Девиантное поведение учащихся: советы педагогу-психологу

34

В основе девиантного поведения учащихся лежат отклоняющиеся от нормы поступки, которые противоречат устоявшимся в обществе принципам человеческих прав и нравственности. Обычно негативное поведение ярко проявляется в подростковом возрасте, но необходимо понимать, что так случается не с каждым ребёнком.

Для того, чтобы предупредить такое поведение рекомендуется проводить специальные коррекционные занятия для детей. Подход должен быть индивидуальный и необходимо постараться выполнить анализирующую работу:

  • Узнать личные особенности учащегося: умственные, физические и нравственные способности.
  • Собрать данные о представлениях школьников: о том как они видят окружающий мир, какие у них моральные ценности, как им нравится вести себя.
  • Узнать систему их взаимоотношений в школе.
  • Понять как они будут вести себя в той или иной ситуации: что может вызвать девиантное поведение учащихся?
  • Выяснить в каких жизненных условиях они находятся, их взаимоотношения в кругу семи.

Система коррекционных занятий для детей с негативным поведением

Как правило в образовательной организации, проводится целостная работа по коррекции поведения детей в девиантном состоянии. Она осуществляется в несколько этапов. Во-первых, выявляется, сколько в школе всего таких детей. На самом деле, это довольно сложный и долгий процесс, кроме того его выполняют всего 2 человека: классный руководитель и педагог. Почему именно они? Но эти люди владеют всей необходимой информацией о ученике, для анализа и выявления девиантного поведения учащихся: круг общения, данные о семье и чем увлекаются в свободное время.

Задачей социального педагога и классного руководителя на этом этапе является организация учёта (во всей школе и в каждом классе отдельно). Далее уточняется информация по ученика, ведётся социально-педагогическое сопровождение. Следующий этап - коррекционные занятия для детей. Их проводят педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, мед работник и член администрации образовательных учреждений.

Здесь же организуется работа со школьниками и семьёй. Детей приглашают вместе с родителями и индивидуально объясняют им все стороны создавшейся проблемы, интересуются семейными взаимоотношениями, а также кругом общения самого школьника. Последний этап анализа девиантного поведения учащегося - закрытый. Проблемы обсуждаются внутри коллектива, между специалистами психологами и педагогами на совете по профилактике. Вся собранная информация систематизируется, руководители проводят итоги и предлагают принять конкретные решения. Далее по установленному плану проводится коррекционная работа с конкретными школьниками.

Коррекционные занятия для детей с отклонением в поведении

Любые занятия в данном направлении начинаются с работы с семьёй. Ведь основными источниками отрицательного поведения могут быть именно родители:

  • Родители алкоголики, ведут ассоциальный образ жизни, связаны с криминалом.
  • Некоторые негативные личностные особенности родителей.
  • Негибкость в воспитании детей.
  • Ужасное обращение с ребёнком, которое и может провоцировать девиантное поведение учащегося (крик, угрозы, использование не нормативной лексики), желание подчинить ребёнка, добиться идеального послушания.
  • Завышенные требования и постоянные притязания школьника.

К неблагоприятным семьям, в которых создаётся отличная почва для развития отклоняющегося поведения, можно отнести:

  • Семьи где нет отца или матери, а также ситуации когда детей воспитывают бабушка с дедушкой.
  • Семьи где постоянно вспыхивают конфликты: нет взаимопонимания между родителями, состояние согласия держится на зыбких компромиссах и при каждой ссоре вспыхивает с новой силой. В таких случаях, требуется обязательные коррекционные занятия для детей.
  • Асоциальные семьи, где родители превозносят паразитический стиль жизни, антиобщественную или противозаконную деятельность.
  • Формальные семьи, когда всё устройство и родство держится на сугубо материальных идеалах: нет уважения, родители готовы расстаться, но им мешают бытовые соображения.
  • В семьях, в которых в принципе нет условий для развития личности, девиантное поведение школьников — норма. 

Как правило, для анализа и организации коррекционных занятий для детей не всегда получается уговорить родителей на участие. Например, это характерно для неблагополучных семей, где родители не признают своей вины и просто не идут на контакт, считая подобную работу не нужной. Иногда в таких случаях помогают индивидуальные консультации.

Работа с родителями в рамках коррекции девиантного поведения учащихся

  • Узнать, как воспитывают ребёнка в семье.
  • Помочь родителям занять адекватную, динамичную и прогностичную позицию.
  • Научить родителей справляться со сложными ситуациями в воспитании.
  • Помочь ребёнку социализироваться.

Организация коррекционных занятий при девиантном поведении учащихся

Занятия проводятся в два этапа на территории школы и включают в себя:

  1. Проведение консультаций с родителями (беседы тет а тет, лекции, вопросы о семье, помощь психолога). Занятия с детьми(личные консультации, общие тренинги).
  2. Для преодоления возникающих трудностей, рекомендуется использовать специальные психологические тренинги.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль