Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

75

Любая деятельность при реализации на практике должна учитывать не только экономическую, но психологическую готовность социума к реформированию. Успех инновационных введений зависит от того, в какой степени при их реализации были учтены интересы  «заинтересованных сторон», как эти интересы связаны друг с другом. Однако этот процесс невозможно осуществить без внимания к правовой базе. Другими словами, права и обязанности участников изменений должны быть четко соблюдены.

В основе Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (далее – Закон об инклюзивном образовании в г. Москве) лежит идея развертывания Программы инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ в г. Москве.


Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в ст. 2 федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Введение инклюзивного образовательного процесса в практику дошкольных и школьных организаций Москвы касается интересов и перспектив социальных групп, в числе которых:

  • дети с ОВЗ;
  • дети без ОВЗ;
  • родители (законные представители) вышеназванных групп;
  • учителя;
  • управляющие городской власти, сотрудники управле­ния образованием.

Предмет и объекты исследования инклюзивного образовательного процесса

С целью прояснения согласованности интересов, представлений и ожиданий вышеперечисленных групп о внедрении инклюзивно­го образования в практику общеобразовательных организаций г. Москвы в мае - июне 2010 г. был проведен мониторинг «Инклю­зивное образование в Москве: социальные условия, проблемы, ограничения».

Предмет исследования:

  1. Информированность, восприятие, оценка (отношение) к кон­кретной модели инклюзивного образовательного процесса со стороны участни­ков мониторинга.
  2. Потенциальное поведение представителей различных групп, участвующих в мониторинге, в процессе внедрения инклюзивного образования.
  3. Факторы, влияющие на информированность, восприятие, отношение к модели инклюзивного образования.

Объекты исследования:

  • педагоги общеобразовательных школ;
  • педагоги инклюзивных школ;
  • педагоги коррекционных школ и ресурсных центров;
  • родители детей без отклонений в развитии;
  • родители детей с ОВЗ и инвалидов;
  • «управленцы».

В опросе исследования инклюзивного образовательного процесса приняли участие респонденты (школы), которые представляют административные округа города Москвы: 1) общеобразовательные; 2) коррекционные; 3) школы, реализующие инклюзивное образование; 4) школы, которые только планируют открыть инклюзивные классы (прединклюзив­ные).

Всего в опросах участвовало 450 респондентов - как педаго­гов, так и родителей учащихся (табл. 1, 2). Основным методом ис­следования явился выборочный анкетный опрос.

Таблица 1

Структура выборочной совокупности. Педагоги

Тип школы Объем выборки, чел.
1 Общеобразовательная 50
2 Коррекционная 54
3 Инклюзивная 50
4 С планирующейся инклюзией (прединклюзивная) 50
Итого 204

Таблица 2

Структура выборочной совокупности. Родители

Группа родителей Объем выборки, чел.
1 Родители детей без ОВЗ в общеобразовательных школах 50
2 Родители детей с ОВЗ из коррекционных школ 53
3 Родители детей без ОВЗ в инклюзивных школах 48
4 Родители детей с ОВЗ в инклюзивных школах 47
5 Родители детей без ОВЗ в школах с планирующейся инклюзией (прединклюзивных) 48
Итого 246

Результаты исследования инклюзивного образовательного процесса

Общим результатом для всех групп, участвующих в исследовании, явился недостаточно высокий уровень информированности.

Так, о принятии Закона об инклюзивном образовании в г Москве знают в среднем 27,8% родителей и 48,5% педагогов.

Получали когда-либо какую-либо информацию по инклюзивно­му образованию в среднем 67,2% родителей (табл. 3).

Таблица 3

Группа родителей Результат (%) Педагоги Результат (%)
Хорошо знакомы с каким-либо отечественным опытом инклюзивного образования Хорошо знакомы с каким-либо зарубежным опытом инклюзивного образования
Родители детей из общеобразовательных школ 52 Общеобразовательные школы 2 4
Родители детей из школ, которые собираются стать инклюзивными 60 Прединклюзивные школы 16 16
Родители детей без ОВЗ в инклюзивных школах 74 Инклюзивные школы 44 20
Родители детей с ОВЗ в инклюзивных школах 90 Коррекционные школы 11 15
Родители детей коррекционных школ 60

Были получены ответы, говорящие о том, что педагоги (44%) общеобра­зовательных школ и родители (42%) детей, обучающихся в школах этого типа, меньше готовы к совместному обучению в одном классе детей с ОВЗ и обычных детей по сравнению с педагогами, уже рабо­тающими по принципам инклюзивного образовательного процесса модели или в ближай­шее время планирующих ее внедрение и родителями, чьи дети уже обучаются по этой модели либо готовятся к такому обучению. Воз­можно, это объясняется тем, что первая группа педагогов и родите­лей имеют меньшую информацию об инклюзивном образовании.

На вопрос: «Как Вы лично в целом относитесь к идее внедрения инклюзивной формы образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях г. Москвы?» были получены сле­дующие данные:

  • около 50% педагогов и родителей детей из разных типов школ, кроме коррек­ционных, в целом являются приверженцами принятой модели инклюзивного образования (обучение в одном классе детей с ОВЗ и обычных детей на базе общеобразовательной школы);
  • педагоги и родители из коррекционных школ в подавляющем большинстве не приемлют внедряемую модель инклюзивного образования;
  • среди педагогов прединклюзивных и инклюзивных школ нет однозначно сформированного положительного отношения к обучению детей с ОВЗ в од­ном классе с обычными детьми в общеобразовательной школе.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие общие выводы1:

  1. Наиболее позитивное и заинтересованное отношение к внед­рению инклюзивного образовательного процесса в московские школы демонстрируют респонденты из инклюзивных и прединклюзивных школ.
  2. Самый низкий уровень информированности в области ин­клюзивного образования продемонстрировали респонденты из общеобразовательных школ - самой массовой группы, которая в скором времени станет базой для внедрения инклюзивного обра­зовательного процесса.
  3. Группа педагогов коррекционных школ стоит особняком по отношению к идее и проблемам, связанным с внедрением инклю­зивного образования в г Москве. Респонденты этой категории до­вольно часто находятся в устойчивой оппозиции к идее разверты­вания программы инклюзивного образования.
  4. Фактор информированности однозначно влияет на отноше­ние педагогов и родителей учащихся разных категорий школ Мо­сквы к инклюзивному образованию, а низкий уровень информиро­ванности выступает реальным барьером, фактором-ограничением в процессе внедрения инклюзивной образовательной модели.

Инклюзивный образовательный процесс: анкетирование в рамках одной школы

Для получения первичных данных о степени информированности респондентов об инклюзивном образовании, актуальных и потен­циальных социальных барьерах и т. д. педагог-психолог может в про­цессе работы с педагогическим коллективом, родителями и учащи­мися средней и старшей школы использовать следующие анкеты.

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

Инклюзивный образовательный процесс: исследование представлений участников

1 Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Новикова Е.М. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничения.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль