Как нормировать рабочее время педагогов

86

Как меняется норма часов педагогической работы

Для нома часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников Минобрнауки России принимается норма часов учебно-преподавательской работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы. Однако Минтруд России предлагает нормировать все трудовые функции, в том числе те, которые не включаются в нормируемую часть педагогической работы.

Таким образом, создаются условия, когда усложняется в результате введения ФГОС базовая, то есть нормируемая часть. А с другой стороны, должна нормироваться та часть, которая до сих пор не нормировалась, и та, которая не нормируется, в соответствии с сегодняшней нормативной базой Минобрнауки.

Возникает вопрос: как нормировать всё рабочее время педагогов? На это сегодня однозначного ответа нет. Это зависит от конкретного образовательного учреждения и от того, насколько руководитель этого образовательного учреждения самостоятельно готов проводить вместе со своими работниками работу в условиях отсутствия рекомендаций Минобрнауки по нормированию труда педагогических работников.

К сожалению, для всех категорий педагогических работников, независимо от типа и вида образовательного учреждения, всегда было характерно неадекватное восприятие рабочего времени. Как показывают исследования, которые не раз проводились и представителями НИИ труда, и представителями системы образования научных коллективов, часто происходит завышение реальных трудозатрат. Это завышение может достигать шести раз. Наиболее адекватно рабочее время воспринимается заместителями директоров образовательных учреждений, потому что они прежде всего занимаются распределением нагрузки.

Как раз в их компетенцию входит контроль всего образовательного процесса образовательного учреждения. Но и для этой категории всё равно есть стремление к завышению трудозатрат, потому что нет вообще никакой количественно-качественной привязки тех самых трудозатрат в ненормируемой части и даже в нормируемой.

На образовательный процесс — если подсчитывать по результатам исследования — на уроки, факультативы, кружки, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, надомное обучение, замещение и классную работу по предмету, как подсчитано в ряде исследований, в среднем тратится до 45 процентов рабочего времени. Это далеко не везде, а в среднем в таких учреждениях повышенного уровня, как гимназии, лицеи.

Но понятие "среднее" очень часто превращается в среднюю температуру по больнице, поэтому очень сложно определить, какова норма часов педагогической работы, исходя из подгонки под это среднюю относительную долю этого рабочего времени в общей структуре рабочего времени. Соотношение времени, которое тратится на проверку тетрадей, подготовку уроков для всех категорий педагогических работников, примерно одинаково и составляет примерно половину времени, которое затрачивается на образовательный процесс. Исходя из названного положения, это было введено в НСОТ как коэффициент специфики за проверку тетрадей для отдельных категорий.

На методическую работу в разных регионах тратится около 18-20 процентов рабочего времени, что составляет около 272 часов в год при общем числе часов от 720 до 1440 в год в среднем. Соответственно, для того, чтобы локальным актом организации образования установить нормы для конкретного образовательного учреждения, потребуются, скорее всего, индивидуальные подсчёты и опросы для конкретного образовательного учреждения.

Как посчитать рабочее время педагогов

Возможен подсчёт времени в рамках ненормируемой части, если учитывать разные виды работ, которые можно рекомендовать. Это работа:

  • учебно-методическая,

  • организационно-педагогическая работа,

  • отдельная работа, связанная с повышением квалификации педагогического работника.

Такой подсчёт должен происходить на основе договора с работником. Невозможно это установить просто как среднюю величину: например, взять среднюю величину по стране из исследования, которое было проведено вообще для всей Российской Федерации или даже для всего региона или просто для муниципалитета — и просто привязать полученные нормы к конкретному образовательному учреждению.

Здесь необходимы конкретные подсчёты, необходимы конкретные договоры с работниками. Причем не как нормативный документ, а как договорённость. Необходимо, также, исследование значимости тех или иных видов деятельности для педагогов организаций и введение градации с точки зрения временных затрат.

Пока нет установленных Министерством образования и науки рекомендаций по долевому соотношению этих видов работ в рамках ненормируемой части. Скорее всего, при рассмотрении такого вопроса, как норма часов педагогической работы, возможен только определенный подход к установлению норм затрат труда в ненормируемой части.

Как это можно сделать? В разных образовательных организациях директора пытались применить разные варианты. И вот на основе их опыта может быть сформирована такая матрица, которая включает графы "Вид деятельности", где необходимо указать все виды деятельности (в том числе и нормируемые, и ненормируемые), и делать расчёты.

Существуют требования Минтруда для того, чтобы все виды деятельности были чётко количественно определены. Необходимо определить единицы, в которых это будет подсчитываться. Это могут быть часы в день, это могут быть часы в месяц, это могут быть часы в неделю. В любом случае главное – привязать это к каким-то количественным параметрам.

Что в данном случае входит в рабочее время педагогов? Это:

  • учебная аудиторная работа по предмету (уроки, прежде всего),

  • проверки тетрадей,

  • заведование кабинетом (в том числе составление дидактических материалов),

  • подготовка к урокам,

  • индивидуальная работа с учащимися,

  • повышение квалификации вне школы,

  • педагогические советы,

  • методические совещания и семинары,

  • учёба в школе,

  • методическая работа,

  • самообразование,

  • работа с родителями,

  • организация внеклассных мероприятий, включая олимпиады,

  • составление отчётов для вышестоящих администраторов,

  • руководство кружком по предмету,

  • дополнительное образование и так далее.

Отдельная часть работы по нормированию – это выявление предпочтений работников конкретного образовательного учреждения для работы по конкретным видам деятельности. Это может быть сделано в рамках образовательного учреждения, когда определяются предпочтения и сложность той или иной деятельности в формате матрицы. Это возможные, а не обязательные рекомендации. Они могут подойти, если необходимо подойти к нормированию с точки зрения обоснования тех или иных норм затрат.

В процессе установления норм можно брать за точку отсчёта то, какие подходы демонстрирует норма часов педагогической работы в российских исследованиях и дальше искать вариации относительно этих самых установленных исследованиями цифр в отношении структуры распределения рабочего времени.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль