Профилактика детского суицида средствами образования

34

Согласно научным представлениям современного мира, намеренное лишение жизни самого себя это реакция человека на непреодолимую с его точки зрения проблему. Это может быть смерть близкого человека или людей, серьезные физические страдания, трудное детство, финансовые трудности, невозможность найти работу и т.д. 

Некоторые исследователи уточняют, что самоубийство, в том числе детский суицид - это сигнал трагедии, призыв о помощи, показывающий безвыходность кон­фликтной ситуации, в которой оказался человек. Подобной точки зрения придерживалась основоположница отечественной науки суицидо­логии А.Г. Амбрумова, расценивавшая самоубийство человека  как последствие социаль­но-психологической дезадаптации лич­ности в условиях болезненно переживаемых кон­фликтов. Согласно теории доктора медицинских наук, суицид не что иное как вариант поведения человека в экстремальной ситуации.

Рост детского суицида в России

Россия на сегодняшний день занимает лидирующую позицию в Европе по числу самоубийств среди детей и подростков,  шестое место в мире по количеству суицидов среди всех возрастных категорий (после Южной Кореи, Литвы, Казахстана, Японии и Белоруссии)1. За последние несколько лет количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось в процентном выражении на 35­37%. Всего же с начала 90-х до 2010 года  в нашей стране было зафиксировано около 800 тысяч самоубийств.

Статистика отмечает рост числа детского суицида и юношеского. Так, если в 2009 г в России было совершено порядка 260 подростковых су­ицидов, то в 2010 г их количество увеличилось в 1,2 раза. В Российской Федерации случается около 19-20 случаев самоубиений на 100 тыс. подрост­ков. Это в три раза больше, чем мировой рейтинг. Самые неблагополучные регионы - Республика Тыва (120 случаев на 100 тыс. подростков), Якутия (74 случая), Бурятия (87 случаев).  Вызывают опасения данные из Забайкалья, Хакасии, Калмыкии2.

Наиболее часто сводят счеты с жизнью подростки и мо­лодежь в возрастном охвате 15-35 лет. Ежегодно по статистике каждый две­надцатый подросток в возрасте от 15 лет пытается покончить жизнь самоубийством. На одну смерть приходится до 200 нереализованных суицидальных по­пыток.


К 2020 г. по прогнозам ученых, число самоубийств в мире возрастет почти вдвое.


В большинстве случаев специалистам не под силу выяснить истинные причины детского суицида. Но в тех ситуациях, когда причину удается определить доподлинно, мотивами, глядя на статистику являются в основном конфликтные ситуации с родителями и пресловутая неразделенная любовь. 

Основные зафиксированные мотивы детских суицидов: 

  • проблемы в семье, конфликты с самыми близкими - родителями; 
  • неразделенная любовь;
  • невыплаченные финансовые долги; 
  • разлад межличностных отношений с ровесниками;
  • разрыв отношений с любимым человеком либо его смерть; 
  • проблемы с законом, дисциплиной;
  • разочарованность школьными успехами;  
  • давление, оказываемое группой ровесников, прежде всего связанное с повторением поведения других;
  • длительное нахождение в роли жертвы;
  • завышенные требования в школе к экзаменам; 
  • денежные трудности; 
  • нежелательная беременность, аборт, его последствия;
  • серьезные физические заболевания;
  • чрезвычайные катастрофы и внешние ситуации.

Судя по анализу судебно-пси­хологических экспертиз детского суи­цида, можно с уверенность сказать, что самоубийство это последний шаг, к которому привели обилие при­чин, и каждая из них является следствием бесчисленного обилия других причин.

Установлено, что лишь 10% подростков на самом деле желают покончить с собой, то есть имеют истинное желание, в остальных 90% случаев это крик о помощи. Суицидальные дей­ствия подростков часто носят демонстра­тивный характер, своего рода шантаж. Предшествуют этому наказания, несправедливые по мнению ребенка. К суицидаль­ным демонстрациям относится и игра со смертью, когда подросток стремится заполучить репутацию исключительной личности.

Причинами детского суицида могут являться и школь­ные проблемы, связанные с непосильной нагрузкой, плохой успеваемостью, конфликтами с педагогами и со сверстниками. 

Риск детского суицида содержат и ранние браки, что связано, в первую очередь, с тем, что они часто являются попыткой решить какие-то посторонние, не относящиеся к браку про­блемы (например, невыносимая обста­новка в семье родителей). Последние российские исследования подтвердили этот факт. 


Следует учитывать, что 60% всех суицидов приходится на весну (обострение психических заболеваний) и начало лета (школьные экзамены).


Исследователи также отмечают связь социального положе­ния страны и уровня суицида ее жителей. Считается, что рост детского суицида напрямую связан с тем, что Россия занимает 1-е место в мире:

  • по числу абортов - каждый час в стране происходят около 300 абортов, около 4 млн абортов в год, по этому показателю Россия в 8 раз опережает США;
  • по численности разводов;
  • по количеству детей, оставленных родителями;
  • по численности людей с психическими заболеваниями (если в мире около 15% людей нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%);
  • по объему потребления героина - 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумосодержащих наркотиков;
  • по численности детей, не расстающихся с сигаретой;
  • по количеству сирот - всего у нас свыше 760 тыс. детей-сирот и около миллиона беспризорных детей;
  • по числу извращенцев - педофилов - только по официальным данным в России в 2009 г. было зарегистрировано 124 тыс. нападений педофилов на детей. Мы единственная в мире страна, где почти 50% из общего числа сексуальных преступлений на­правлено против детей;
  • по алкоголизму среди детей и подростков - более 10 млн юных россиян в возрасте от 11 до 18 лет регулярно употребляют алкоголь.

Профилактика суицидального поведения в школе 

В практике суицидального поведения большую роль играет пра­вильно выбранная технология профилактики, в т. ч. и анализ детских страхов и тревог.


По инициативе всемирной организации здравоохранения 10 сентября объявлено всемирным днем предотвращения самоубийств.


Основной тезис в профилактике суицидального поведения в школе - це­нить жизнь молодым людям помогает лю­бовь и сочувствие, а от безысходного последнего шага может удержать возможность погово­рить с человеком по душам, выслушать его и постараться понять. Родители, воспитывающие своего ребенка в любви, должны ему объяснить, что жизнь человеку дается лишь только один раз и выиграть ее или купить никак получится. Жизнь нужно любить и ценить каждое прожитое мгновение. 

Комплекс мер профилактики суицидального поведения в школе включает: 

  • изучение ситуации, в которой ребенок развивается, социально-психологиче­ских проблем детства;
  • соединение усилий заинтересованных в проблеме детского суицида организаций и ведомств по созданию единой программы помощи детям;
  • составление перечня и охватывающей характеристики социально-психоло­гических проблем детства;
  • описание методов и форм работы по преодолению выявленных проблем в образовательных организациях; 
  • разработку рекомендаций по психологической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологи­ческих проблем детства;
  • обобщение деятельности различных организаций по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучаю­щих программ;
  • расширение сети специализированных медико-психологических центров и привлечение в них специалистов для организации реальной помощи ребенку; 
  • организацию повышения квалификации педагогов и специалистов работаю­щих с детьми в области профилактики суицидального поведения в школе, которая включает общие сведения о суициде, причины, мотивы, симптомы поведения, склонного к самоубийству, анализ характерных черт личности суицидента, виды поведения и вопросы судебно-психологической экспертизы детско­го суицида, анализ групп риска и технологию профилактики суицида и преодоления жестокости и насилия в отношениях к детям и др.;
  • реализацию специальных технологий работы с учащимися, их родителями;
  • широкое использование средств массовой информации и др.

Что касается анализа детских страхов и тревог в рамках профи­лактики суицидального поведения в школе, то здесь следует понимать, что страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека, родом из детства.


Есть страхи, которые приводят к уходу в болезнь, депрессию, становятся основой поведения и в дальнейшем могут стать причиной суицида


При этом с точки зрения психологии, страх нельзя относить к негативному чувству. Именно он помогает человечеству выжить в экстремальных и угрожающих жизни ситуациях, например страх утонуть не позволяет человеку заходить далеко в воду при купании. С другой стороны, существуют страхи, которые приводят к депрес­сии, к болезни, они становятся основой поведения и в дальнейшем могут дать толчок к детскому суициду (считается, что болезнью самоубийц является де­прессия - до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидаль­ные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства). Примером может служить достаточно популярный страх школы - ребе­нок боится новой обстановки, новых незнакомых людей, не хочет оказаться плохим или глупым, боится оценки педагога, его пугает, что он сделает что-то не так и рассердит маму. Для преодоления этого состояния, родителям рекомендуют записывать детей в группы раннего развития, на курсы подготовки к школе, поддерживать активность своего чада во взаимодействии с другими детьми и взрослыми, поощ­рять и хвалить его, обращать его внимание на то, что и другие также видят его позитивную активность и интерес.


Один из основных дестких страхов – не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья


Следует помнить, что для каждого возраста характерны свои страхи. Так, например, в возрасте 7-10 лет дети часто видят во сне потусторонние силы, что с некоторой долей вероятности свидетельствует о глубинном страхе смерти. В более старшем возрасте обостряется страх быть наказанным. Одна из основных детских фобий - быть не тем, о ком хорошо высказываются, кого уважают, понимают, ценят.  Другими словами, это страх несоответствия ближайшему окружению, будь то школа, семья или ровесники.  Школьники старших классов среди актуальных фобий называют страх за свое будущее (боязнь не найти работу вообще или работу, отвечаю­щую личным интересам; страх перед маленькой зарплатой, отсут­ствием жилья, что не позволит создать ячейку общества, и т. д.).

Как быть? В рамках профилактики суицидального поведения в школе не стоит отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и по­ниманием. Не следует ругать ребенка за его страхи, оптимально вспомнить о собственных и рассказать ему о них. Важно знать, чем реже улыба­ются близкие, педагоги, тем больше страхов возникает у ребенка.


Важно обучить ребенка приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.


Наполеон Хилл, автор принципа «ты то, что ты думаешь», в свое время написал: «Страхи есть у всех, и некоторые из них даже по­лезны. Но иные страхи зарождаются без нашего ведома. Они ра­стут из нерешительности и сомнения. Вон их!». С этой позиции важно обучить своего ребенка приемам и методам овладения вол­нением, повышенной тревожностью, необходимо сформировать у него необхо­димые знания, умения, навыки, ведущие к результативной деятельности, уверенности в собственных силах.  Важно проигрывать с ним ситуации, вызывающие чувства страха или тревоги. 

1 Данные Росстата за 2010 г.

2 Данные Росстата за 2010 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль