Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

54

Любая деятельность при реализации на практике должна учитывать не только экономическую, но психологическую готовность социума к реформированию. Успех инновационных введений зависит от того, в какой степени при их реализации были учтены интересы  «заинтересованных сторон», как эти интересы связаны друг с другом. Однако этот процесс невозможно осуществить без внимания к правовой базе. Другими словами, права и обязанности участников изменений должны быть четко соблюдены.

В основе Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (далее – Закон об инклюзивном образовании в г. Москве) лежит идея развертывания Программы инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ в г. Москве.


Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в ст. 2 федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Введение инклюзивного образовательного процесса в практику дошкольных и школьных организаций Москвы касается интересов и перспектив социальных групп, в числе которых:

  • дети с ОВЗ;
  • дети без ОВЗ;
  • родители (законные представители) вышеназванных групп;
  • учителя;
  • управляющие городской власти, сотрудники управле­ния образованием.

Предмет и объекты исследования инклюзивного образовательного процесса

С целью прояснения согласованности интересов, представлений и ожиданий вышеперечисленных групп о внедрении инклюзивно­го образования в практику общеобразовательных организаций г. Москвы в мае - июне 2010 г. был проведен мониторинг «Инклю­зивное образование в Москве: социальные условия, проблемы, ограничения».

Предмет исследования:

  1. Информированность, восприятие, оценка (отношение) к кон­кретной модели инклюзивного образовательного процесса со стороны участни­ков мониторинга.
  2. Потенциальное поведение представителей различных групп, участвующих в мониторинге, в процессе внедрения инклюзивного образования.
  3. Факторы, влияющие на информированность, восприятие, отношение к модели инклюзивного образования.

Объекты исследования:

  • педагоги общеобразовательных школ;
  • педагоги инклюзивных школ;
  • педагоги коррекционных школ и ресурсных центров;
  • родители детей без отклонений в развитии;
  • родители детей с ОВЗ и инвалидов;
  • «управленцы».

В опросе исследования инклюзивного образовательного процесса приняли участие респонденты (школы), которые представляют административные округа города Москвы: 1) общеобразовательные; 2) коррекционные; 3) школы, реализующие инклюзивное образование; 4) школы, которые только планируют открыть инклюзивные классы (прединклюзив­ные).

Всего в опросах участвовало 450 респондентов - как педаго­гов, так и родителей учащихся (табл. 1, 2). Основным методом ис­следования явился выборочный анкетный опрос.

Таблица 1

Структура выборочной совокупности. Педагоги

Тип школы Объем выборки, чел.
1 Общеобразовательная 50
2 Коррекционная 54
3 Инклюзивная 50
4 С планирующейся инклюзией (прединклюзивная) 50
Итого 204

Таблица 2

Структура выборочной совокупности. Родители

Группа родителей Объем выборки, чел.
1 Родители детей без ОВЗ в общеобразовательных школах 50
2 Родители детей с ОВЗ из коррекционных школ 53
3 Родители детей без ОВЗ в инклюзивных школах 48
4 Родители детей с ОВЗ в инклюзивных школах 47
5 Родители детей без ОВЗ в школах с планирующейся инклюзией (прединклюзивных) 48
Итого 246

Результаты исследования инклюзивного образовательного процесса

Общим результатом для всех групп, участвующих в исследовании, явился недостаточно высокий уровень информированности.

Так, о принятии Закона об инклюзивном образовании в г Москве знают в среднем 27,8% родителей и 48,5% педагогов.

Получали когда-либо какую-либо информацию по инклюзивно­му образованию в среднем 67,2% родителей (табл. 3).

Таблица 3

Группа родителей Результат (%) Педагоги Результат (%)
Хорошо знакомы с каким-либо отечественным опытом инклюзивного образования Хорошо знакомы с каким-либо зарубежным опытом инклюзивного образования
Родители детей из общеобразовательных школ 52 Общеобразовательные школы 2 4
Родители детей из школ, которые собираются стать инклюзивными 60 Прединклюзивные школы 16 16
Родители детей без ОВЗ в инклюзивных школах 74 Инклюзивные школы 44 20
Родители детей с ОВЗ в инклюзивных школах 90 Коррекционные школы 11 15
Родители детей коррекционных школ 60

Были получены ответы, говорящие о том, что педагоги (44%) общеобра­зовательных школ и родители (42%) детей, обучающихся в школах этого типа, меньше готовы к совместному обучению в одном классе детей с ОВЗ и обычных детей по сравнению с педагогами, уже рабо­тающими по принципам инклюзивного образовательного процесса модели или в ближай­шее время планирующих ее внедрение и родителями, чьи дети уже обучаются по этой модели либо готовятся к такому обучению. Воз­можно, это объясняется тем, что первая группа педагогов и родите­лей имеют меньшую информацию об инклюзивном образовании.

На вопрос: «Как Вы лично в целом относитесь к идее внедрения инклюзивной формы образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях г. Москвы?» были получены сле­дующие данные:

  • около 50% педагогов и родителей детей из разных типов школ, кроме коррек­ционных, в целом являются приверженцами принятой модели инклюзивного образования (обучение в одном классе детей с ОВЗ и обычных детей на базе общеобразовательной школы);
  • педагоги и родители из коррекционных школ в подавляющем большинстве не приемлют внедряемую модель инклюзивного образования;
  • среди педагогов прединклюзивных и инклюзивных школ нет однозначно сформированного положительного отношения к обучению детей с ОВЗ в од­ном классе с обычными детьми в общеобразовательной школе.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие общие выводы1:

  1. Наиболее позитивное и заинтересованное отношение к внед­рению инклюзивного образовательного процесса в московские школы демонстрируют респонденты из инклюзивных и прединклюзивных школ.
  2. Самый низкий уровень информированности в области ин­клюзивного образования продемонстрировали респонденты из общеобразовательных школ - самой массовой группы, которая в скором времени станет базой для внедрения инклюзивного обра­зовательного процесса.
  3. Группа педагогов коррекционных школ стоит особняком по отношению к идее и проблемам, связанным с внедрением инклю­зивного образования в г Москве. Респонденты этой категории до­вольно часто находятся в устойчивой оппозиции к идее разверты­вания программы инклюзивного образования.
  4. Фактор информированности однозначно влияет на отноше­ние педагогов и родителей учащихся разных категорий школ Мо­сквы к инклюзивному образованию, а низкий уровень информиро­ванности выступает реальным барьером, фактором-ограничением в процессе внедрения инклюзивной образовательной модели.

Инклюзивный образовательный процесс: анкетирование в рамках одной школы

Для получения первичных данных о степени информированности респондентов об инклюзивном образовании, актуальных и потен­циальных социальных барьерах и т. д. педагог-психолог может в про­цессе работы с педагогическим коллективом, родителями и учащи­мися средней и старшей школы использовать следующие анкеты.

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

1 Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничения.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль