Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

18

Понятие одаренности - это качество психики, которое развивается в течение жизни и определяет шансы достижения человеком более высоких, результатов по сравнению с дру­гими людьми.


«Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».


Достижения одаренного ребенка, как правило, яркие, очевидные, иногда. Но такие дети зачастую оказываются незащищенными и чувствительными. Они воспринимают проявления критики как неприязнь окружающих. Они требовательны к себе, ставят перед собой сложные, можно даже сказать не осу­ществимые цели, а это приводит к расстройству и дестабилизации личности. Поэтому и работа с одаренными школьниками - непростая задача.

Большинство психологов сегодня утверждает, что уровень и характер одарен­ности - это результат взаимодействия наслед­ственности и социума. И поэтому образовательная организация обязана наладить системную работу с одаренными школьниками так, чтобы они чувствовали себя комфортно.

Пример работы с одаренными школьниками

Программа «Одаренный ребенок» разработана в МОУ СОШ № 13 г. Пугачева в 2010 г. Ее цель - создание системы деятельности педа­гогического коллектива по развитию интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся, развитию одаренности; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей на всех возрастных этапах.

Задачи:

  1. Создать систему выявления одаренных детей.
  2. Создать благоприятные условия для психологического и физического развития одаренных школьников.
  3. Стимулировать их творческую деятельность.
  4. Создание банка данных «Одаренные дети».
  5. Совершенствовать подготовку коллектива учителей, работающего с одаренными учениками.
  6. Внедрить в образовательный процесс интегративные тех­нологии.
  7. Установить сотрудничество с организациями дополни­тельного образования.

Работа по программе проводится в соответствии с годовым планом (таблица).

Мероприятие Сроки реализации Примечание
1. Психодиагностическая работа
1 Выявление и отбор одаренных, талантливых детей Сентябрь-октябрь -
2 Изучение интересов и склонностей учащихся В течение года -
3 Диагностирование учащихся, родителей и педагогов В течение года По запросу
2. Развивающая работа
4 Индивидуальные и групповые занятия с одаренными, алантливыми детьми В течение года По расписанию
5 Индивидуальные и групповые занятия с родителями в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
6 Индивидуальные и групповые занятия с педагогическим коллективом в целях оказания психолого-педагогической помощи В течение года По запросу
3. Консультирование
7 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с одаренными детьми Сентябрь-май -
8 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросам одаренности Сентябрь-май -
9 Проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами Сентябрь-май -
4. Психопрофилактика и просвещение
10 Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одаренных школьников В течение года -
11 Организация психолого-педагогического просвещения педагогического коллектива, работающего с одаренными детьми В течение года -
12 Выступления на родительских собраниях, педсоветах, классных часах В течение года По запросу. Совместно с классными руководителями, учителями-предметниками
5. Организационно-методическая работа
13 Сбор и систематизация материала по вопросам одаренности Август-сентябрь -
14 Создание пакета диагностических материалов для определения и выявления учащихся с интеллектуальными и творческими способностями Август-сентябрь -
15 Подготовка и проведение бесед, лекций, групповых консультаций с учащимися, родителями, педагогами В течение года -
16 Подбор материалов для проведения диагностической работы Август-сентябрь -
17 Оформление заключений о проделанной работе по диагностическим методикам и другим мероприятиям В течение года -
18 Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одаренного школьника (приложение 1) В течение года -
19 Разработка программ и планов индивидуальной работы с одаренными детьми (план см. в приложении 2) Сентябрь-октябрь -
20 Создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми Декабрь, май -
21 Заполнение отчетной документации за период работы педагога-психолога по данной проблематике Май Отчетная документация предоставляется руководителем районной психолого-педагогической службы и сводится к числовому и аналитическому отчетам по проделанной за год работе
22 Знакомство с литературой профессиональной направленности и новинками в психологии, посвященными вопросу одаренности В течение года -
23 Планирование работы на следующий учебный год Май-июнь -

Программа «Одаренный ребенок» в ходе работы с одаренными школьниками реализуется посредством пяти этапов:

  1. Анализ и синтез материалов, диагностических методик для выявления учеников с интеллектуальными и творческими спо­собностями.
  2. Диагностика ода­ренных школьников; создание базы данных «Одаренные дети». Выбор эффективных форм взаимодействия с одаренными детьми.
  3. Проведение индивидуальных и групповых уроков.
  4. Отслеживание итогов уроков.
  5. Выявление реализации про­граммы на практике.

Основные формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практическая конференция;
  • тематические и предметные олимпиады;
  • работа по индивидуальному плану.

Психолого-педагогическое сопровождение при работе с одаренными школьниками предполагает развитие духовно-нравственных основ  личности, создание условий для творчества; обеспечение  общеобразовательной подготовки, обуславливающей развитие миропонимания и компетентности в различных дисциплинах.

Успех программы определяется пониманием важности работы с одаренными школьниками каждым участником педагогического коллектива.

Однако следует учитывать и возможные риски:

1) неправильное или неадекватное выявление одаренности, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов и, следовательно, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления истинной одаренности снизятся;

2) рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чьи таланты в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

Приложение 1

Психолого-педагогическия характеристика одаренного ребенка

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Приложение 2

План индивидуальной психолого-педагогической работы с одаренным ребенком

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

Организация работы с одаренными школьниками: принципы и методика

* Обозначается все, что касается рабочих моментов в индивидуальной работе с данным учеником, вплоть до поведения на занятии, почему не состоялась консультация, дата назначения новой встречи, а также успехи ученика на олимпиадах, конкурсах и т.п.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль