Программа социального психолого-педагогического сопровождения в начальной школе

59

Описание программы социального психолого-педагогического сопровождения  в школе «Успешное воспитание» 

Данная программа ориентирована на создание различных условий для успешного обучения и развития каждого учащегося в ситуациях школьного взаимодействия. Для более эффективной воспитательной работы нашей школы в рамках детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» была разработана программа социального психолого-педагогического сопровождения в школе «Успешное воспитание». По мнению специалистов нашей школы в рамках следования данной программе возможно развитие заложенной в каждом учащемся творческой активности, воспитание у него нужных для этого качеств. У всех детей при поступлении в школу разный уровень психологической и физической готовности, поэтому одной из основных задач должно быть создание в образовательной организации благоприятных условий для развития успешной, общественно активной, адаптированной в обществе личности.

Данную программу социального психолого-педагогического сопровождения в школе можно использовать как в работе классных руководителей, так и в практике педагогов-психологов с целью совершенствования организации образовательного процесса. Сам образовательный процесс сводится не только к обученности учащихся, но ориентируется и на воспитание, понятие «качество жизни». Эти аспекты образовательного процесса раскрываются через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Цель данной программы:

Социальное  психолого-педагогическое сопровождения ребенка в школе в рамках деятельности детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» для его успешного воспитания  и развития.

Основные задачи программы:

  • развитие коммуникативных навыков учеников младших классов;
  • повышение нравственно-эстетической культуры учеников начальной школы;
  • ППСС одаренных обучающихся;
  • приобщение учеников начальной школы к здоровому образу  жизни;
  • развитие  психолого-педагогической  компетентности  (психологической культуры) обучающихся, их родителей,  педагогов;
  • динамическое отслеживание развития младших школьников (мониторинг психологического статуса ученика).

Мы предполагаем, что специально организованное социальное психолого-педагогическое сопровождение в школе детского общественного объединения способно успешно развить у учащихся начальной школы коммуникативные навыки, творческие и интеллектуальные способности, повысить нравственно-эстетическую культуру, приобщить к здоровому образу жизни и повысить психолого-педагогическую культуру родителей,  педагогов.

Этапы реализации программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе

1. Подготовительный (I четверть учебного года). Реализация первоочередных мер по развитию и совершенствованию ППСС детского общественного объединения «Маленькая страна  Чудетство».

Задачи первого этапа:

  • создание инициативной группы для разработки программы ППСС «Успешное воспитание». Формирование команды единомышленников;
  • изучение научно-методической литературы, опыта деятельности  ОО;
  • выявление  и  формулировка противоречий;
  • разработка программы;
  • подготовка участников службы социального психолого-педагогического сопровождения в школе к деятельности     в инновационном режиме;
  • первичная диагностика. Ожидаемые результаты этапа:
  • доработка и реализация программы ППСС «Успешное   воспитание»;
  • формирование  команды единомышленников.

2. Практический (II–III четверти учебного года). Осуществление комплекса мер по освоение и внедрение новых  технологий и обеспечению инновационных направлений социального психолого-педагогического сопровождения в школе.

Задачи второго этапа:

  • реализация содержательного аспекта. Экспериментальная проверка программы;
  • организация мониторинга по отслеживанию  результативности качества. Ожидаемые результаты этапа:

ППСС классных руководителей:

  • Функционирование  ППСС  как  условие  становления успешной личности обучающегося.
  • Позитивная динамика становления личности   обучающегося.
  • Четкость в организации  мониторинга.

3. Обобщающий (IV четверть учебного года). Обобщение результатов работы социального психолого-педагогического сопровождения в школе детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство».

Задачи третьего этапа:

  • обработка данных, выявление результатов  деятельности;
  • соотнесение результатов с целями;
  • оценка степени удовлетворенности педагогов, обучающихся и их родителей содержанием, организацией и  результатами;
  • подготовка аналитического отчета по результатам материалов для публикаций, методических рекомендаций.

В качестве ожидаемых результатов предполагается их адекватность целям программы.

Содержание программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе

Решение задач программы в отношении ребенка нельзя ограничивать исключительно областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Необходимо провести организацию работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. Исходя из этих факторов мы внедряем нашу деятельность через ППСС всех участников детского общественного объединения: классных руководителей, родителей и  учащихся.

Социальное психолого-педагогическое сопровождение классных руководителей 

Классный  руководитель является организатором деятельности учащихся в классе, а также координатором воспитательных воздействий. Его личность оказывает существенное влияние на личность воспитанников, на характер отношений учителя с школьником. От него зависит сплоченность классного коллектива, активность, восприимчивость к воспитанию. Так как классное руководство является неотъемлемой и основной частью воспитательной системы ОО, а классный руководитель – непосредственным и основным организатором учебно-воспитательной работы, то служба ППСС считает необходимым оказывать ему помощь в организации деятельности.

Чтобы достичь этой цели, классному руководителю нужно совместно со специалистом службы ППСС разработать план воспитательной работы  в классе, учитывая психологические характеристики класса и обучающихся.

Цель: организация эффективной воспитательной среды в классе в рамках работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе.

Задачи:

  • сформировать мотивацию на успех классного  руководителя;
  • познакомить с новыми воспитательными  технологиями.

Мероприятия:

  • освоение и внедрение в воспитательный процесс современных технологий (проектные, исследовательские, интерактивные, информационнокоммуникационные технологии) (творческие отчеты классных руководителей);
  • познакомить учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
  • проведение семинара-практикума «Взаимодействие с гиперактивными детьми»;
  • консультирование классных руководителей «Развитие группового единства в коллективе»;
  • проведение круглого стола «Система работы с детьми, имеющими отклонения в поведении» (доклад  педагога-психолога);
  • организация и проведение конференции «Воспитание нравственности у младших школьников в условиях социальных перемен» для классных руководителей;
  • психологический практикум «Как стать компетентным в общении с родителями»;
  • семинар-практикум «Формирование учебной мотивации на   уроке»;
  • круглый стол для классных руководителей «Рациональное питание – залог здоровья».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение в школе включает работу с родителями.

В современной социокультурной ситуации всё сильнее становится роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Практика, в свою очередь, показывает, что большинство родителей, активно участвующих в воспитании своих детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, в связи с чем их педагогическая и психологическая культуры имеет низкие показатели. Поэтому работу с родительской общественностью стоит рассматривать как одну из важнейших задач, решаемых в системе данной программы.

Цель социального психолого-педагогического социального сопровождения в школе в отношении родителей

Основной целью данного этапа является формирование  психолого-педагогической культуры.

В числе основных задач:

  • повышение ответственности родителей за воспитание и развитие   детей;
  • развитие осознанности педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
  • обучение родителей навыку решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с воспитанием  детей.

Мероприятия:

  • психологическое консультирование родителей по вопросам прогнозирования развития одаренности  детей;
  • родительский  лекторий  «Возрастные  особенности младших школьников»;
  • родительские собрания «Стили семейного  воспитания»;
  • общешкольное родительское собрание «Как сберечь  здоровье собственного ребенка»;
  • групповые  консультации  по  организации психологической поддержки детей при переходе в среднее  звено;
  • организация и проведение конкурса рисунков,   стенгазет, посвященного Дню семьи: «Семья – это…»;
  • родительские собрания для родителей учащихся 4-х классов «Возрастные особенности  младших подростков».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся школы

Когда ребенок поступает в первый класс, у него уже есть некоторые сформированные личностные качества, однако развитие личности – длительный процесс, который затрагивает всю жизнь. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. В этот период особенно важна грамотная, целенаправленная образовательная работа по формированию детской личности. Младший школьник – этот творческий человек, который стремится к  самовыражению, к реализации своих способностей. Подготовиться к полноценной жизни он сможет, лишь имея опыт самостоятельных, активных, общественно-значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. 

Такие условия возможно создать в рамках работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе в детском общественном объединении «Маленькая страна Чудетство». Важной особенностью объединения является то, что для ребенка это пространство проб. В этом пространстве возможно саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование ответственности, не носящей обязательного, внешне регламентированного характера и потому обеспечивающей его развитие. Наиболее важным ориентиром в данном случае является выработка социальной компетентности личности, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит  обстоятельствам.

Представим  каждое направление программы социального психолого-педагогического сопровождения учащихся школы:

  • развитие коммуникативных навыков младших  школьников;
  • повышение нравственно-эстетических качеств младших   школьников;
  • ППСС одаренных обучающихся;
  • формирование потребности в сохранении здоровья и   здорового образа жизни.

У младшего школьника непрерывно возникает множество трудностей, которые ему нужно преодолевать. Как правило, эти трудности связаны с коммуникацией, особенно со сверстниками. В ситуациях формального равенства школьники вынуждены сталкиваться с разной культурой речевого и эмоционального общения  сверстников.

Одно из направлений программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе – развитие коммуникативных навыков

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В этом общении эффективнее осуществляется познавательная предметная деятельность и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к общению делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Поэтому первое направление социального психолого-педагогического сопровождения в школе – развитие коммуникативных навыков.

Цель: создание социально-психологических условий для развития коммуникативной сферы младших школьников.

Задачи:

  • развивать у младших школьников навыки  общения;
  • способствовать повышению уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе  общения;
  • формировать терпимость к мнению  собеседника;
  • сплочение коллектива.

Мероприятия:

  • праздничная линейка «Здравствуй, школьная  страна!»;
  • посвящение в Чудесники;
  • тренинг  «Командообразование»;
  • День доброго общения;
  • День подарков просто так;
  • посвящение в читатели (Станция  «Читайки»);
  • классные часы «Уроки общения» 1 раз в  четверть.

Не менее важным направлением социального психолого-педагогического сопровождения в школе является повышение нравственно-эстетических качеств учащихся.

Нравственное и эстетическое воплощают в себе человеческое «небезразличие» к  окружающему. Данные ценности основаны на иерархической структуре. Они способствуют осмыслению своеобразия действительности, помогают лучше сориентироваться в безграничном богатстве нравственно-эстетических ценностей, жить по законам добра и красоты. Также они являются составляющей частью граней духовной культуры, часто изучаемых во взаимосвязи, вступая при этом в новые взаимодействия.

В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное становление моральных установок и эстетических чувств, поэтому нравственноэстетическое воспитание приобретает особую значимость. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными и эстетическими   нормами.

Повышение нравственно-эстетических качеств учащихся – еще одно направление программы социального психолого-педагогического сопровождения в школе.

Цель: повышение нравственно-эстетической культуры младших школьников.

Задачи:

  • формировать знания о принятых в обществе нормах и правилах поведения;
  • развивать способности к сочувствию, сорадости в отношении других людей;
  • способствовать формированию потребности в красоте и деятельности по законам красоты.

Мероприятия:

  • посвящение в Чудесники;
  • День вежливости;
  • этикет-шоу (сюжетно-ролевая игра);
  • День открытых дверей;
  • День самоуправления;
  • классные часы:
  • –    «Манеры поведения»;
  • –    «Учимся видеть в друге хорошее»;
  • –    «Кем я хочу быть».

Социальное психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы

Одаренный человек – это прежде всего одаренная личность. Для развития способностей одаренного ребенка ему необходимо создать особые условия, позволяющие учиться и развиваться. Одаренность как качественная характеристика учащегося означает проявление у ребенка значительно более высоких, в сравнении со статистической нормой, умственных и творческих возможностей (способностей).

Эти особые возможности не всегда проявляются в реальных достижениях, в оценках и результатах учебной деятельности.

Большинство психологов включают в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) факторы, и условия воспитания и обучения. Социальное психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы – еще одно направление программы.

Цель: ППСС и разработка основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ученика, создание системы развития одаренных и талантливых  детей.

Задачи:

  • предоставлять  младшим  школьникам возможности совершенствовать свои способности;
  • формировать адекватную самооценку;
  • развивать потребность в творческом  самовыражении;
  • формировать готовность к общественному и гражданскому самоопределению;
  • развивать инициативность, самостоятельность младших  школьников.

Мероприятия:

  • выявление лидеров (командиров), проведение выборов капитана  школы;
  • фестиваль талантов;
  • Деловая игра «Хочу все знать!»;
  • Парад искусников;
  • День самоуправления;
  • участие в городском конкурсе «Мир глазами  детей»;
  • участие в городских фестивалях: «Солнце для всех»,   «Созвездие»;
  • организация и проведение конкурса рисунков,   стенгазет, посвященного Дню семьи: «Семья – это…»;
  • творческий отчет Чудесников «Праздник  детства»;
  • участие Чудесников во всероссийских дистанционных конкурсах, в школьных и городских олимпиадах, в предметных  декадах;
  • акция «Подарок ветерану».

Важнейшим направлением социального психолого-педагогического в школе является формирование потребности в сохранении здоровья и здорового образа жизни.

В современном учебном заведении реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно – учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка. Формирование же здорового образа жизни у младшего школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы оздоровительных мер.

Важной частью работы по социальному психолого-педагогическому сопровождению в школе на данном этапе является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди школьников реального здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся. Последнее связано с нарушениями в психическом здоровье, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в нравственном здоровье, которое выражается в системе ценностей, установок и мотивов поведения  человека.

Программа социального психолого-педагогического сопровождения в школе утверждает необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Обязательным условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т. д.).

Цель: создание здоровьесберегающего пространства в школе с целью сохранения и укрепления здоровья младшего   школьника.

Задачи:

  • расширять знания детей о здоровье и здоровом образе жизни, осознанности этих знаний;
  • воспитывать активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желанию помогать себе и другим людям в его соблюдении;
  • прививать навыки, приемы здорового образа  жизни, сформированности привычек  гигиенического поведения;
  • поощрять  стремления детей  к  расширению  своего  кругозора в сфере здоровья и здорового образа  жизни;
  • профилактика школьного и дорожного  травматизма.

Мероприятия:

  • оформление уголков здоровья;
  • организация тематических встреч с работниками образования учреждений здравоохранения;
  • классные часы «Полезные  привычки»;
  • театрализованное представление «Сказка на новый  лад»;
  • игра-викторина «Растишка»;
  • КВН «Мы и наше  здоровье»;
  • акция «Обменяй конфету на  яблоко!»;
  • организация и проведение недели пропаганды здорового образа  жизни;
  • участие во Всероссийском Дне  здоровья.

Оценка социального психолого-педагогического сопровождения в школе

При оценке ППСС деятельности детского общественного объединения «Маленькая страна Чудетство» можно выделить основные критерии эффективности нашей деятельности:

1. Самооценка значимости своей личности учеником. Индикатор: число учащихся, имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.

2. Возможность и интенсивность общения. Индикатор: число учеников, считающих общение важной ценностью.

3. Занятие спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся, посещающих различные секции, называющих одной из основных ценностей жизни здоровье, нормой поведения –  спорт.

4. Занятие  искусством.  Индикатор:  число учащихся,  принимающих  участие в различных театральных постановках, КВН, праздниках и  пр.

5. Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся, принадлежащих к различным общественным организациям и занимающихся общественной деятельностью.

6. Комфортность в ОО. Индикатор: число учащихся, ощущающих себя в ОО, как дома.

Оценить социальное психолого-педагогическое сопровождение деятельности, организованной в школе, по данным критериям позволят следующие мероприятия:

  • анкетирование,  тестирование;
  • беседы, интервью с членами детского объединения, классными руководителями, родителями;
  • социологический опрос и беседы с людьми, которым оказывалась помощь и поддержка;
  • включение педагогов в анализ и проектирование хода   мероприятий;
  • включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках Программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
  • проведение  итоговых  мероприятий, рефлексия;
  • контент-анализ документации по программе, программных   документов.

Руководитель  службы социального психолого-педагогического сопровождения в школе координирует  программу. Специалисты службы ППСС реализуют программу «Успешное   обучение».

Заместитель директора по ВР принимает активное участие в разработке концепции модели детской общественной организации, занимается вопросами методического обеспечения, организовывает и стимулирует работу педагогического коллектива.

Руководитель детского общественного объединения занимается практическими вопросами, курирует и направляет работу органов самоуправления, курирует работу малого совета.

Педагог-организатор выступает организатором творческих коллективных мероприятий, обеспечивают связь с организациями и учреждениями, которые являются партнерами по  проекту.

Классные руководители – изучают интересы обучающихся, стимулируют  на участие в жизни организации, организуют работу классов, организуют самоуправление, планируют, анализируют деятельность  коллектива.

Педагоги дополнительного образования оказывают помощь и  участвуют в мероприятиях, выступают в роли консультантов по профилю своего  предмета.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль