Инновационная оценочная деятельность педагога начальной школы

60

Актуальность оценки образовательного результата ФГОС 

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования совпало с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего в числе прочих обязательных компетенций образовательной организации проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ст. 28, п. 13). Как следствие, современный педагог оказался вовлеченным в весьма масштабный и трудоемкий процесс разработки и апробации нового поколения оценочных процедур, которые соответствуют логике декларируемого ФГОС системно-деятельностного подхода в обучении школьников и открыты для оценки их индивидуальных образовательных достижений. 

Сложность заключается в том, что оценка образовательных результатов ФГОС учащихся организуется сегодня по принципу интеграции, когда оцениваются не только и не столько предметные итоги образования, сколько совокупность личностных достижений учащегося, основанных на владении учащимся универсальными учебными действиями (далее – УУД) и связанных с его духовно-нравственных развитием. Во ФГОС прямо указывается на то, что система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Экспериментальный опыт оценочной деятельности педагога 

Следует заметить, однако, что современные требования к оценочной  деятельности педагога начали складываться достаточно давно. Еще в 2003 г. письмом  Министерства  образования  Российской  Федерации  от    03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших   школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (далее – Письмо) традиционная пятибалльная система оценивания была подвергнута критике.

В Письме говорилось, что она затрудняет индивидуализацию обучения. Педагогу в оценочной деятельности трудно зафиксировать и положительно отметить  реальные  достижения  каждого  конкретного ребенка в сравнении с предыдущими итогами его обучения. Фактически  учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая его с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального итога ребенка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить “три”») сводит на нет все старания педагога.

Обозначенным выше Письмом было подчеркнуто, что традиционная система оценки не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности – «краеугольного камня» здания учебной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).

Действительно, полностью сосредоточенная в руках педагога оценочная деятельность нередко оказывалась орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка,      с другой стороны – на родителей. Последние тоже использовали это средство для оказания давления на ребенка. Все это зачастую приводило к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.  Другими  словами,  «расставание»  с  традиционной  системой  оценки   в школе назревало давно и все, что сегодня начинает внедряться в эту систему нового, – закономерность последних реформ в системе общего образования.

Оценочный блок современных рабочих программ

Несмотря на то, что необходимость принципиально новых подходов к оцениванию, позволяющих устранять негативные моменты в обучении, создавать условия для самооценки учащимися собственных учебных достижений, способствующих гуманизации обучения, обозначилась достаточно давно, для практикующего педагога порог новизны в обозначенном направлении достаточно высок. От него требуется полная перестройка системы оценки, начиная с ее концепции и заканчивая разработкой пакета контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ).

Говоря об оценочном блоке рабочих программ педагогов начальной школы, первоочередное внимание следует уделить его статусу в структуре рабочей программы. ФГОС начального общего образования не устанавливает этот статус прямо и не вводит соответствующий компонент в перечень обязательных компонентов. Создается иллюзия, что этот блок не обязателен. Однако это не так. Отсутствие блока в рабочей программе педагога – признак несформированности в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования, поскольку именно в рамках тех или иных программ по дисциплинам учебного плана целесообразнее  всего  осуществлять  оценку  индивидуальных  образовательных достижений учащихся и проводить промежуточный контроль образовательных итогов. 

Традиционная основа инновационной оценочной деятельности педагога 

Основу развития оценочного блока составит уже сложившаяся система уровней контроля образовательных результатов учащихся:

1. Поурочный контроль (ежеурочное формирующее оценивание, обеспечивающее обратную связь с учащимися и стимулирующее их учебную дисциплину).

2. Текущий тематический контроль (оценка усвоения конкретной темы и связанных с нею УУД).

3. Промежуточный контроль (оценка по концу четверти и (или)  года).

4. Итоговый контроль (оценка по итогам «ступени»: начального общего, основного общего, среднего полного общего образования).

5. Государственная итоговая аттестация.

В отношении вышеприведенной системы понятия «контроль» и «оценка» используются как взаимозаменяемые, хотя таковыми они и не являются. Под оценкой образовательных результатов ФГОС сегодня понимают процедуру установления степени соответствия фактических результатов требованиям действующих образовательных стандартов; все активнее используется формула «качество – соответствие стандарту». Вместе с тем стандарт не содержит «готовых» результатов образования,  а фиксирует лишь требования к ним. Следовательно, обозначенная формула условна и установить соответствие ФГОС начального общего образования можно только тогда, когда сами эти итоги «оформлены» и зафиксированы документально.

Требования ФГОС начального общего образования к структуре рабочих программ: 

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых итогов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они должны содержать:

1) пояснительную записку;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся по ФГОС;

7) описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса. ФГОС основного общего образования (по сравнению с ФГОС начального общего образования) добавляет еще одно требование:

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Применительно к рабочей программе педагога начальной школы итоги освоения должны фигурировать дважды: в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» и собственно в оценочном блоке рабочей программы, который становится сегодня обязательной ее составляющей. Формулируя итоги освоения учащимися той или иной образовательной программы, важно не отождествлять их с целями. И хотя цели принято считать «прообразом желаемого результата», формулировки образовательных результатов, в отличие от формулировок целей, должны быть предельно конкретизированы. Настолько, чтобы под них можно было завести оценочный (контрольно-измерительный) материал.

Грамотно сформулированные результаты образования – это, по сути, параметрические характеристики качества осуществляемого педагогом образовательного процесса. Так, например, требование ФГОС начального общего образования к «умению понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха» (Раздел II ФГОС начального общего образования, подраздел 11.4) будут по-разному использованы в формате цели и в формате результата.

Цель может быть записана так: «развивать у учащихся умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в любой из ситуаций». Результат уже оформляется по-другому: «ученик сознает причины успеха/неуспеха учебной деятельности; самостоятельно планирует выход из ситуаций неуспеха». Формулируя его, педагог одновременно формулирует то, что именно подлежит оценке. Следовательно, может планировать адекватную методику и сроки проведения оценочной процедуры.

Ключевые позиции разработки оценочного блока рабочих программ

Оценочный блок рабочих программ педагога начальной школы должен учитывать три обязательных позиции:

1. Реализация системно-деятельностного подхода в формах и содержании оценочных процедур (см. приложение).

2. Обеспечение комплексной оценки образовательных результатов ФГОС (предметных, метапредметных, личностных).

3. Создание условий для развития у учащихся навыков самооценки. Если детализировать эти позиции, то они сведутся к ряду  вопросов:

• что оценивать (то есть что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

• как оценивать (то есть какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

• каким образом оценивать (то есть какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

• что нужно учитывать при таком оценивании (то есть каковы необходимые педагогические условия эффективности системы  оценивания).

Роль самооценочной деятельности ученика перед оценочной деятельностью педагога 

Еще раз обращаясь к Письму об эксперименте в системе оценке, отметим значимость самооценочной деятельности младших школьников. Разработчики Письма справедливо подчеркнули, что особенность процедуры  оценивания при инновационном обучении состоит в том, что  самооценка ученика должна предшествовать оценочной деятельности педагога. Она должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий  оценивания.

Важно отразить в оценочном блоке рабочих программ, что педагог так организует контроль усвоения знаний (прежде всего, поурочный и текущий (тематический)), что ребенок сам может выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки. Конечно, это весьма прогрессивно для массовой школы и непросто для практической реализации, но в современных условиях обязательности формирования у учащихся рефлексивных УУД фактор самооценивания учащихся более чем весом. Ситуации выбора: «что представлять» и «как проходить процедуру оценивания» – мощный стимул личностной рефлексии уже начиная с младшего школьного возраста.

В целом, варианты практического воплощения рассматриваемых нами позиций могут быть различны, равно как и их отражение в рабочей программе педагога.

Далее мы рассмотрим два основных варианта, отвечающих логике системно-деятельностного подхода и не противоречащих заданной стандартом структуре программ отдельных предметов, курсов. Различия предлагаемых вариантов связаны с различиями внутришкольных требований к структуре рабочих программ.

Развернутый вариант оценочного блока рабочих программ

Вариант первый – развернутый. Он уместен в тех случаях, когда локальным актом (Положением о рабочей программе) установлено, что образовательные результаты планируются на каждый урок. То есть задается расширенная форма календарно-тематического планирования. В этом случае в  оценочном  блоке  рабочей  программы  необходимо  будет  указать,  какие именно процедуры педагог использует в проведении формирующего оценивания, как эти процедуры реализуют идеи системно-деятельностного подхода к обучению младших школьников, как они связаны с развитием УУД учащихся, их личностным ростом.

Целесообразнее всего объединить обозначенное направление с поурочным (календарно-тематическим) планированием. Примерная структура календарно-тематического плана рабочей программы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура календарно-тематического планирования рабочей программы с интегрированным оценочным блоком 

No

Тематический раздел Рабочей программы

Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты и их оценка

Предметные

Метапредметные

Личностные

Резуль- тат

Оценка

Резуль- тат

Оценка

Резуль- тат

Оценка

...

Если педагог воспользуется предложенным выше вариантом включения оценочного блока рабочей программы в календарно-тематическое планирование, то его система поурочного оценивания будет весьма наглядна и открыта для разъяснительных бесед с родителями. К урокам контроля конкретные контрольно-измерительные  материалы  прикладываются  обязательно.  Материалы для текущего контроля – по желанию педагога.

Таблица 2

Оценочный блок в календарно-тематическом планировании рабочей программы

No

Тематиче- ский раздел рабочей программы

Тема урока

Виды учебной деятельно- сти учащихся

Планируемые образовательные результаты и их оценка

Предметные

Метапредметные

Личностные

Итог

Оценка

Итог

Оценка

Итог

Оценка

...

Части речи

Предло- ги

Восприятие информации (слушание, чтение) Сопоставле- ние и анализ (работа с текстом) Упражнение

Понимает морфологиче- ские свойства предлога

Освоил способы различения предлогов и других частей речи

Фронталь- ный опрос

Провероч- ный тест в конце урока

Использует графиче- ские средства обозначе- ния изучаемых объектов

Экспресс- контроль во время выполне- ния учащимися упражне- ний

Сознает речевую ценность предлогов; ориентиро- ван на их грамотное использова- ние в общении

Экспресс- анкета или самооцен- ка

посред- ством сигнальных карточек

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Упрощенный вариант оценочного блока рабочих программ

Вариант второй – упрощенный. Используется в случаях, когда локальным актом (Положением о рабочей программе) предусмотрена упрощенная форма календарно-тематического планирования (только дата проведения, тема урока и домашнее задание). При таком подходе система поурочного оценивания будет отражена в оценочном блоке также упрощенно – в составе   пояснительной записки к рабочей программе и приложенных контрольно-измерительных материалов для уроков контроля. В пояснительной записке педагогу необходимо будет акцентировать системно-деятельностный подход к оценке (см. приложение) и, обозначив перечень основных процедур, сделать ссылку, где представлены критерии выставления отметочного в рамках этих процедур (за что ставится 5 в диктантах, изложениях, тестах, защитах рефератов, учебных исследованиях, проектах и т.  д.).

Актуальные процедуры оценочной деятельности педагога 

К  традиционным  оценочным  процедурам  (письменным:  диктант, изложение, сочинение и др., устным (опрос)), критериальные шкалы которых уже устоялись, сегодня добавляются такие как:

•  тесты;

•   проблемные задачи;

•   ситуационные задачи;

•   комплексный анализ текста;

•   комплексная работа на основе текста;

•   учебные исследования;

•   проекты (творческие, социальные, инженерно-технические и др.).

Данный перечень открыт для наполнения как один из ключевых объектов педагогической инноватики не только в начальной школе, но и в общем образовании как таковом. Главное, чтобы каждая процедура, включаемая в приложение к рабочей программе, была обеспечена критериальной шкалой. Только так педагог в оценочной деятельности сможет сохранить балльную систему отражения индивидуальных достижений учащихся.

Оценка без выставления отметки в оценочной деятельности педагога 

Сохранение традиционной балльной системы отражения индивидуальных достижений учащихся, однако, не исключает оценочных действий педагога, итоги которых даются в словесно-аналитической форме. К таким процедурам можно отнести встроенное педагогическое наблюдение и экспертную оценку.

Встроенное педагогическое наблюдение – это оценочная деятельность педагога, предполагающая, что в ходе урока или внеурочного мероприятия педагог отслеживает те или иные (заранее запланированные для наблюдения) итоги познавательной активности учащихся. Многие из образовательных результатов учащихся, объединяемых в стандарте понятием «метапредметные», легко наблюдаемы и не нуждаются в каких-то особых тестах, замерах и т. п.

Это, к примеру, коммуникативная активность ученика, характер познавательной мотивации, уровень рефлексивности, навыки самоорганизации и др. В указанных случаях разработка рабочей программы для школ помогает спланировать параметры наблюдения и подготовить в случае необходимости шаблон аналитической справки. Экспертная оценка близка, по сути, к встроенному наблюдению, но осуществляется специально, вне хода урока или занятия.

Работу по систематизации и критериальной раскладке оценочных процедур, осуществляемых в рамках реализации рабочих программ, можно проводить коллегиально и использовать разработанное приложение всем педагогическим коллективом начальной школы, так как создается долговременный методический продукт (критериальная шкала под все виды процедур), обеспечивающий оценочную деятельность педагога.

Такой продукт удобен не только педагогам, но и управленцам. Заместитель директора по начальной школе может использовать указанную критериальную шкалу в основной образовательной программе, в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Кроме того, ее можно размещать на сайте школы, использовать на классных часах, родительских собраниях, методических семинарах. Кроме того, критериальные шкалы могут стать основой самооценивания учащимися результатов учебного труда.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что оценочный блок рабочих программ – насущная и перспективная составляющая профессиональной деятельности педагога. Блок иллюстрирует понимание педагогом целей деятельности, свидетельствует о его способности формулировать образовательные результаты согласно поставленным целям, говорит о высоком уровне компетентности. В то же время в условиях, когда целью урока начинают считать то или иное учебное действие, выработать удобные для себя способы его оценки – значит во многом реализовать системно-деятельностный подход.


Приложение

Основные виды учебной деятельности учащихся, включаемые в оценочный блок рабочих программ 

Деятельность, направленная на развитие познавательных   УУД

1. Анализ понятий.

2. Установление аналогий.

3. Классификация (в том числе подбор критериев для  классификации).

4. Установление причинно-следственных связей и построение логических   заключений.

5. Кодирование информации различными способами (из одного   источника):

•   план (простой, сложный, тезисный, цитатный);

•  конспект;

•  таблица;

•   схема, рисунок, кластер, символы.

6. Переработка информации из нескольких   источников:

•  сообщение;

•  реферат;

•  доклад.

7. Моделирование явлений и  процессов.

8. Преобразование одной формы кодирования информации в   другую.

9. Смысловое чтение.

10. Использование информационно-коммуникационных технологий (далее –   ИКТ).

Деятельность, направленная на развитие коммуникативных   УУД

1. Работа в группе, в паре.

2. Организация и участие в совместных   проектах.

3. Участие в дискуссиях, круглых  столах.

4.  Диалоговая деятельность.

5. Защита реферата.

6. Выступление с сообщением, докладом с последующими ответами на  вопросы.

7. Презентация проекта.

8. Постановка вопросов, включение в  полилог.

9. Разработка и участие в коммуникативных тренингах   (упражнениях).

10. Использование ИКТ.

Деятельность, направленная на развитие рефлексивных   УУД

1. Постановка целей познавательной  деятельности.

2. Самоконтроль и самооценка познавательной   деятельности.

3. Выбор способов  деятельности.

4. Принятие решения об учебном  взаимодействии.

5. Коррекция обнаруживаемых в процессе учения информационных    пробелов.

6.  Планирование  содержания деятельности.

7. Организация индивидуального рабочего  места.

8. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль