Факторы, которые влияют на рабочее время учителя

801

Как методические рекомендации помогают организовать рабочее время учителя

Скорее всего, в методических рекомендациях, которые собирается готовить Минобрнауки, будет часто упоминаться о распределении структуры времени труда. Это происходит, так как оценка учебной нагрузки педагогов в разных субъектах Российской Федерации производится по-разному: в городах от 13 до 27,5 часов и на селе от 12,8 до 25 часов. Расход времени на то, чтобы подготовиться к урокам, включая поурочное тематическое планирование составляет от 3 до 14,5 часов.

Средняя цифра по регионам тяготеет к 10. Практика показывает, что эта деятельность учителя требует больше времени в начале учебного года. На другие виды работ, относящихся к подготовке к урокам, необходимо от 1 до 14 часов. Вместе с тем повышение квалификации учителя индивидуально планируется на целый год. На него может быть потрачено от 0,6 до 1,49 часа в неделю в ходе распределении общего объёма.

Кроме того, нормы работы педагогических работников допускают, что индивидуальная работа с учащимися составляет 4 часа, а у учителей сельских школ – 3 часа. Педагогические и методические совещания в среднем организуются раз в месяц и отнимают от 1 до 1,65 часа. На родительские собрания тратится по 1-3 часа раз в четверти или триместре. Внеклассные мероприятия согласно плану школьной работы организуются один раз в четверти или триместре и занимают по времени от 1 до 1,45 часа в неделю.

На экскурсии, если они планируются нерегулярно, в среднем уходит от 0,8 часа в неделю. Чтобы оформить личные дела, выдать аттестаты, провести выпускной бал уходит в конце года 3-4 дня. Составить отчет для вышестоящего администратора нужно раз в месяц или в четверть, на что тратится от 0,69 до 1,3 часа в неделю, то есть в среднем 0,9 часа в неделю.

Эти данные показывают, что, скорее всего, придётся ориентироваться на расчёт соотношений этих долей для конкретных образовательных организаций, потому что разбросы большие даже в среднем по Российской Федерации, не говоря уже о межрегиональных разбросах. Поэтому, если опираться на федеральный нормативный акт или федеральные рекомендации, то даже эти варианты будут велики и, вполне возможно, несправедливы для ряда образовательных организаций.

В ходе определения норм труда важно точно выяснить, что будет относиться к аудиторной, а что — к неаудиторной занятости, напрямую влияющей на рабочее время учителя. К первой, например, будут относиться следующие семь видов: урок, лабораторные, консультации, домашние задания, проверка тетрадей, текущий, промежуточный и итоговый контроль, заведование кабинетом и классное руководство. К неаудиторной занятости можно отнести учебно-методическую, организационно-педагогическую деятельность учителя и повышение квалификации.

Если на первом этапе будет чёткое понимание разделения аудиторной и неаудиторной занятости, это уже станет шагом в направлении нормирования труда. И если это будет внесено в положение о нормировании труда, то оно будет считаться достаточным для предъявления, например, проверяющим в части положений об установлении норм труда как разделение всей нагрузки на две части и прописывание каждой трудовой функции в отношении аудиторных и неаудиторных норм.

Какие модели, претендующие на нормы работы педагогических работников и применяемые разными образовательными организациями, есть на сегодняшний день? Естественно, что в отсутствие единых рекомендаций и единых норм каждая образовательная организация идёт по своему пути. Где-то предпочитают не спешить и дождаться федеральных рекомендаций, а пока установить лишь некие общие рамочные нормы в отношении норм труда.

Например, просто прописать работнику в его должностных инструкциях все те виды его деятельности, которые он обязан делать, разделив их на аудиторную и неаудиторную, и тому подобное. По идее, это уже считается шагом к нормированию. Но должны быть установлены некоторые количественные нормы. В отношении этого применяют пока только рамочные требования, установленные приказом Минобрнауки: например, норма 36 часов.

Какие существуют модели нормы работы педагогических работников

В ряде образовательных организаций уже применяют разные модели нормирования труда. Одна из них уже представлена здесь как пример для конкретного образовательного учреждения. Как выясняется, для того, чтобы определить норму, сначала образовательные организации определяют все виды деятельности, которые осуществляют педагогические работники. Затем они смотрят, какие более предпочтительны, а какие — менее, используя для этого опросы и наблюдения. Раньше это делалось самими педагогическими работниками, которые предъявляли лист хронометража. Сейчас же подходы могут быть самыми разными.

Педагоги нередко считают свою работу не механической, а творческой. И, естественно, когда рассчитывается рабочее время учителя, все работники образовательной сферы не могут быть подогнаны под единые требования по часовым нормам. Поэтому возможно прописывание этих норм для конкретных педагогических работников. То есть можно не прописывать это для всего образовательного учреждения, а определять индивидуально для работника в трудовом договоре, который он подписывает, или в приложении к нему.

Ведь в соответствии с рекомендациями Минтруда в приложении к трудовому договору помимо прочего должны быть определены требования к нормам труда педагога. При этом можно опираться на общие нормы, которые установлены по этим часам одним образовательным учреждением через общий договор всех участников образовательного процесса.

Процесс нормирования проходит на базе образовательной организации. Процедура включает заключение трудового договора или контракта с каждым из педагогов-специалистов. В документе должны быть отражены виды и объёмы педагогической работы учителя, как того требует образовательная программа учреждения. В основу трудового договоа положено определение трудозатрат педагогического работника из расчёта — максимум 36 часов рабочей недели.

Производиться расчёт трудозатрат должен в объёмах на весь рабочий период – а именно на год. Работа учителя из расчёта 36 часов в неделю получает статус работы на одну ставку. Превышение нормы работы педагогических работников в имеющемся объёме трудовой недели может спровоцировать соответствующий рост размера ставки и повлиять на повышение оклада.

Трудовой договор позволяет закрепить все виды труда педагога, включая учебную нагрузку, индивидуальные и групповые занятия, внеклассную работу по предмету, различные аттестационные процедуры, организацию процесса образования, методическую деятельность, а также повышение квалификации.

Норма часов, которая отводится каждому специалисту на тот или иной вид деятельности, утверждается на базе учебного плана учреждения, его образовательной программы, советов по процентному соотношению разных видов деятельности, которые разработаны и утверждены региональным органом управления, а также согласованы с профсоюзной организацией.

Главы учреждения образования обладают правом на то, чтобы менять процентное соотношение определяемых норм труда учителей, если соблюдаются следующие условия:

  • Рекомендуемая аудиторная нагрузка педагога должна быть 18 часов в неделю. При снижении недельной аудиторной нагрузки увеличиваются другие составные части нагрузки учителя. Уменьшение или увеличение нагрузки отдельного педагога не должно общий объем штатного состава.

  • Нагрузка учебного плана должна быть полностью распределена. Руководителям рекомендуется, если нужно, снижать аудиторную нагрузку молодым учителям, учителям-методистам, учителям, которые занимаются большой организационно-педагогической работой.

  • Не рекомендуется назначать аудиторную нагрузку тем педагогам, которые работают на одну ставку, свыше 22 часов в неделю. В случае превышения этой нагрузки имеет смысл пропорционально увеличивать размер других элементов педагогической деятельности.

Необходима чёткая фиксация того, как расходуется рабочее время учителя. Это может делать педагог в собственном журнале, а также контролёр, например, в лице замдиректора. Любое планирование в данном случае является условным. Сроки планирования должны определяться в соответствии с внутренним положением о нормировании по согласованию с профсоюзной организацией. Уведомление об изменении нагрузки учителя на следующий учебный год следует предоставлять заблаговременно. При этом горизонт такого планирования не может быть долгосрочным и превышать, например, один учебный год.

Может быть дифференциация между молодыми и опытными педагогами, в том числе педагогами разных предметов. Следует учесть, что формализация временного подхода способна вызывать стремление подогнать под утверждённые параметры. По наблюдениям, такая проблема чаще всего и возникает. Между тем, новый профессиональный стандарт и новый ФГОС обеспечивают прирост занятости, включённой в аудиторную часть, и уменьшают неаудиторную. В рамках реализации указов идёт постоянное повышение средней нагрузки педагогов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль