Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

342

Современная жизнь, дефицит времени, задачи которые ставятся перед учащимися старших классов, а также огромный поток информации могут приводить к отрицательным эмоциям и как следствие к конфликту с учителем, одноклассниками или родителями. Всё это часто приводит к возникновению серьёзных заболеваний у детей.

У старшеклассников сюда добавляется несформированность в психическом плане и повышенная возбудимость, резкая перемена настроения, а также то что у них нет навыков саморегуляции . Всё это порождает конфликты в школе, а возникающие как следствие стрессы становятся причиной расстройств, сильных эмоциональных переживаний и попыток суицида.

Диагностика стрессов после конфликтов детей в школе

Для того, чтобы изучить стресс после конфликтных ситуаций у старшеклассников к 2012-2013 г. среди учащихся 7-8 классов школы в г. Тула провели исследование. В эксперименте приняли участие 34 мальчика и 28 девочек. Итог диагностики был следующий:

  • Методика Т.А. Иванченко, а в частности тест “Инвентаризации симптомов стресса” показал что подвержены стрессу 48% опрошенных, к чему часто приводит конфликт с учителем, при этом 35% вполне справляются со стрессовыми ситуациями, оставшиеся 12% живут в постоянном стрессе (зависят от чужих оценок, мнений).
  • Методика установки “Шкалы психологического стресса РБМ-25” показала что в общем случае больше чем у 50% опрашиваемых достаточно низкий уровень стресса, что не может быть опасным, хотя конфликты в школе случаются довольно часто.
  • Методика Ханина-Спилберга в рамках “Исследования тревожности” продемнострировала у 85% испытуемых вполне умеренный уровень тревожности в экстремальных и конфликтных ситуациях. При этом личная тревожность проявлялась у половины класса.

Общий результат:

  • 38% подростков подвержены низкому уровню психического напряжения и стрессам. При конфликтах детей в школе 25% учащихся входят в состояние сильного стресса. И хотя в этом не может быть сильной угрозы для организма, таких учеников следует научить следить за собственными эмоциями, чтобы весь скопившийся негатив не повлиял пагубно на здоровье.
  • У 28% учащихся - уровень психического напряжения зашкаливает и есть возможность возникновения дистресса. Их необходимо обучить высвобождать негатив, например сразу после конфликта с учителем.
  • 9% - дети чья психика практически не подвержена стрессам. Они стараются не переживать отрицательные эмоции, а потому не подвержены воздействиям стрессов. Их учёба проходит размеренно и спокойно.
  • 72% детей отвечая на “тест самооценки тревоги” - личный уровень подверженности стрессу оценили как средний.

Конфликты в школе и другие причины, вызывающие стресс у подростков

Главной особенностью появления стресса у учащихся подросткового возраста является тот факт, что они остро реагируют на поведенческие ситуации и эмоционально переживают происходящее.

Признаки того, что старшеклассник испытывает стресс:

  • Поведенческие - резкая неуспеваемость при прежде отличной успеваемости, жестокость по отношению к людям, постоянные конфликты с учителями, побеги из дома, вандализм, вспышки ярости и беспричинная ложь, а также мечтательность и употребление запрещённых препаратов.
  • Физические - частые травмы на спортивных занятиях, бессонница, усталость и постоянное безразличие к учёбе, недержание мочи, нервные расстройства (подёргивание век, автоматическое подмигивание).

Содержание программы повышения стрессоустойчивости и предупреждения конфликтов детей в школе

После получения результатов диагностики педагоги-психологи составляют программу “Повышение устойчивости к стрессам для старшеклассников”. Основная цель программы: профилактика стрессовых состояний у учащихся старших классов.

Задачи:

  • Сократить эффект стресса, особенно после конфликта с учителем.
  • Понизить общий уровень нервно-психического напряжения.
  • Устранить у детей тревогу.
  • Помочь им научиться самостоятельно справляться со стрессами.

Типичная программа состояла из 15 занятий по 60-90 мин. на каждое, с периодичностью проведения один раз в неделю. На занятия приходило не более 15 учеников. Лекции проводились в выходные или в последний учебный день после уроков, большинству подростков это помогало снять напряжение после очередного конфликта в школе.

Структура одной лекции:

  1. Вступительная часть - создание рабочей атмосферы, упражнения для активизации бодрости и внимания участников, повышение единства занимающихся.
  2. Главная часть - упражнения в игровой форме, а также обсуждения поднятых тем, что помогает быстрее усвоить тему.
  3. Рефлексия - обмен эмоциями, мнениями, чувствами.

Упражнения по повышению устойчивости к стрессу после серьёзных конфликтов детей в школе

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Конфликты в школе: повышение стрессоустойчивости учащихся старших классов

Несколько примеров игр и упражнений которые используются в типичной программе:

  • “Маяк” - в этом упражнении под руководством педагога-психолога дети должны представить себя маяком, а затем проанализировать своё состояние во время упражнения и рассказать какие мысли им приходили в голову. Важно чтобы во время выполнения упражнения не возникало конфликтов с учителем, наоборот ощущался тёплый дружеский посыл педагога.
  • “Сказочный лес” - упражнение помогающее школьнику достичь состояния безмятежности и спокойствия. Для этого преподаватель предлагает ребятам сесть выпрямив позвоночник и сделать 3 глубоких вдоха-выдоха. Далее ученик представляет как он прогуливается по сказочному лесу и испытывает лёгкость.
  • “Танцующие руки” - игра помогающая устранить стрессовый эффект после конфликта в школе. Детям предлагают взять в руки цветные мелки и лечь спиной на обои расположенные на полу. Затем включается музыка и в таком положении, дети рисуют в ритм музыке.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль