Интерактивные технологии в школе для профилактики аддиктивного поведения детей

60

Актуальность профилактики аддиктивного поведения детей и подростков

Одной из важных задач современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно формирова­ние ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных уме­ний, жизненных навыков.

Технологии как в обучении детей, так и используемые при по­вышении квалификации и уровня подготовки педагогов должны постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь помимо общеобразовательных задач, решаемых при их помощи, от этого зависит эффективность просветительской деятель­ности педагога-психолога в школе.

На сегодняшний день теоретические знания по пси­хологии, полученные педагогами, не используются в практической деятельности и зачастую остаются балластом. Применение интерактивных технологий в школе в системе «педа­гог-психолог - педагог» распропстранено недостаточно, поскольку работа по шаблону удобна и менее ресурсозатратна. Отсутству­ет обратная связь, педагоги не обращаются за помощью к специ­алисту с целью определения собственной линии поступков, по­шагового совершенствования умений, в т. ч. в профилактической работе с учащимися.

Использование интерактивных технологий в школе поможет решить обозначенные выше проблемы, т. к. их применение предполагает высокий уровень субъектной активности в ходе взаимодействия, вовлеченность всех участников в процесс познания, обсуждения. Совместная деятельность в данном случае означает, что каждый участник вносит свой особый индиви­дуальный вклад, имеет возможность об­меняться знаниями, собственными иде­ями, способами деятельности, услышать мнение коллег.


Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.


С другой стороны, вы­сказанная в процессе взаимодействия точка зрения позволяет диагностиро­вать позицию педагога, прояснить ее и углубить знания по изучае­мому вопросу.

Основная цель использования интерактивных технологий в школе в ра­боте педагога-психолога с педагогами - это мотивация педагогов, поддержка их активности, облегчение восприятия новой инфор­мации, соединение теории и практики. Особенно интересным ви­дится использование интерактивных технологий в процессе здоро­вьесберегающей деятельности школы.

Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, свидетельствует об углублении неблагоприятных тенденций в жизни современных школьников. Среди таких тенденций особое место занимает аддиктивность подростков, связанная со злоупотреблением психоактивными ве­ществами (ПАВ) на фоне измененного состояния сознания.


Эффективность профилактики аддиктивного поведения детей и подростков напрямую зависит от качественного взаимодействия тандема «педагог-психолог-педагог»


Скорость распространения зависи­мостей среди школьников нарастает ка­тастрофически. Возраст, в котором они начинают эксперименти­ровать с табаком и алкоголем, постоянно снижается. Употребление ПАВ становится частью молодежной культуры, ее элементом, пусть еще не повсеместно распространенным, но захватывающим все новые территории. В этих условиях одной из ведущих задач школы становится сохранение и укрепление здоровья школьников, т. е. профилактика аддиктивности детей и подростков. А эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от качественного взаимодействия танде­ма «педагог-психолог - педагог».

Организация семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий»

Практический семинар направлен на актуализацию знаний педагогов в области аддиктивности детей и подростков, развитие компетенций в сфе­ре применения интерактивных технологий в профилактической работе с учащимися.

Работа на семинаре проходит в виде путешествия по станциям: «Социальное партнерство: быть вместе во имя детей»; «Техники от­каза, или Искусство противостояния давлению»; «Аддиктивное по­ведение: мифы и реальность» - на каждой из которых участники выполняют определенные задания.

Ответственные на каждой станции - помощники-фасилитато­ры1 (это могут быть педагоги-психологи данной организации, со­циальные педагоги, учителя-предметники), главная задача кото­рых - организация группового процесса.

Станции должны быть расположены в учебных аудиториях на одном этаже для максимального удобства перемещения. Каждая станция имеет табличку со своим названием.

Время работы на каждой станции (при любом количестве изна­чально сформированных групп) одинаково и составляет пример­но 20 минут.

Количество участников семинара: 30 и более человек. При рас­пределении участников желательно формировать команды чис­ленностью 12-15 человек для оптимальной работы на станциях. Количество команд должно быть равным количеству станций (в на­шем случае - 3) или меньше.

Общее время проведения: 1 час 30 минут.

Начало работы семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий»: все участники приглашаются в конференц-зал, где организаторы их приветствуют, сообщают о це­ли проведения семинара, актуальности заявленной проблемы. По­сле чего проходит распределение по командам, вручение маршрут­ных листов (рисунок) и уточнение порядка прохождения станций.

Маршрутные листы в соответствии с количеством групп и с указанием станций необходимо подготовить заранее. Порядок прохождения станций у всех команд разный.

Интерактивные технологии в школе для профилактики аддиктивного поведения детей

После прохождения маршрута команды возвращаются в конференц-зал, где заполняют анкету обратной связи.


Анкета обратной связи

Уважаемые коллеги! Нам очень важно получить от вас обратную связь. Просим вас выразить свое мнение о семинаре.

Оцените по шкале:

1. Организацию работы семинара, его интерактивную составляющую:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0

2. Практическую значимость семинара:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Степень вашей удовлетворенности мероприятием:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Ваши пожелания организаторам семинара ___________________________________

Спасибо за участие!


После заполнения анкеты организаторы семинара подводят итоги работы семинара и благодарят всех за продуктивную работу. Далее рассмотрим содержание работы на каждой станции.

Первая станция семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий

Первая станция называется «Аддиктивное поведение: мифы и реальность»


Цель работы: углубление и систематизация представлений участников семинара о сущности употребления психоактивных веществ как разновидности аддикций в среде детей и подростков.


Организация работы на станции проходит с применением интерактивных технологий в школе. В данном случае используется «Дискуссия. Ее основная задача - выявление точек зрения участников на проблемы (вопросы) представлен­ные на слайде и при необходимости проведение всестороннего анализа каждой из них.

Для работы на станции команда делится на две группы и рас­саживается за двумя столами. Ведущий поочередно демонстриру­ет на слайдах утверждения, касающиеся особенностей аддиктивности. Задача участников - в течение двух минут обобщить и озвучить мнение группы по каждому из них, т. е. согла­ситься или не согласиться, обосновав свое мнение. Ведущий, при­нимая мнение каждой подгруппы, по завершении дискуссии де­монстрирует на слайдах верные ответы.

Утверждение Комментарии
1 Употребление психоактивных веществ - просто вредная привычка

Утверждение неверно2.

Комментарий. В современном понимании употребление ПАВ является разновидностью аддиктивного (зависимого поведения). А.Е. Личко и В.С. Битенский утверждали, что в отношении подростков термин "аддиктивное поведение" является более уместным, т.к. указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения.

2 Появление зависимостей у человека обуславливается генетически

Утверждение верно.

Коментарий. Установлено, что у детей алкозависимых родителей имеется особая физиологическая ранимость, или интолерантность к алкоголю. Исследования зарубежных ученых показали, что подростки, воспитывающиеся в семьях, где родители страдают алкогольной зависимостью, в большей степени подвержены риску употребления алкоголя, причем чаще склонны употреблять алкоголь в одиночестве, нежеле в компании сверстников.

3 При зависимом поведении обязательно присутствует стремление человека к изменению психического состояния и уходу от реальности Утверждение верно.
Комментарий. Ц.П. Короленко, М. Сигал рассматривали аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто как путем приема веществ (химическая аддикция), так и использованием различных активностей (нехимические аддикции). Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы выступает адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенной антигуманности.
Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, сбросить усталость,
отвлечься от неприятных размышлений и т. п. Для реализации этой цели человек вырабатывает индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения
свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей (доминантой). Стремление уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния дает иллюзию безопасности, восстановления равновесия
4 Формы зависимого поведения взаимосвязаны. Приобщение подростка к одному виду отклоняющегося поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие Утверждение верно.
Комментарий. Несмотря на то что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное и противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие
5 Главное вовремя выявить зависимость, а там уже дело нарколога Утверждение неверно.
Комментарий. Выявление степени зависимости, ухода от реальности подростка, безусловно, важно, но гораздо важнее не допустить возникновения зависимости, что возможно при тщательном изучении ведущих особенностей и потребностей подросткового возраста. Так, Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева выделяют особенности подросткового возраста, которые являются факторами риска формирования аддиктивного поведения: повышенный эгоцентризм; тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов; амбивалентность и парадоксальность характера; стремление к неизвестному, рискованному; обостренная страсть к взрослению; стремление к независимости и отрыву от семьи; незрелость нравственных убеждений; болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность; склонность преувеличивать степень сложности проблем; кризис идентичности; деперсонализация и
дереализация в восприятии себя и окружающего мира; негативная или несформированная Я-концепция. К ним относятся и гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные поведенческие реакции; низкая переносимость трудностей; преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций. Понимание перечисленных особенностей подросткового кризиса позволяет строить взаимоотношения с подростком с позиции партнерства.

В завершение работы ведущий подводит итоги, благодарит участников за проявленную активность, обмен мнениями.

Вторая станция семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий»

Вторая станция называется «Социальное партнерство: быть вместе во имя детей» 


Цель работы: определение основных путей и способов профилактической деятельности в системе «родитель-педагог-специалист».

Оборудование и материалы:

  • колокольчик или звуковой таймер для обозначения окончания времени ( при переходах групп от стола к столу);
  • ватманы-заготовки с разметкой «проблемы», «решения»;
  • жетоны (карточки) белого, желтого и зеленого цветов – по 5 шт. ( для разбивки участников на 3 группы при входе);
  • фломастеры синего и красного цвета ( по 3 шт. каждого цвета);
  • жетоны синего и красного цвета.

Организация работы на станции включает применение интерактивных технологий в школе. В данном случае используется «Вертушка».

Команда делится на три группы по количеству столов в аудитории. Деление проводится по жетонам, получаемым при входе в аудиторию.

На каждом столе прикреплен ватман-заготовка с разметкой «про­блемы», «решения» и обозначена те­ма (выбор тем не случаен, все они соответствуют слогану «Быть вместе во имя детей»):

  • «Профилактика аддиктивного поведения и семейное воспитание»,
  • «Возможности педагогического коллектива по профилактике аддиктивного поведения»,
  • «Организация взаимодействия образовательного учреждения с учреждения­ми системы профилактики».

Задача каждой группы - обозначить проблемы по предложен­ной теме. Ответы записываются на ватмане синим маркером.

В целях фасилитации групповой работы у каждого стола нахо­дится по одному инструктору. По мере работы групп они активи­зируют деятельность участников семинара, оказывают информа­ционно-методическую поддержку (отвечают на вопросы по организации, но не содержанию, побуждают к деятельности, моти­вируют и т. д.).

После звукового сигнала ведущего группы меняются столами. Инструкторы предлагают участникам найти пути решения про­блем, которые обозначила предыдущая группа. Все решения запи­сываются маркером красного цвета. Затем игра идет по круговой системе: у следующего стола снова обозначаются проблемы и т. д., пока все группы не пройдут через выявление проблем и поиск ре­шения проблем, которые обозначили другие группы.

Время работы за каждым столом - 5 минут, время для перехо­да - 30 секунд.

Оценка работы. Работа команд оценивается инструкторами. За каждую выявленную проблему дается синий жетон (= 1 балл), за каждую решенную - красный (+ 2 балла). Подсчитывается количе­ство жетонов. Наличие в большем количестве тех или иных жето­нов позволяет дать участникам обратную связь - продемонстри­ровать им, что лучше у них получается: ставить проблемы или предлагать пути их решения.

Третья станция семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий

Третья станция называется «Техники отказа, или Искусство противостояния манипуляциям»


Цель работы: расширить представления педагогов о приемах работы с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ; развитие компетенций в формировании уверенности в ситуации давления.

Оформление:  мультимедийная презентация, памятка «Техника отказа».


Форма работы на станции - практи­ческое занятие с элементами тренинга. Выступление ведущего сопро­вождает выполнение упражнений.

Слово ведущего станции: «Здрав­ствуйте, уважаемые участники семи­нара! Мы рады приветствовать вас на станции "Техники отказа или искусство противостояния мани­пуляциям”.

Подростки в современном мире встречаются со множеством соблазнов, искушений. Здесь важно не просто иметь свою вну­треннюю позицию, но также нередко требуется эту позицию со­хранить (отстоять).

Сегодня мы с вами попробуем испытать на себе ситуации, в ко­торых нужно отстоять свою позицию (сказать нет), попытаемся обобщить способы (техники), помогающие наиболее эффективно это сделать.

С манипулированием в той или иной мере сталкивались все! Помните ли вы свои чувства после того, как вас каким-то образом сподвигли к каким-то действиям, решениям или мыслям против ва­шей воли?.. Что вы чувствовали после этого?.. Почему вы дали согласие?..


Способность сказать нет имеет  критическое значение для каждого человека. Это послание всему миру: «Я - личность. У меня есть потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны, как и ваши»


Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков  включает размышление над наи­более типичными ситуациями, когда мы со­глашаемся либо не соглашаемся ис­полнить просьбу, вызывающую у нас внутренний протест. Случается, что мы говорим да, хотя на самом деле хотим сказать нет (ответы участников - например, согла­шаемся приобрести ненужную нам косметику, пойти в гости за компанию с подругой просто из жалости к ней и т. д.).

Действительно, в этих ситуациях способность сказать нет име­ет критическое значение для каждого человека. Это послание все­му миру: "Я - личность. У меня есть потребности, вкусы, предпо­чтения, которые столь же важны, как и ваши”. Когда мы произносим нет, мы обозначаем границы нашего суверенитета.

Чего боится человек, говоря НЕТ?.. Рассердить окружающих, потерять друзей, быть "не таким”. Особые проблемы со словом "нет” имеют неуверенные в себе люди. Они чувствуют себя неспо­собными давать отпор окружающим, боятся, что их "нет” рассердит окружающих, они могут потерять друзей. Умение сказать нет часто не сформировано даже в зрелом возрасте. Здесь можно ставить вопрос о разнице между представлениями о себе, как человеке с достаточным уровнем культуры и такта, и собственно умением отказать.

Если вовремя не ограничить "территориальную целостность своей личности”, постепенно накапливается впечатление, что нас используют в непонятных целях. Во многих случаях простое "нет" или "спасибо, нет" - все, что нужно для установления личной гра­ницы.


Упражнение семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий  - «Заманчивое предложение»

Инструкция. Выбираются по желанию 2 человека, которым предлагается проиграть ситуацию, где один любыми способами должен уговорить второ­го выполнить свою просьбу. Задача второго - не поддаться на уговоры и от­казать. Остальные участники выполняют роль наблюдателей.

Примеры ситуаций легко подбираются самими участниками - доста­точно подключить фантазию и артистизм. Так, женщинам может быть близ­ка ситуация с настойчивыми предложениями приобрести изысканную косметику, новинки бытовой техники, суперомолаживающие процедуры и т. д.

Вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли было отказать?
  • (Вопрос наблюдателям.) Чей отказ был более эффективным? Чья такти­ка манипуляций оказалась более убедительной (или был ли, на ваш взгляд, отказ эффективным)?
  • Можно ли констатировать в действиях ... наличие манипуляции?

Во время работы над профилактикой аддиктивного поведения детей и подростков следует особое внимание уделять обсуждению вопроса манипуляций. В общем смысле манипуляция - любое действие, скрыто побуж­дающее человека к действиям, решениям, мыслям или эмоциям без его согласия.

Отличительные черты манипуляции:

  • осознанность манипулятором своих целей и средств;
  • скрытость целей и средств манипулятора для собеседника;
  • принятие адресатом (манипулируемым) на себя ответственности за происхо­дящее.

Манипулятор может использовать разные приемы - подкуп, лесть, шантаж, сравнение, угрозы, игра на чувствах т. д. Например, вызвать жалость: "Я очень расстроюсь.”, обратиться к неустойчи­вой самооценке: "Что, испугался? Если не выпьешь, значит ты сла­бак”, шантажировать: "Если ты не сделаешь, то не буду с тобой дру­жить”.

Соответственно, наш отказ может быть разным. Однако мягкий отказ, когда мы понимаем чувства другого человека, не всегда дей- ственен. В этом случае некоторые люди проявляют настойчивость, чтобы добиться от нас желаемого результата.

Как выглядит человек в ситуации отказа (поза, жесты, мимика)? Давайте подумаем, какая манера подачи своего "нет” в данной си­туации будет наиболее действенной?..

Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков должна включать беседу о возможных вариантах поступков в ситуации отказа от выпол­нения просьбы (предложения): неуверенное, агрессивное, уверен­ное поведение.

Признаки первого из них:

  • человек не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях;
  • не может противостоять манипуляциям оппонента, уступая ему и страдая по этому поводу;
  • при малейшей критике начинает оправдываться или извиняться; неудачи ос­лабляют его самооценку;
  • иногда пытается манипулировать людьми, вызывая у них жалость.

Внешние проявления: голос тихий, жалобный, иногда плачу­щий. Темп речи часто высокий. Отсутствует зрительный контакт с партнером. Поза "закрытая”, напряженная, неудобная. Часто на­пряжены мышцы шеи, плечевого пояса, спины. Прячет руки. Дыха­ние поверхностное, часто "забывает дышать”.

Признаки второго:

  • агрессивный человек добивается своего в ущерб другим;
  • речь содержит множество прямых или скрытых угроз, оценок (что может быть признаком страха, неуверенности в себе);
  • в большом количестве употребляет слова: должен, обязан, надо; использует прямые указания, приказы.

Внешние проявления: голос громкий, часто повышается (на­пряжение в голосовых связках). Взгляд прямой, тяжелый, сверля­щий. Поза агрессивная. Агрессия проявляется в сарказме, иронии, или нарочито ровном спокойном тоне, раздражающих оппонента.

Признаки третьего:

  • человек четко и ясно формулирует о чем идет речь, какой ему видится ситуация;
  • проявляет позитивное отношение к партнеру и уважение к себе; сдержан, умеет слушать других;
  • если уступает, то делает это по своему желанию и остается доволен результатом;
  • отказывая, не терзается сомнениями, не винит другого.

Внешние проявления: выглядит спокойно, речь выразительна и вразумительна, ее темп равномерный; взгляд прямой, есть зри­тельный контакт с партнером.

Педагогу, участвующему в работе по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков следует сделать акцент на том, что преимущество уверенного поведения неоспори­мо. Если на первых порах сложно справиться с психологической составляющей неуверенности, то по крайней мере обучать свое те­ло "правильным” движениям (во внешнем проявлении) вполне воз­можно. Кроме этого, человек, "приручая” мышцы, постепенно учится контролировать свое психоэмоциональное состояние.

Помимо демонстрации уверенного поведения также важно владеть техникой отказа (далее ведущий использует таблицу, которую в конце работы может раздать участникам в виде памятки).

Таблица

Техники противостояния манипуляциям

Название Описание Пример
Техника внешнего согласия и "наведение тумана" Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься – Ты в джинсах выглядишь ужасно!
– Возможно, ты и права!
Техника "испорченной пластинки" Многократное повторение одной и той же фразы, содержащей в себе важное сообщение манипулятору всякий раз с одной и той же интонацией – Я думала, ты лучше сможешь меня
понять…
– Я готова еще раз тебя выслушать.
– Что толку говорить, если ты не понимаешь элементарных вещей?
– Я готова еще раз тебя выслушать.
– Может, ты просто не хочешь меня
понять?
– Я готова еще раз тебя выслушать
Техника "английского профессора" Корректное выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав
адресата
– Вы не могли бы говорить помедлен-
нее и более короткими фразами?
– Боюсь, что нет. Видите ли, говорить
быстро длинными фразами – это часть моей работы
Техника бесконечного уточнения Если собеседник эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно более подробно выяснить, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания Собеседник может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению, но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого

Давайте рассмотрим упрощенную схему техники отказа для об­учения детей и подростков (может быть также представлена в ви­де памятки):

  • четко формулируем то, чего не желаем делать. Говорим жестко нет;
  • многократно не извиняемся - это признак неуверенности, колебаний;
  • реагируем как автоответчик - повторяем одно и то же;
  • соглашаемся с доводами "Я понимаю, что ты хочешь..., но я...” (повторяем от­каз одними и теми же словами);
  • задаем встречные вопросы, но в спор лучше не вступать;
  • если есть возможность - меняем тему.

Овладеть техниками отказа удается не всем и не сразу, но, безусловно, тренироваться необходимо.


Практическое упражнение семинара «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков с использованием интерактивных технологий - «Эффективный отказ»

Инструкция. Ведущий предлагает разнообразные ситуации, в которых не­сколько участников группы формулируют на основе упрощенной схемы от­каза свое речевое сообщение.

Примеры ситуаций:

  • «Людмила, у меня сегодня много дел в школе, и еще сегодня приедет моя подруга с севера. Я знаю, что вас традиционно в 2 часа дня забира­ет на машине муж. Подбросьте меня, пожалуйста, на вокзал!».
  • «Елена, я знаю, что в прошлом году вы провели на вашей параллели 7-х классов замечательную игру по профориентации. Игра была живая, подвижная, просто класс! Проведите и в моем 7-м классе такую же, у вас так хорошо получается!»
  • «Анастасия, я давно наблюдаю за вами и заметила, что у вас жирная ко­жа на лице. А я на днях купила замечательный ночной крем, но он не подошел мне из-за типа кожи. Я принесла его вам - возьмите, не пожа­леете».

По завершении упражнения участники получают обратную связь о том, насколько эффективным был отказ.


Уважаемые коллеги, бесспорно, каждодневная работа по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков энергоемка и трудна, однако она может и должна стать результативной.

В завершении нашей работы я предлагаю вам следующий де­виз:

Нет - всем бурям, бедам, грозам. Нет - давлению и угрозам. Нет - тогда, когда соблазны. Да - всему, что дарит счастье,

Что препятствует ненастьям, что дает здоровье, силу, Помогает жить красиво!»

1 Фасилитатор (от англ. Facilitator – легкий, удобный) – человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, в т.ч. соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента.

2 На слайде выводится только ответ «Утверждение верно или неверно», комментарий дается устно – см. с. 53-55 таблицы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль