Особенности работы с детьми младшего школьного возраста: ролевое развитие

9

Главная задача блока «Работа с ролевым поведени­ем» - это обеспечение адекватного ролевого развития учащихся. Речь идет о умении принимать различные роли, изменять привычным ролям. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие гарантирует психическое здо­ровье человека.

Сегодня особенности работы с детьми младшего школьного возраста предполагают, что неумение входить в роли или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, зачастую патологической - это нарушение ролевого развития. Такое на­рушение может отрицательно отразиться на формировании личности учащегося, деформировать ведущую деятельность, за­труднить общение со сверстниками и внутри семьи, привести к патологии.

При работе с ролевым развитием, можно использовать тради­ционную русскую культуру, поскольку в ней большое внимание уделяется разному ролевому поведение на праздниках и народных гуляниях. Не претендуя на глубину аналитической работы, затронем аспект, связанный с ролью.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста: ряженье как способ достижения целостности

В древности народные гуляния имели значимый элемент: обрядовое и игро­вое переодевание. Для него использовались маски и всевозможные ритуа­лы, и носило оно название ряженье. Этот ритуал имеет древние языческие корни, перестал существовать к середине 30-х гг ХХ в. Важно понимать, ЧТО из этого явления может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем опираться на понимание его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений. Исходя из этого, проигрывание ро­ли в ряженье требует прочувствования ее мифологического содер­жания. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как перевернутость. С помощью масок, одежды (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу), хорео­графии (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, кон­трастное сочетание «угловатых движений» и др.), молчания или из­менения голоса достигалось особое состояние «я - не я, а кто-то другой», т. е. происходил уход от нормативного «я» в антиформу.

Что же давало человеку ряженье помимо безусловного разви­тия ролевой гибкости и креативности? И что этот метод даст сегодня, если использовать его как одну из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста.


Через ряженье устанавливался контакт с потусторонним миром, следовательно, происходило снятие страхов перед этим миром


Поскольку традиционно антипове­дение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье уста­навливался контакт с умершими предками и демоническими су­ществами, т. е. с потусторонним миром (антимиром), следователь­но, происходило снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение антимира в человека, в результате че­го достигалась определенная внутренняя целостность, т. к. «...тем­ное также принадлежит моей целостности» (К.Г. Юнг ).

Использование сказки, как одна из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста

Подобную работу можно проводить по следующему алгоритму:

  • чтение сказки;
  • рисование любого сюжета сказки или его продолжение (ребенок может ввести в сказку себя как еще одного персонажа или изменить одного из героев);
  • представление своей работы группе с последующим обсуждением.

Дети очень любят такую работу. Они хорошо работают, и нет необходимости сложного ребенка выводить в другую группу. Это одна из особенностей работы с детьми младшего школьного возраста.

Рисунок по сказке содержит много ценной информации для педагога-психолога и родителей. В процессе анализа рисунков необходимо обратить внимание на то, какой из моментов сказки и какую роль выбрал ребенок, как продолжил сюжет. Это особенно важно при работе в постэкстремальный период для анализа процесса проживания ребенком горя. А если подобрать подходящий (более «взрослый») сюжет, то подобные занятия можно проводить и с подростками.

Застревание на самом драматическом моменте может говорить о неверии в свои силы, о том, что родители не учитывают возрастных особенностей своего ребенка и требуют от него слишком много. В коррекционной работе такому ребенку следует предложить совместно нарисовать хороший конец и обсудить, что поможет герою в этом, как сам ребенок хочет ему помочь.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль