагополучия семейной атмосферы, разворачивающейся здесь и сейчас.

В процессе работы психолога с родителями в школе выясняется, что огромное значение имеет и то, в какой момент были сказаны слова. Одна и та же фраза «я пошел к другу», произнесенная в раз­ных ситуациях (например, вас перебили, сказали это на пике ваше­го эмоционального рассказа о чем-то, или в пылу ссоры, или после предложения познакомить вас с кем-то) может обидеть, озадачить, порадовать, оставить равнодушным, вызвать интерес, стать конгруэнтным или неконгруэнтным высказыванием.


В огромном количестве случаев именно неконгруэнтная коммуникация становится той причиной, по которой близкие люди годами не могут договориться друг с другом и преодолеть мучительное чувство непонятности


Достаточно часто неконгруэнтные сообщения, достигающие парадоксаль­ного уровня, в изобилии встречаются в словах взрослых, хорошо образован­ных и разумных людей: «я говорила с ним односложно и холодным тоном, он должен был понять, что я по нему скучаю», «я даже ушла из комнаты, а он продолжает это делать», «я не буду звонить, пусть поймет, каково мне» и т. п. Психологическое консультирование в школе помогает осознать, что в огромном количестве случаев именно неконгруэнтная коммуникация стано­вится той причиной, по которой близкие люди годами не могут договориться друг с другом и преодолеть мучительное чувство непонятости. В здоровом общении нет так называемых ловушек, блестяще описанных В. Сатир: неопределенных ответов («ммм», «посмотрим», «наверно», «да ничего», «ну, не знаю»); намеков и не­ясных сообщений («ты же видела, что я глажу рубашку, что, непо­нятно, что я ухожу», «я молчу уже второй день, пора бы и догадать­ся», «что ты сегодня делаешь?», «может, хватит уже?», «кончай глупить»). Особенность психологически здорового общения с точ­ки зрения стереотипов взаимодействия состоит в том, что оно не­двусмысленно, ясно, не допускает противоречивых трактовок, не ставит собеседника в ситуацию тревожных догадок.

Анализ сообщений, составляющих стереотипы взаимодействия в семейном кругу, представляет собой одну из первых по значению задач психологического консультирования в школе.  Психологом для прояснения этого могут быть заданы следующие конкретные вопросы.

  • Когда вы это чувствуете, что вы делаете?
  • Как вы понимаете, какое настроение у NN?
  • Когда NN с вами не разговаривает (плачет, хлопает дверями), как вы себе это объясняете?
  • Что делает в это время (когда происходит нечто) NN?
  • Что делает ребенок, когда вы его ругаете? Хвалите?
  • Как ты понимаешь, что чувствует мама (папа, NN1)?
  • Как ты понимаешь, что тобой довольны?
  • В каких случаях твои родители спокойно разговаривают (друг с другом, с тобой, с NN)?
  • В каких случаях на тебя повышают голос?
  • Кто тебя обычно встречает, когда ты приходишь домой?
  • Что каждый день делает NN (делаете вы)?
  • Что каждый день чувствует NN (чувствуете вы)?
  • Что NN чаще всего говорит о тебе?
  • Что NN чаще всего говорит о себе?
  • Что вы чаще всего говорите и думаете о себе?

Важно понимать, что стереотипы взаимодействия, - пожизненные спутники всех членов семейства, источники типичных форм поведения и самоотношения человека, и поэтому их анализ и при необходимости коррекция в процессе работы психолога с родителями в школе (как минимум, их рациональное понимание и трезвая оценка) - важнейшие задачи для повышения душевного комфорта клиента.

Анализ семейных правил в рамках работы психолога с родителями в школе

Семейные правила - второй значимый параметр семейной системы. Они так или иначе регламентируют роли членов семейства, их иерар­хию, формы взаимодействия друг с другом и с внешним миром, спо­собы реагирования на значимые и повседневные события. Правила часто не осознаются как таковые, они воспринимаются как истина, заданная в окончательной форме и не подлежащая обсуждению. Проводя психологическое консультирование в школе, специалист четко осознает, что среди правил есть универсальные, культурно заданные (например, запрет на взаимное уничтожение и инцест членов семьи; решение финансовых вопросов взрослым, а не ребенком; всерос­сийское празднование Нового года) и индивидуально-семейные (например, правило доедать все с тарелки, даже если не хочется; все делать вместе; выпивать, если что-то тревожит; целовать детей на ночь; жало­ваться на партнера маме).


Правила могут фиксировать бытовые привычки, и их невыполнение может переживаться человеком как несчастливость, дискомфорт


Они могут способствовать как созданию здоровой атмосферы в семье, так и нарастанию невротичности, напряженно­сти, конфликта. Правила могут фиксировать бытовые привычки, и их невыполнение может переживаться человеком как несчастливость, дискомфорт (например, если не удалось с утра спокойно выпить ко­фе, возникает ощущение суматошного и тяжелого дня).

При работе психолога с родителями в школе выясняется, что правила могут быть гласными и негласными, т. е. когда-то (или постоянно) произносимыми или нет. Неозвученное правило не уступает по силе озвученному, а иногда и превосходит его. Так, по каким-то причинам принятое на себя матерью правило уступать другим членам семьи и все терпеть может быть усвоено всеми родными столь крепко, что даже самые сильные рациональные доводы по его изменению не приведут к успеху, пока правило не будет осознано и подвержено критической оценке.

Особенность семейных правил состоит в том, что чаще всего че­ловек, не разделяющий эти правила, «выбрасывается» из системы, воспринимается как недалекий, странный, невоспитанный, нежеланный. Специалист, проводя психологическое консультирование в школе, часто замечает, что «жертвой правил» может становиться кто-то из детей (например, старший ребенок, не разделяющий пра­вила восхищаться младшим и все ему прощать); молодой супруг или супруга, не вписывающиеся в устоявшие­ся правила семьи (например, не показы­вать свои эмоции, слушаться тещу или свекровь, каждые выходные ездить на дачу); учитель, не разделяющий традиций семейства (например, поощрять несамостоятельность ребенка, постоянно оказывать ему поддержку или «передумывать» и «про­щать»).


Иногда правила могут давать какому-то члену семьи право на вседозволенность, другого делать бесправным, третьего – всегда смешным, четвертого – общим «громоотводом»


Правила, усвоенные в ячейке общества, транслируются человеком в ши­роком круге ситуаций. Самый простой пример - это форма выра­жения эмоций: будут ли они продемонстрированы отчетливо и конгруэнтно или станут лишь тенью, кривым или гипертрофиро­ванным отражением истинного переживания, во многом зависит от негласного правила, бытующего в семействе. Именно из этого источ­ника часто произрастают бессознательные запреты на выражение агрессии, любви, печали, нужды в другом человеке и т. д.

Проводя психологическое консультирование в школе, специалисты отмечают, что семейные правила алгоритмизируют быт и общение членов се­мьи друг с другом в более или менее жесткой форме. Они могут регламентировать даже разные мелочи, что становится проблемой, если прави­ла ригидны.


Правила могут формировать «розовые очки» у членов семьи, заставляя игнорировать часть поступающей информации


В работе психолога с родителями в школе становится несомненным, что гласные или негласные правила «все бытовые заботы лежат на жене», «краситься нельзя», «мы не держим домашних животных», «девочки должны уступать», «бабушке надо звонить ежедневно» могут стать причиной переживания сильного дискомфорта теми членами семьи, в чье поведение они вносят ограничения. Другие правила могут формировать «розовые очки» у членов рода, за­ставляя игнорировать часть поступающей информации (напри­мер, что не всегда все в жизни получается, что не всегда можно договориться с другим, и т. д.) или, напротив, делать привычными агрессию, насилие, унижение, неравноправие.

Семейные правила неосознанно воспроизводятся и при уже взрос­лых столкновениях человека с трудностями: они могут вести к некор­ректному обсуждению трудностей, к попыткам загладить вину, к так на­зываемой имитации полезной активности. В последнем случае после конфликта или претензий значимого лица человек усиленно делает вид, что занят чем-то полезным, на благо всем - тихо убирается, занима­ется работой, читает. Также они приводят к обидам и молчанию, поиску оснований для придирок в поведении другого и т. д.


Правило ласкать ребенка и убирать все требования к нему, когда он заболел, может стать основой формирования так называемого условно выгодного поведения


Обычно правила возникают не на пустом месте – они всегда кому-то удобны (условно выгодны). Это выясняется при работе психолога с родителями в школе. Так, правило не шуметь, когда папа смотрит новости, удобно папе, но может созда­вать дискомфорт у других членов семьи: у мамы, желающей пого­ворить с ним, или у детей, придумавших шумную игру. Правило ла­скать ребенка и убирать все требования к нему, когда он заболел, может стать основой формирования так называемого условно вы­годного поведения - возникновения заболеваний в те периоды жизни, когда ребенок хочет избавиться от тревоги, связанной с требованиями родителей, от их негативных оценок. Это правило может и дальше сопровождать человека, уже в зрелости бессозна­тельно заставляя уходить от решения проблем в болезнь.

Правила становятся патологизирующими, дисфункциональны­ми, если они дают разрешение на применение агрессии в отноше­нии другого человека (правило «получил двойку - будешь нака­зан») и если они не подлежат обсуждению и не корректируются в зависимости от ситуации, возраста, собственных желаний (пра­вило «я никогда не звоню первая»).

В работе психолога с родителями в школе, правила, усвоен­ные клиентом в семье, обнаруживаются во всей полноте далеко не сразу. Они представляют собой во многом бессознательный мате­риал, о котором даже очень искренний и мотивированный клиент не всегда может дать отчет самому себе. Часто правила представляются человеком чем-то самоочевидным, единственным возможным, обоснованным, верным; чем-то, что стоит активно и даже яростно защищать от изменений. Поэтому семейные правила могут ставить других людей в тупик, обескураживать, вести к се­рьезным конфликтам, но все равно не становиться предметом обсуждения и рефлексивного анализа.

Для того чтобы получить хотя бы первичную информацию о се­мейных правилах, педагог-психолог может предложить клиенту такие вопросы.

  • Какие обязанности есть у разных членов семейства?
  • Как в вашем семействе решаются бытовые вопросы?
  • Если родители не согласны друг с другом, кто обычно уступает?
  • А если родитель и ребенок?
  • Чему вы учите и хотели бы научить ваших детей?
  • В каких ситуациях происходят ссоры и скандалы?
  • Что в вашем семействе принято делать всем вместе?
  • Что для вас было трудно и неожиданно, когда вы вступили в брак, когда семейная жизнь только начиналась? А что вам сразу понравилось?
  • Что изменилось, когда у вас появился ребенок?
  • Что бы вы изменили в повседневной жизни вашего семейства?
  • Как вы проводите совместные выходные?
  • Кто имеет решающее слово при распределении бюджета?
  • Чье мнение в семействе самое авторитетное?
  • Чего ни в коем случае нельзя делать детям?
  • В чем вы согласны и не согласны со школой?

Может быть задан и прямой вопрос о том, какие правила существуют в семье - однако ответ на него нельзя рассматривать как исчерпывающую информацию.

Многое может быть понято также из наблюдения за взаимодей­ствием и общением членов семейства на психологическом консультировании в школе: кто транслирует основную информацию о трудностях и выступает с позиции правого, а кто старается «понимать и защищать»; как кли­ент выражает свои чувства, как воспринимает новую информацию, оказывает ли давление на других, чтобы ускорить об­щение или добиться искреннего, на его взгляд, ответа, и т. д.

Психологическое консультирование в школе - семейные  границы

С семейными правилами тесно связано понятие семейных границ - личных границ каждого отдельного члена семьи и семьи в целом.


Здоровыми считаются четкие границы: наличие у каждого члена семьи возможности и права иметь нечто «свое» - в поведении, интересах, манерах, предпочтениях


Эти границы невербализованы и по большей части неосознаваемы. Их функ­ция - очерчивать степень автономии каждого отдельного человека и всей се­мейной системы в целом от других внешних систем. Уровень проницаемости личных границ опреде­ляет, насколько и в чем члены одного семейства могут быть независимы друг от друга, ориентированы на собственную позицию и желания. Здоровыми, в рамках психологического консультирования в школе, считаются четкие границы: наличие у каждого члена возможности и права иметь нечто «свое» - в поведении, инте­ресах, манерах, предпочтениях. Например, права самому решать, что надеть, что съесть, с кем дружить; права на уединение и секре­ты; права не получать непрошенные оценки со стороны окружаю­щих. Нарушения личных границ часто называют взламыванием, подчеркивая их разрушительный характер (многое о таких феноме­нах можно узнать из работ Ирины Млодик).

Взламывания личных границ во многих семьях случаются еже­дневно, проявляясь в мелочах: «и с кем ты там говорила?», «ешь это, ну и что, что не любишь, это полезно», «тебе это не идет, на­день другое», «заканчивай болтать». Нарушения границ могут иметь разные формы - от физических наказаний, беспощадной критики и негативной оценки, контроля секретов (тайная или яв­ная проверка детских личных дневников, страниц в социальных сетях, карманов в куртках) - до вроде бы нетравмирующих (отсут­ствие собственного личного пространства в квартире, навязчивая забота, ласки и поцелуи в тот момент, когда партнер по общению этого не хочет). Такие действия представляют собой лишение дру­гого человека его автономии. Почти вне зависимости от того, на­сколько обидно или деструктивно само по себе действие, связан­ное со взламыванием границ, оно переживается на более или менее осознаваемом уровне как при­нуждение, лишение приватности и сво­боды. Почти всегда оно закономерно ве­дет к явному или скрытому протесту, особенно бурному в кризисные этапы развития личности, отмечают специалисты, проводя психологическое консультирование в школе. 


Действие, связанное со «взламыванием границ» переживается как принуждение, лишение приватности и свобод


Другим типом дисфункциональных границ в семье являются слишком жесткие, непроницаемые границы - отчуждение и факти­чески изоляция членов семейства друг от друга. Осуществляя психологическое консультирование в школе, специалисты достаточно часто сталкиваются с этим типом нарушения. Провляется в виде невозможности диалога между разными по возрасту подструктурами семьи: детьми и родителя­ми, родителями и прародителями, иногда - людьми разного пола. В таких случаях родовое гнездо превращается не в живой социальный орга­низм, а в жестко иерархизированную систему, живущую по зако­нам субординации, а не любви. Иногда столь жесткие границы яв­ляются следствием предыдущего травмирующего опыта, неосознанного страха перед близостью.

Наконец, нарушения семейных границ могут проявиться в виде формирования внутрисемейных коалиций (объединений членов семьи в противостоящие друг другу микрогруппы). Самыми часты­ми вариантами являются коалиция одного из родителей с ребен­ком против другого родителя (например, мама и ребенок против отца); прародителя с ребенком против родителей (например, ба­бушка, разрушающая вседозволенностью все родительские попыт­ки выстроить гармоничную систему воспитания); одного из супру­гов со своими родителями против другого супруга (анекдотические жена и теща против зятя); одного родителя с ребенком против дру­гого родителя со вторым ребенком (частый вариант в российской культуре - папина дочка и мамин сын); родителя или родителей с одним из детей - «любимчиком». В работе психолога с родителями в школе, выделяются и другие варианты таких комбинаций. Они могут формироваться под влиянием мно­жества обстоятельств, в частности, как следствие неосознаваемой попытки быть необходимым для какого-то человека и потребности в доказательствах собственной ценности или правоты; или как ре­зультат попытки сохранить некий «секрет» (часто - сложности де­тей в обучении или поведении, скрываемые матерью от отца); или страха перед независимостью.

Наконец, существуют и границы, отделяющие семью от других систем. Они определяют то, насколько возможно и каким будет об­щение между семьей и остальным миром: друзьями, соседями, школой и т. д.


Существуют и границы, отделяющие семью от других систем, особенность такого рода границ состоит в том, что они косвенно влияют на уровень доверия человека к миру, навык открываться, взаимодействовать, быть искренним


Особенность такого рода гра­ниц состоит в том, что они косвенно влияют на уровень доверия человека к миру, навык открываться, взаимодей­ствовать, быть искренним. Важным для анализа моментом в психологическом консультировании в школе является сравнение разных параметров семейной системы в ситуациях исключительно внутрисемейного и внешнего взаимо­действия: они указывают на то, что именно оберегают члены семейства - внутренний комфорт ячейки общества или хорошее мнение посторонних лю­дей. В первом случае все лучшее происходит внутри семьи, дома; во втором - в ситуациях «выхода в люди», приема гостей и т. п.

Для того чтобы исследовать семейные границы, психологу в работе с родителями в школе важно проанали­зировать реальные возможности членов семейства по нормальной се­парации, а также структуру семейных отношений. В этом могут по­мочь следующие вопросы. 

  • Есть ли у вас время на реализацию своих желаний и планов?
  • Есть ли у вас какая-то личная территория дома?
  • Существует ли что-то, что неизвестно о вас близким?
  • Что ваш ребенок может делать по собственному усмотрению?
  • Можете ли вы (можешь ли ты) обсудить с NN свои самые важные про­блемы?
  • Разрешают ли тебе твои родители дружить с тем, с кем ты хочешь? Иметь свои секреты?
  • Если вам (тебе) хочется побыть одному, как на это прореагируют осталь­ные члены семейства?
  • Если бы ты (вы) вел(и) дневник, его надо было бы прятать?
  • Когда вы последний раз смеялись дома? Когда вы смеялись вместе с кем-то из близких? Когда кто-то из близких смеялся над вами?
  • Можешь ли ты сам выбирать себе одежду, еду, прическу?
  • Можешь ли ты сам выбирать себе друзей?
  • Кто из боизких лучше всего тебя (вас) понимает?
  • Кого лучше всего понимаешь ты (вы)?
  • Кто самый близкий для тебя (вас) человек? В чем это проявляется?
  • Есть ли кто-то в семействе, отношения с кем у вас более отчужденные, чем с остальными?
  • Что стоило бы прекратить делать NN? Что он мог бы делать вместо этого?



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль