Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

18

Понятие одаренности - это качество психики, которое развивается в течение жизни и определяет шансы достижения человеком более высоких, результатов по сравнению с дру­гими людьми.


«Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».


Достижения одаренного ребенка, как правило, яркие, очевидные, иногда. Но такие дети зачастую оказываются незащищенными и чувствительными. Они воспринимают проявления критики как неприязнь окружающих. Они требовательны к себе, ставят перед собой сложные, можно даже сказать не осу­ществимые цели, а это приводит к расстройству и дестабилизации личности. Поэтому и работа с одаренными школьниками - непростая задача.

Большинство психологов сегодня утверждает, что уровень и характер одарен­ности - это результат взаимодействия наслед­ственности и социума. И поэтому образовательная организация обязана наладить системную работу с одаренными школьниками так, чтобы они чувствовали себя комфортно.

Пример работы с одаренными школьниками

Программа «Одаренный ребенок» разработана в МОУ СОШ № 13 г. Пугачева в 2010 г. Ее цель - создание системы деятельности педа­гогического коллектива по развитию интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся, развитию одаренности; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на всех возрастных этапах.

Задачи:

  1. Создать систему выявления одаренных детей.
  2. Создать благоприятные условия для психологического и физического развития одаренных школьников.
  3. Стимулировать их творческую деятельность.
  4. Создание банка данных «Одаренные дети».
  5. Совершенствовать подготовку коллектива учителей, работающего с одаренными учениками.
  6. Внедрить в образовательный процесс интегративные тех­нологии.
  7. Установить сотрудничество с организациями дополни­тельного образования.

Работа по программе проводится в соответствии с годовым планом (таблица).

Мероприятие Сроки реализации Примечание
1. Психодиагностическая работа
1 Выявление и отбор одаренных, талантливых детей Сентябрь-октябрь -
2 Изучение интересов и склонностей учащихся В течение года -
3 Диагностирование учащихся, родителей и педагогов В течение года По запросу
2. Развивающая работа
4 Индивидуальные и групповые занятия с одаренными, алантливыми детьми В течение года По расписанию
5 Индивидуальные и групповые занятия с родителями в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
6 Индивидуальные и групповые занятия с педагогическим коллективом в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
3. Консультирование
7 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с одаренными детьми Сентябрь-май -
8 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросам одаренности Сентябрь-май -
9 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами Сентябрь-май -
4. Психопрофилактика и просвещение
10 Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных школьников В течение года -
11 Организация психолого-педагогического просвещения педагогического коллектива, работающего с одаренными детьми В течение года -
12 Выступления на родительских собраниях, педсоветах, классных часах В течение года По запросу. Совместно с классными руководителями, учителями-предметниками
5. Организационно-методическая работа
13 Сбор и систематизация материала по вопросам одаренности Август-сентябрь -
14 Создание пакета диагностических материалов для определения и выявления учащихся с интеллектуальными и творческими способностями Август-сентябрь -
15 Подготовка и проведение бесед, лекций, групповых консультаций с учащимися, родителями, педагогами В течение года -
16 Подбор материалов для проведения диагностической работы Август-сентябрь -
17 Оформление заключений о проделанной работе по диагностическим методикам и другим мероприятиям В течение года -
18 Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одаренного школьника (приложение 1) В течение года -
19 Разработка программ и планов индивидуальной работы с одаренными детьми (план см. в приложении 2) Сентябрь-октябрь -
20 Создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми Декабрь, май -
21 Заполнение отчетной документации за период работы педагога-психолога по данной проблематике Май Отчетная документация предоставляется руководителем районной психолого-педагогической службы и сводится к числовому и аналитическому отчетам по проделанной за год работе
22 Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности В течение года -
23 Планирование работы на следующий учебный год Май-июнь -

Программа «Одаренный ребенок» в ходе работы с одаренными школьниками реализуется посредством пяти этапов:

  1. Анализ и синтез материалов, диагностических методик для выявления учеников с интеллектуальными и творческими спо­собностями.
  2. Диагностика ода­ренных школьников; создание базы данных «Одаренные дети». Выбор эффективных форм взаимодействия с одаренными детьми.
  3. Проведение индивидуальных и групповых уроков.
  4. Отслеживание итогов уроков.
  5. Выявление реализации про­граммы на практике.

Основные формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практическая конференция;
  • тематические и предметные олимпиады;
  • работа по индивидуальному плану.

Психолого-педагогическое сопровождение при работе с одаренными школьниками предполагает развитие духовно-нравственных основ  личности, создание условий для творчества; обеспечение  общеобразовательной подготовки, обуславливающей развитие миропонимания и компетентности в различных дисциплинах.

Успех программы определяется пониманием важности работы с одаренными школьниками каждым участником педагогического коллектива.

Однако следует учитывать и возможные риски:

1) неправильное или неадекватное выявление одаренности, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, следовательно, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

2) рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чьи таланты в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Приложение 1

Психолого-педагогическия характеристика одаренного ребенка

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Приложение 2

План индивидуальной психолого-педагогической работы с одаренным ребенком

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

* Обозначается все, что касается рабочих моментов в индивидуальной работе с данным учеником, вплоть до поведения на занятии, почему не состоялась консультация, дата назначения новой встречи, а также успехи ученика на олимпиадах, конкурсах и т.п.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль