Игровое сопровождение учебной работы с текстом в процессе обучения грамоте

95

Учебная работа с текстом как условие формирования универсальных учебных действий учащихся

Как известно, формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных во многом обусловлено характером работы с учебным текстом. Эта работа стимулирует активную речемыслительную деятельность учеников; способствует расширению их словарного запаса, улучшает выразительность произнесения, развивает творческое мышление, а также формирует навык опережающего читания . Однако все это предполагает некий «выход» за традиционное чтение вслух или про себя, который связан с субъективизацией, с применением определенного комплекса дополнительных, стимулирующих индивидуальную познавательную активность учеников заданий. При разработке упражнений были учтены методики В.Н. Зайцева и идеи Г.А. Бакулиной по субъективизации как фактору смыслового читания. 

Развивающие возможности игрового сопровождения учебной работы с текстом

Обращаясь к методике игрового сопровождения , важно принимать в расчет все приемы, способствующие развитию у школьников сосредоточенности и распределения внимания, развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливающие интерес к процессу читания. Работу с учебным текстом нужно спланировать  так, чтоб она привела к уменьшению распространенных ошибок, содействовала формированию у воспитанников лингвистической компетенции и воспитывала читательскую культуру в целом.

Основу игрового сопровождения работы с учебным текстом в период обучения младших школьников грамоте могут составить следующие приемы:

  • чтение с хлопками;
  • произнесение с двумя хлопками;
  • выбрасывание кулачков;
  • произнесение слов с повтором;
  • чтение с выделением ключевого по смыслу слова;
  • произнесение «половины» каждого слова;
  • чтение с прикрытой нижней половиной каждой строки;
  • произнесение с добавлением слов;
  • произнесение с заменой некоторых слов или словосочетаний исходника на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами).

Техника работы с учебным текстом с использованием игрового сопровождения

В соответствии с рассматриваемой методикой каждый материал, с которым дети работают на уроке чтения, прочитывается три раза. Первое читание  ознакомительное. Его осуществляет хорошо читающий ученик, после чего учитель задает 2–3 вопроса, направленных на проверку понимания детьми содержания прочитанного.

В повторном чтении принимают участие все учащиеся класса (хором, цепочкой и т. д.). Оно направлено на дальнейшее понимание прочитанного и формирование навыка чтения.

Игровая деятельность – один из трех основных видов  деятельности   человека:   игра,   учение, труд. В младшем школьном возрасте игра продолжает сохраняться как ведущий вид деятельности, постепенно уступая права учению. В начальной школе при работе с учебным текстом важно комбинировать игровую и учебную деятельность для полноценного развития ребенка.

В процессе обучения младших школьников грамоте значимость комбинации игры и учения трудно переоценить, поскольку в этот период активно развиваются речемыслительные функции психики ребенка, его рефлексивные способности и навыки.

Третий раз учащиеся читают этот же материал с дополнительными заданиями. Задания носят комплексный характер. Каждое из них направлено на развитие техники чтения, но кроме этого предназначено для развития одного или нескольких свойств внимания, обеспечивает усиленное развитие памяти, мышления, речи, сообразительности и других интеллектуальных качеств. Все приемы чтения по-своему интересны, поэтому третье читание становится самым востребованным этапом учебной работы с текстом в период обучения грамоте.

Упражнения с дополнительными заданиями можно проводить, используя материалы работы учебных текстов или статей специально подобранных учителем. Содержание литературных произведений способствует формированию личностных универсальных учебных действий, учит детей соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, учит уметь выделять нравственные аспекты поведения, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Приемы игрового сопровождения учебной работы с текстом

Рассмотрим подробнее каждый из приемов игрового сопровождения работы младших школьников с литературным произведением. 

Чтение текста в начальной школе с хлопками предполагает мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Обычно в качестве такового выступают слова, так или иначе связанные с темой урока. Например: хлопок должен быть осуществлен во время прочтения вслух:

  • слов, в которых есть изученная на уроке буква;
  • во время произнесения слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?»;
  • во время произнесения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий и т. д.

Это упражнение направлено на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, а именно, на обучение контролю в форме сличения способа действия с заданным эталоном.

Постепенно интеллектуальная нагрузка увеличивается, и дети переходят к чтению текста в начальной школе с двумя хлопками. Например, один хлопок осуществляется, если читается слово с буквой, обозначающей твердый согласный. Два хлопка, если прочитывается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный. Это упражнение направлено на формирование не только регулятивных универсальных учебных действий, но и на формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий через анализ объектов.

Важно (и об этом заранее предупреждаются учащиеся), что прохлопывание должно быть  осуществлено  во время  прочтения  слова вслух, а не после него.  В этот момент формируется навык опережающего чтения текста в начальной школе. После овладения данным приемом вводится произнесение с выбрасыванием кулачков. Принцип работы учащихся во время выбрасывания кулачков аналогичен предыдущему.

Например, школьники поднимают левую руку с зажатым кулачком, если произносится слово с буквой, обозначающей твердый звук, и поднимают правую руку с зажатым кулачком, если читается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный. Данный прием способствует (кроме развития техники чтения) усиленному развитию сосредоточенности и распределения внимания, а также развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливает интерес к процессу чтения текста в начальной школе. 

Во время использования данного приема первоначально берутся материалы небольшие по объему,  состоящие  из 3–4 коротких предложений. Постепенно объем увеличивается. Читать можно хором и по одному, а хлопают (выбрасывают кулачки) все учащиеся. Продолжается работа по формированию регулятивных и познавательных навыков.

Чтение с повтором предполагает удержание учащимися в памяти и повторное прочтение указанного учителем слова. Для повтора может быть использовано первое слово в предложении, второе с начала предложения, последнее, второе с конца предложения и т. д. Такой вид работы направлен на развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти.

Это упражнение направлено на формирование познавательных универсальных учебных действий, осуществляется поиск необходимой информации. Самым трудным из этой группы является чтение текста в начальной школе с выделением  ключевого по смыслу слова в предложении. Читается по предложениям. Перед произнесением каждого предложения учитель задает вопрос по его содержанию. На основе вопроса учащиеся выделяют голосом ключевое слово. Принцип логического выделения ключевого слова, кроме вышеназванных качеств, направлен на развитие выразительности чтения, внимательного отношения к каждому слову литературного произведения. Выслушав вопрос учителя, учащиеся читают текст, голосом выделяя нужное слово. Вопросы варьируются, следовательно, каждый раз учащиеся выделяют голосом другое слово, прочитывая тот же материал. Это способствует улучшению техники читания, поддержанию интереса к читаемому.

Это упражнение способствует формированию познавательных УУД, а именно, смыслового чтения текста в начальной школе, извлечения необходимой информации из предложения. На новом витке, когда вопрос задает ученик, идет работа над формированием коммуникативных УУД: постановка вопросов.

Интересен прием чтения половины каждого слова в предложении. При его использовании озвучивается вслух только первая часть каждого слова. Последняя часть прочитывается про себя. Определение половины слова детьми – свободный процесс. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Возможно выполнение этого упражнения наоборот: читается про себя первая часть каждого слова и озвучивается последняя. Это упражнение акцентирует внимание ребенка на каждую часть слова как существенную, нуждающуюся в точном восприятии.

Это приводит к уменьшению распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его домысливается либо читается с искажениями. Кроме того, развивается сосредоточенность внимания, память учащихся. Это упражнение можно использовать в парной работе. Школьники учатся планировать учебное сотрудничество со сверстником, а значит, формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Для чтения текста в начальной школе с прикрытой нижней половиной каждой строки могут использоваться материалы, написанные учителем на доске или набранные на карточках. Если текст написан на доске, то узкой полоской бумаги закрывается сначала его нижняя часть, а на последующих уроках – верхняя на четверть, далее на половину – так, чтобы узнавание букв было все более затрудненным. При использовании карточек просто печатается только указанная часть букв: одна четвертая, половина.

После произнесения с затруднениями учащиеся читают авторский вариант литературного произведения, обсуждают его содержание. Это упражнение способствует формированию читательской культуры, сосредоточенности внимания детей, развитию их памяти. Первоклассники, используя этот прием, лучше запоминают образ букв, а значит, идет работа по формированию познавательных (логических) универсальных учебных действий через синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих  элементов.

Принцип работы учеников во время чтения текста в начальной школе с добавлением слов стимулирует активную речемыслительную деятельность детей, способствует расширению словарного запаса, памяти и выразительности чтения, развивает творческое мышление. При третьем прочтении учитель дает задание добавить в каждое предложение одно слово, подходящее по смыслу. Добавляемое слово может быть словом-признаком, словом-действием, словом-предметом, словом с изучаемыми на уроке звуками и т. д., например, при читании потешки «Кисонька-мурлысенька» работа может проходить следующим образом. Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ о кисоньке-мурлысеньке.

Учащиеся читают цепочкой.

– Кисонька-мурлысенька, Ты где была?

– На мельнице.

– Кисонька-мурлысенька, Что там делала?

– Муку молола.

– Кисонька-мурлысенька, Что из муки пекла?

– Прянички.

– Кисонька-мурлысенька, С кем прянички ела?

– Одна.

– Не ешь одна! Не ешь одна!

Учитель: Третий раз мы будем читать по ролям. Подумайте, как можно обратиться к кисоньке, используя разные слова. Кто читает роль волчка, перед каждым обращением к кисоньке должен вставить новое слово, отвечающее на вопрос «какая?». А тот, кто будет читать за кисоньку, добавляет в свое предложение любое подходящее по смыслу слово.

Ученики:

Дорогая Кисонька-мурлысенька, ты где  была?

На новой мельнице.

Милая Кисонька-мурлысенька, что там делала?

– Муку пшеничную молола.

Любезная Кисонька-мурлысенька, что из муки  пекла?

– Прянички медовые.

Трудолюбивая Кисонька-мурлысенька, с кем прянички ела?

– Совсем одна.

– Не ешь одна прянички! Не ешь одна, кисонька!

Это упражнение по чтению текста в начальной школе направлено на формирование регулятивных универсальных учебных действий: коррекция, внесение необходимых дополнений в материал. Если организовать выполнение задания в парах или командах, то у школьников  будут формироваться и коммуникативные универсальные учебные  действия.

Большой интерес вызывает у детей читание с введением в исходный текст новых персонажей и их действий. Например, дети прочитали на уроке рассказ Л. Успенской «Женя ошибся»:

Напиши, Женя, что делают животные: ежик, медвежонок, журавль, ужи. Женя улыбнулся и написал. И вот что у него получилось. Ежик лазает по   деревьям. Медвежонок ползает. Журавль колется. Ужи летают. Женя, конечно, пошутил и нарочно допустил ошибки. Исправьте  их.

Учитель предлагает в первую часть материала добавить два новых действующих лица по теме урока, а во вторую часть – два их перепутанных  действия.

Например:

Моржи лакомятся листьями высоких деревьев. Жираф плавает в ледяной воде.

Далее учащиеся читают авторский текст со своими устными добавлениями. Один из вариантов детского творческого прочтения:

Напиши, Женя, что делают животные: ежик, медвежонок, журавль, ужи, моржи, жираф. Женя улыбнулся и написал. И вот что у него получилось. Ежик лазает по деревьям. Медвежонок ползает. Журавль колется. Ужи летают. Моржи лакомятся листьями высоких деревьев. Жираф плавает в ледяной воде. Женя, конечно, пошутил и нарочно допустил ошибки. Исправьте  их.

Работа с учебным текстом по принципу введения в него новых персонажей или сюжетных линий весьма продуктивна для развития у школьников образного мышления. В ситуации свободы выбора сознание ученика отражает фактический уровень такого мышления, не связанный ни с доминантами урока, ни с заданностью искомого языкового материала, ни с тем или иным правилом его отбора. Фантазийная подоплека активизирует познавательный поиск, задание обретает игровые нотки.

Не меньший интерес вызывает чтение текста в начальной школе с заменой некоторых слов или словосочетаний исходного материала на синонимичные конструкции (работа с контекстуальными синонимами).

Учащиеся читают материал в авторском варианте. Например: рассказ К. Ушинского «Царица цветов».

И по красоте, по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах.

Корни у розового куста длинные, прямые.

Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты  шипами.

Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

После этого знакомятся с заранее приготовленным учителем содержанием карточки, на которой даны слова или словосочетания –  синонимы.

Например:  По разным причинам у этого растения королевой величают разной окраски    однотонные.

Далее учитель предлагает найти в тексте рассказа слова или словосочетания, которые можно заменить на синонимичные конструкции из числа находящихся в справке, и выполнить эту работу.

Измененный детьми вариант: 

По разным причинам розу величают королевой цветов. Она растет на кустах.

Корни у этого растения длинные, прямые.

Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами. Цветы розы бывают разной окраски, но всегда  однотонные.

С помощью данного приема учебной работы с текстом развиваются творчество учеников, их лексический запас, образность языка, интерес к читанию, формируются регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, постановка учебной задачи, саморегуляция – способность к преодолению препятствий, оценка своих действий. По желанию педагога и при достаточном уровне подготовки и познавательной мотивации учеников можно ввести понятие «тропы» и более подробно остановиться на понятии «эпитет».

Читание с составлением дополнительной части начинается с прочтения авторского материала. Например, рассказ Г. Сапгир «Охотник».

Пошел охотник в лес. Там увидел зайца. Прицелился, щелк! – и вот заяц y него в сумке.

Пошел охотник в город. Там  увидел красивое здание – музей. Прицелился –    и музей оказался в сумке.

Вы спросите: что это за охотник? Что это за ружье? Самое доброе ружье – фотоаппарат.

После беседы по содержанию формулируется дополнительное задание для третьего прочтения. (см. таблицу). При составлении дополнительной части по вариантам учащиеся соблюдают два условия: первое – ни одно слово из предыдущих двух частей, кроме «охотник» и «оказался в сумке», не должно повторяться; второе условие учащимся можно пользоваться словами из справки.

Варианты справочного материала для составления дополнительной части текста

1-й вариант

2-й вариант

3-й вариант

Направился к...

Устремился в...

Поехал...

Приметил

Очаровался

Восхитился

Красивый белый лебедь

Красота пейзажа

Тишина и спокойствие

Присмотрелся

Замер на миг

Остановился

Вариант текста, составленный учащимися, с дополнительной  частью:

Пошел охотник в лес. Там увидел зайца. Прицелился, щелк! и вот заяц y него в сумке.

Пошел охотник в город. Там  увидел красивое здание – музей. Прицелился –    и музей оказался в сумке.

Направился охотник к озеру. Там он приметил красивого белого лебедя. Присмотрелся – и лебедь оказался в  сумке.

Вы спросите: что это за охотник? Что это за ружье?

Самое доброе ружье – фотоаппарат.

Первоначально слова для справки предлагаются учителем. На новом витке выполнения данного задания слова-синонимы подбираются детьми в ходе коллективной или индивидуальной работы. Данный прием направлен на повышение интереса к чтению текста в начальной школе, на развитие техники чтения, устной речи, внимания, творческого мышления, на обогащение словарного запаса школьников. 

Все приведенные примеры игрового сопровождения учебной работы с текстом объединяет то, что они формируют навык читания в процессе активной речемыслительной деятельности воспитанников. Это, в свою очередь, интенсифицирует работу таких важнейших для обучения психических качеств, как внимание, память, мышление.

Количество этих приемов может быть бесконечно, так как нередко само литературное произведение подсказывает прием работы с ним. Все зависит от творчества учителя, которое тоже имеет возможность совершенствоваться во время организации такого рода деятельности, ну и конечно, от меры приспособленности учащихся к такого рода приемам работы. Дидактическая цель игрового сопровождения учебной работы с текстом – стимулировать речемыслительный аппарат школьников, а следовательно, влиять на становление у них навыков грамотного письма. Это особенно важно в условиях дефицита речемыслительных действий, порожденного зависимостью от современных гаджетов. Рассмотренные в настоящей статье приемы нейтрализуют пассивную с точки зрения речевой динамики работу учащихся с текстовой  информацией.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль