Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников согласно ФГОС

22

Основа разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Система работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников составлена на основе Примерной программы Федерального закона от   29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).

Комплекс разработан с учетом культурной, исторической, этнической, социально-экономической специфики РФ, общественных организаций, запросов семьи. В проекте по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников определены основные задачи, ценности, планируемые достижения. 

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Задачами являются: 

1. Вырабатывание гражданственности, любви к отечеству, почтения к правам, обязанностям и свободам человека. 

2. Развитие моральных чувств и этического сознания.

3. Воспитание усердности, творческого отношения к обучению, жизни, деятельности.

4. Вырабатывание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

5. Экологическое развитие. 

6.   Формирование у учащихся   любви  к   прекрасному,  представлений об эстетических эталонах и ценностях (эстетическое развитие).

Структура и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников осуществляются через режим школьной действительности, который организуется коллективом педагогов, родителей, институтами дополнительного образования и представляет из себя комбинацию различных видов деятельностей воспитанников: урочную, внеурочную, внешкольную, внеклассную, семейную, на основе национальных ценностей, традиционных нравственных норм, национальных духовных обычаев народов нашей страны. 

Урочная деятельность в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. На уроках дети приучаются к самостоятельности. В воспитательном отношении все изучаемые учебные дисциплины чрезвычайно важны. Их разнообразие дает возможность каждому ученику проявить сильную сторону своей индивидуальности. Один ребенок отличается острым умом, у другого золотые руки, третий особо ловкий, изящный, четвертый чувствителен к прекрасному, пятый - внимателен. Все эти сильные стороны проявляются именно в процессе обучения в классе.  

Внеурочная деятельность в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с ФГОС определена следующими направлениями развития личности:

  • 1. Спортивно-оздоровительное.
  • 2. Духовно-нравственное.
  • 3. Общеинтеллектуальное.
  • 4. Социальное.
  • 5. Общекультурное.

Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно-полезные практические  занятия.

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, которая реализует все направления через разделы: 

  • развитие гражданственности, любви к Родине, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • развитие моральных чувств и этического сознания;
  • формирование усердности, творческого отношения к учебе, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • совершенствование любви к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое развитие).

Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в различных центрах дополнительного образования города (музыкальная   школа, школа искусств, спортивные школы, центр детского творчества).

Взаимодействие с родителями учащихся в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с родителями обучающихся:

  • день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые  столы);
  • Акции благотворительности «Помоги семье», акции «Рождественская», «Подарок воину», интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – интеллектуальная  семья»;
  • персональные консультации по задачам воспитания, оказываемые социальными преподавателями, педагогами-психологами, классными руководителями; 
  • общешкольное родительское собрание, выпуск и раздача памяток для родителей по предметам обсуждения тематических общешкольных и классных конференций;
  • обучение родителей в форме родительских собраний, направленных на обсуждение актуальных вопросов воспитания детей как в семье, так и в образовательной организации, знакомство отцов и матерей с задачами и итогами работы образовательного учреждения; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинги и др. 

Просвещение родителей через размещение данных на сайте школы, создание оповещающих стендов, книжных  выставок:

  • о нормативно-правовой базе и правовых критериях, связанных с ответственностью родителей за воспитание детей;
  • о социально-психологической службе;
  • о литературе в библиотеке школы;
  • о подготовке малышей к школе;
  • о режиме работы образовательного учреждения;
  • по вопросам семейного воспитания.

Популяризация лучшего опыта домашего воспитания через: обсуждение вопросов на родительских собраниях по темам «Истоки глубинной привязанности в  детско-родительских  отношениях»,  «Иерархия  отношений  в семье и особенности семейного воспитания», «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье».

Участие  родителей  в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в  управлении образовательным  процессом,  в построении деятельности общественных формирований через работу Управляющего Совета, классные комитеты родителей; деятельность активных родителей; участие в обсуждении Открытого школьного выступления; обсуждение разделов новой редакции Устава  школы.

Поощрение матерей и отцов, активно участвующих в жизни учебного заведения, по итогам года, итогам проведения различных мероприятий, акций. 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

При реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников планируется достижение следующих результатов:

  • уважительное отношение школьников к своей Родине, краю, жителям, культурному и историческому достоянию, государственной символике, нормам и правилам Российской Федерации, родному языку, народным обычаям, старшему поколению; 
  • начальные понимания о моральных нормах, нравственности, этических канонах взаимоотношений в семье, между этносами, носителями различных идеологий, агентами разных социальных групп; 
  • уважительное отношение к труду, искусству, человеку труда, трудовым успехам России и человечества, старательность;
  • к своему здоровью и самочувствию окружающих людей;
  • к природе окружающей среды;
  • изначальное умение видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей.

Показатели результативности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию являются:

  • формирование гуманистической школьной воспитательной системы, где главное условие - становление  личности  ребенка,  его просвещенность и знание исторического прошлого своей страны;
  • комфортность и защищенность образовательной среды, атмосфера взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, – «положительная», «доброжелательная», «теплая»;
  • регулирование деятельности и взаимодействие всех компонентов системы: основного и дополнительного образования, школы и общества, семьи и школы;
  • развитие и модернизация системы дополнительного образования  в школе;
  • сотрудничество и сопряжение усилий всех участников образовательного процесса в организации времяпровождения учащихся;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий и методологий воспитательной работы в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников; 
  • применение разнообразных средств воспитания общей культуры, постоянства духовным традициям России, надежности, правосознания, уважения к ценностям сегодняшнего общества, созданного на основе духовных ценностей культуры;
  • развитие форм ученической автономии;
  • дальнейшее формирование и улучшение работы по воспитанию здорового образа жизни и отрицательного отношения к вредным привычкам;
  • расширение размаха мероприятий для развития, раскрытия  и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей воспитанников, для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: расширилась вариабельность участия обучающихся 1–4-х классов в различных номинациях творческих конкурсов;
  • развитие исследовательской деятельности младших школьников;
  • приумножение доли воспитанников, вовлеченных в проектную деятельность с применением средств информационно-коммуникативных  технологий;
  • активация социально-психологической поддержки при решении наиболее насущных и сложных проблем в воспитательной работе с детьми, с их семьями. 

Основные достижения духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников оцениваются в рамках процедур мониторинга, ведущими методами в которых будут: экспертные соображения (родителей, педагогов образовательной организации); анонимные опросные листы, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые приспособления, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  воспитанников. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль