Психолого-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении

21

Одна из важнейших составляющих процесса реализации профиль­ного обучения - система психолого-педагогической поддержки школьников в вопросах профессионального самоопределения. Она включает взаимодействие педаго­гов и школьного педагога-психолога и подразумевает в т. ч. органи­зацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, круглых столов по результатам психологического мониторинга уча­щихся, психологических классных часов, профориентационных игр, психологического лектория для родителей.

Период профильной и предпрофильной подготовки в школе за­нимает особое место в работе педагога-психолога, т. к. учеб­ные и познавательные интересы подростков неустойчивы, отмечаются трудности в совмещении ближних и дальних перспектив при планировании своего будущего, затруднена рефлексия, школьники недостаточно осведомлены о своих ресурсах. Подростку необходимо научиться управлять своей ак­тивностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, т. е. ему нужно помочь овладеть навыками саморегуляции поведения и деятельности.

Наиболее действенной и результативной стратегией программы профессиональной ориентации в школе является активизирующий (фор­мирующий, развивающий) подход. Он основан на положении, что одним из эффективных приемов, используемых в практической психологии, являются разнообразные формы социально-психоло­гического обучения.

Групповая работа чрезвычайно продуктивна для личностного развития и интеллектуальных изменений подростков, т. к. отвечает насущным потребностям возраста, соответствует внутренним ме­ханизмам, определяющим развитие в этот период.

В рамках программы профессиональной ориентации в школе педагогом-психологом проводятся за­нятия, ориентированные на активизацию личностного самоопределения, самопознание, обучение методам проектирования буду­щего (целеполагание, планирование, принятие решений о выборе и т. п.).


В условиях общеобразовательной школы оптимальным является проведение сдвоенных занятий в 1 раз в неделю


С этой целью разработаны электив­ные 17-часовые курсы для учащихся 9-11-х классов. Занятия проводятся с группами, не превышающими 14 человек. При большей численности группы теряется эффект личностного участия, некоторые участники могут остаться без вни­мания. При меньшей численности группы диапазон мнений и игр будет меньше, что также снижает эффективность работы.

В условиях программы профессиональной ориентации в общеобразовательной школе оптимальным являет­ся проведение сдвоенных занятий 1 раз в неделю, либо по одному занятию в неделю. Продолжительность занятий в таком случае (ес­ли это заранее обговаривалось с участниками группы) может ва­рьировать от 1 до 1,5 и более часов в зависимости от темы, ее сложности, интереса со стороны участников, от стадии группового процесса и состояния группы; либо быть фиксированной - не более 45 минут.

Предпрофильная подготовка в школе для учащихся 8-9-х классов

Психолого-педагогическая поддержка оказывается учащимся на всех ступенях обучения и состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у них на данном возрастном этапе раз­вития применительно к процессу са­моопределения.


Основной задачей психолого-педагогической поддержки школьников младших классов является содействие в формировании физически и психологически здоровой личности с положительным отношением к труду. В 5-7-х классах – расширение представлений учащихся о различных видах деятельности и мире труда, а также оказание содействия в формировании широкого спектра интересов каждого ученика.


Основная задача психолого-пе­дагогической поддержки в школе в 8-9-х классах - обеспечение предпро­фильной подготовки. Работа здесь в первую очередь направлена на раскрытие и поддержку актуальных и потенциальных возможностей учеников, создание условий для их успешного, осознанного самоопределения, формирование личностной (психологической) готовности к профессиональному самоопреде­лению.

Цель психолого-педагогической поддержки школьников во время предпрофиль­ной подготовки - формирование психологической готовности уча­щихся к самоопределению, выбору траектории дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с интересами и реальной оценкой своих способностей.

Задача - превращение подростка в субъекта, который владеет необходимой информацией, навыками самопознания и самоана­лиза, умеет ставить цели, планировать свою жизнь, принимать важные ответственные решения.

Приоритетные направления психолого-педагогической поддержки школьников:

1.     Психолого-педагогическая диагностика - скрининговое изучение профнаправленности (намерений, интересов, склон­ностей, способностей, личностных особенностей, связанных с успешностью освоения того или иного профиля обучения или профессии; анализ различных показателей готовности к выбору профессии и профиля обучения). Предпрофильная подготовка включает проведение педагогом-психологом начального диа­гностического блока по изучению их пред­почтений, интересов, склонностей, личностных особенностей. После анализа результатов диагностики и анкетирования уча­щихся формируются элективные курсы (курсы по выбору) в 9-х классах.

2.     Развивающая работа - проведение занятий по профориентационным программам, ориентированным на самопознание и про­ектирование будущего.

3.     Психологическое просвещение учащихся и их родителей по вопросам выбора профиля и профессии, повы­шение психологической компетентно­сти педагогов в области предпрофиль­ной подготовки (в частности по проблемам набора учащихся в про­фильные классы).

4.     Групповое и индивидуальное профориентационное консультирова­ние учащихся и их родителей по ре­зультатам диагностики, индивидуаль­ное консультирование по запросам.


Критерии эффективности психолого-педагогической поддержки школьников:

  • соответствие профнамерений школьников их индивидуальным особенностям (способностям, склонностям, личностным качествам);
  • преобладание внутренних мотивов выбора профессии или профиля обучения над внешними, случайными мотивами;
  • положительная динамика отдельных показателей личностной готовности к самоопределению (информированность, эмоциональное отношение к выбору, навыки проектирования, самостоятельность и т.д.);
  • успешность обучения в профильных классах, сокращение отсева учащихся, случаев перехода на базовый профиль;
  • удовлетворенность учащихся выбранным профилем обучения.

Программы предпрофильной подготовки в школе

В рамках психологического сопро­вождения процесса профессионально­го самоопределения школьников для учащихся 9-х классов разработаны ориентационный курс «Про­фессиональное самоопределение» и общеразвивающий курс «Ос­новы конструктивного общения».

В основе ориентационного курса лежит программа занятий профессионального самоопре­деления для подростков Г.В. Резапкиной, переработанная и адаптированная. Цель курса - дать участникам возможность осознать свои личностные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии. Для реализации содержания обучения по программе профессиональной ориентации в школе основные теоретические положения сопро­вождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривает­ся практическая деятельность - работа с диагностическими ме­тодиками, участие в профориентационных и ролевых играх. В результате у учащихся актуализируется процесс самоопределения, повышается само­оценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профес­сиональной адаптации. Курс программы профессиональной ориентации в школе заканчивается выполнением итого­вой творческой работы (презентация, реферат, творческое ис­следование) и получением зачета.

Цель общеразвивающего курса «Основы конструктивного об­щения» - развитие навыков коммуникативной и социальной компетентности учащихся, необходимых для успешного освое­ния социально-гуманитарного профиля. Занятия направлены на формирование умений принимать решения и делать выбор, брать на себя ответственность за свой выбор и поступки; спо­собность конструктивно строить взаимоотношения с окружаю­щими; умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чув­ства, поступки других; отстаивать свою позицию конструктивными способами.

В ходе проведения программы профессиональной ориентации в школе школьники активно работают с раз­личными методиками на определение индивидуальных и типоло­гических особенностей личности, уровня социально-психологического развития группы, оценивают свои коммуникативные, организаторские и лидерские способности, участвуют в ролевых и деловых играх, тренинговых упражнениях, в процессе обсуждения развивают рефлексивные умения.

Программа профессиональной ориентации в школе для учащихся 10-11-х классов

Основная задача психолого-педагогиче­ской поддержки в старших классах шко­лы - обеспечение профильной подготовки. Психологическое сопровождение в этот период направлено на активизацию собственных ресурсов старшеклассни­ков, на создание психолого-педагогиче­ских условий для адаптации к новой соци­альной ситуации, для успешного обуче­ния, развития, подготовки к дальнейшему образованию, осознанному, ответственно­му выбору.


Критерии эффективности психолого-педагогической поддержки школьников во время профильной подготовки:

  • успешная адаптация старшеклассников к новой образовательной ситуации – удовлетворенность выбранным профилем и школьной жизнью в целом, отсутствие признаков интеллектуальной и эмоциональной перегрузки;
  • повышение готовности к профессиональному самоопределению и дальнейшему образованию (результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника является его личный профессиональный жизненный план).

Приоритетные направления психолого-педагогической поддержки школьников во время профильной подготовки:

1.     Психолого-педагогическая диа­гностика - изучение процесса адапта­ции в 10-х профильных классах, в т. ч. удовлетворенности школьной жизнью и выбранным профилем, прогноз психологических трудностей обучения, развития, социальной адаптации.

2.     Развивающая, при необходимости коррекционная, работа с учащимися - проведение адаптационных мероприятий во вновь скомплектованных классах, формирование и сплочение новых коллективов; развитие навыков самоорганизации, работа по про­филактике перегрузки, и т. д.

3.     Повышение психологической компетентности классных ру­ководителей, педагогов по проблемам учебно-вспомогательного персонала в профильных классах.

4.     Консультирование учащихся и родителей по вопросам выбо­ра дальнейшего профессионально-образовательного маршрута.

Программа профессиональной ориентации в школе для учащихся 10-х классов

Для непрофильных классов остается актуальным продолжение знакомства с миром профессий, рынком труда и образования; рас­смотрение, сравнение и обсуждение различных вариантов построения своего будущего, планирование карьеры; а также тре­нинг умений и навыков, повышающих конкурентоспособность (составление резюме, опыт самопрезентации) и т. п.

В профильных классах городского набора добавляется сопро­вождение процесса адаптации через различные формы работы (классные часы, тренинги, психологические игры), направленные в первую очередь на формирование и сплочение классного коллек­тива* Для профилактики интеллектуальных перегрузок учащихся (по желанию) проводятся практические занятия «Приемы оптими­зации памяти, мышления, работоспособности», «Способы перера­ботки учебной информации», «Управление временем».

В рамках программы профессиональной ориентации в школе для поддержки профиля и общего развития навыков коммуни­кативной, а также социальной компетентности учащихся 10-го класса раз­работан элективный курс «Психология общения». Он является логи­ческим продолжением курса «Основы конструктивного общения», проводимого в 9-м классе, и направлен на развитие коммуникатив­ных способностей учащихся. Эти способности проявляются:

  • во владении средствами коммуникации;
  • в использовании таких средств в построении процесса общения;
  • в умении анализировать процесс общения.

Для успешной реализации целей курса педагог-психолог дол­жен осуществлять работу по двум направлениям: 1) организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие; 2) организация рефлективной деятельно­сти группы по отношению к процессу общения. Это создает усло­вия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Программа профессиональной ориентации в школе для 11-го класса

В 11-м классе приоритетной является психологическая подго­товка к сдаче экзаменов, формирование психологической готовно­сти к профессиональному старту или дальнейшему образованию, повышение уровня психологической культуры старшеклассников, которые реализуются в рамках факультативных, элективных курсов и других форм развивающей работы.

Программа профессиональной ориентации в школе предлагает учащимся несколько элективных курсов:

1.     Цель - содействие успешной адаптации девушек к современному рынку труда в усло­виях повышенной конкуренции.

2.     Цели - формирование и разви­тие у старшеклассников навыков делового общения, развитие кри­тического мышления (в частности, умения противостоять попыт­кам манипулирования). Подобные навыки расширяют социальную компетентность учащегося, что во многом повышает успешность его самореализации как личности.

3.     Цель - создание условий для эффек­тивного использования учащимися своих личностных ресурсов и развития качеств и умений, ведущих к успешной социализации и эффективно­му решению дальнейших жизненных за­дач (карьера, профессиональное ма­стерство, устройство личной жизни, материальное благополучие и т. д.).


Прохождение курса позволяет развить уверенность в себе, своих способностях, дает возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; осознать свои возможности по достижению цели


Прохождение курсов программы профессиональной ориентации в школе позволяет развить уверенность в себе, своих способностях, дает возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности; осознать свои возможности по достижению цели, выработать навык четкого представления о возможных ша­гах по ее реализации; осознать собственные барьеры на пути к достижению успеха; развить навыки программирования будущего. В конце курса учащиеся выполняют итоговую зачетную работу «Секрет успеха» (на примере жизни человека, добившегося успеха). Примечательно, что в своих работах они описывают не только «се­крет успеха» известных людей, но и приводят в качестве примера этапы карьерного и личностного роста своих родителей.

Прохождение курсов программы профессиональной ориентации в школе помогает молодым людям развить уме­ния и навыки, необходимые для эффективного функционирования в социуме, «выживания» в условиях кризиса, построения успеш­ной профессиональной карьеры, управления поведением. Приоб­ретая психологические знания, школьники получают возможность полнее развивать свои способности, лучше разбираться в других людях, эффективнее строить отношения с ними, преодолевать ограниченность жизненного опыта. Поэтому элективные курсы, направленные на решение большинства перечисленных проблем, являются актуальными и востребованными.


Основная цель не выбор учащимися конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения


Опыт реализации программы профессиональной ориентации в школе показывает, что основная цель не вы­бор учащимися конкретной профессии, а создание внутренних условий для профессионального самоопределения, в т. ч. способности опи­раться на себя, умение осуществлять выбор и нести за него ответ­ственность. Таким образом целью является обучение человека вы­бирать профессию, а не навязывать ему «правильные» решения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль