Примеры организации групповой работы в начальной школе

69

Основы формирующихся у обучающихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителем в условиях учебной дискуссии. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей осваивать мир, взаимодействуя друг с другом. А значит, совместная, групповая работа в начальной школе – одна из самых продуктивных форм организации учебной деятельности. Для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно, ребенку необходимо общение с равным себе, т. е. с детьми.

Организцию обучения детей сотрудничеству можно начать буквально в первые дни школьного обучения. Особенно эффективны для работы в группах те задания, при выполнении которых дети могут опираться на материальные средства контроля и оценки своей работы, в первую очередь на схемы,  модели.

Например, среди первых заданий в букварный период есть  такое:

Придумайте слово к схеме

____|___/___|_____ 

Обучение детей сотрудничеству начинается с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает к доске ученика и вместе с ним показывает классу, как надо помогать друг другу, чтобы найти верное решение и ответить правильно.

Учитель ученику: Ты нашел нужное слово?

Ученик: Нет.

Учитель: А я уже нашла. Это слово карандаши. Правильно? Проверь, пожалуйста. (Ребенок делит слово на слоги и убеждается, что слово не подходит       к схеме из-за разного количества слогов.) Давай я изменю слово, и мы проверим, подойдет ли новое слово к схеме? Карандаш. Теперь верно?    

Ученик: Нет, т. к. ударение на схеме и ударение в слове стоит в разных местах. (Тогда ребенок предлагает свое слово, и работа происходит по тому же плану до тех пор, пока слово не будет  найдено.)

Далее учитель должен взять ребенка за руку, поднять руки вверх и сказать:

«Мы это сделали вместе». Следующее аналогичное задание дети делают в паре. Точно такую же групповую работу в начальной школе можно провести и со схемами предложений. Ежедневно и кропотливо учителя работают на уроках русского языка над фонетическим анализом слов. Работа в паре может проводиться и при выполнении фонетического анализа. Учащиеся в паре отвечают у доски. Один называет согласные звуки и дает их характеристику, а другой – гласные. Напарники контролируют ответы друг друга.

Нужно показать преимущества групповой работы над индивидуальной учащимся начальной школы. Что же можно предложить для этого первоклассникам? Например, можно использовать следующую задачу:

«В одной бочке было 62 ведра воды, а в другой 40 ведер. Из каждой бочки брали и доливали воду столько раз и в такой последовательности, как это указано в краткой записи:

62   Д. – 9 В. – 12 Д. – 6 В. – 28 В. – 17 Д. – 5 Д. – 31 В. – 17

40    В.–15 Д.–24 В.–17 В.–9 Д.–12 В.–14 Д.–8 

Условные обозначения: В. – взяли, Д. –  долили.

Звучит вопрос: «В какой бочке осталось воды больше и насколько больше?» После прочтения задачи учащиеся приступают к ее индивидуальному решению. После окончания решения задачи, учитель фиксирует время выполнения задания и объявляет его детям. Затем проверяется правильность решения. Для того чтобы найти количество воды в каждой бочке, необходимо решить ряд простых задач на нахождение суммы и остатка, после этого нужно решить задачу на разностное сравнение.

На следующем уроке для обучения детей сотрудничеству задачу такого же вида дети решают в паре. И учителю необходимо подчеркнуть важность выполняемой работы. Ведь от правильности решения каждого зависит общий результат. Как же соединить детей в группы? Вот тут-то и нужно проявить учителю большую педагогическую мудрость. Разумеется, нужно учитывать их личные склонности, но это не должен быть основной критерий.

Успех групповой работы в начальной школе зависит от выбора партнера. Самому слабому ученику нужен не столько самый сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому нужно в пару дать упрямца, пусть померятся силами. Нельзя организовывать пары из двух слабых учеников. Они окажутся совершенно беспомощными и могут стать объектом насмешек  одноклассников.

Чтобы учитель мог показать преимущества групповой работы в начальной школе, он предлагает новое задание. Учитель говорит: «Вспомните, сколько времени ушло на решение аналогичной задачи вчера. Но ее можно решить вдвоем. Один ученик вычисляет, сколько воды осталось в первой бочке, а второй – сколько во второй. А потом сравнить полученные результаты.

72   В.–25  Д.--31 Д.–8  В.–13  В.–11  В.–17  Д.–8 В. – 21 

58    Д.–14 В.–27  В.–15  Д.–9  Д.–11  В.–19   В.–4  

При этом важно обратить внимание на то, что для второй бочки будет выполняться действий на одно меньше, а значит, дети сами должны правильно   и адекватно распределить между собой роли. Либо эти роли оговаривает учитель перед выполнением задания.

Проведенный учет времени покажет, что на решение задачи в паре понадобится времени гораздо меньше.

При оценке групповой работы учащимся начальной школы важно показывать не только правильность выполнения задания с точки зрения математики, но и отмечать слаженную работу группы, отмечать человеческие качества ребят, проявленные при выполнении работы: терпимость, дружелюбие, доброжелательность, вежливость и т. д. Нужно стараться подбирать такие варианты заданий для работы в парах и групповой работы учеников начальной школы, чтобы они носили занимательный характер. Например, можно предложить задание по математике, используя элементы театрализации.

Учитель: К нам на урок торопится Буратино.

Буратино (входит в класс и говорит, запыхавшись): Я так торопился к вам на урок, что уронил карточки с примерами, карточки рассыпались. В одной руке были выражения с действием вычитания, а в другой – с действием сложения. Помогите мне решить примеры и расположите ответы в порядке возрастания.

15 + 8,  8 + 5,  40 – 22,  42 – 4

73 – 70,  29 – 21,  11 + 17,  26 + 7

Детям предлагается работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, другой – на вычитание. Затем дети совместно располагают ответы в порядке возрастания. Правильность выполнения этого задания они смогут проконтролировать тоже самостоятельно, если ответят на вопрос: какая закономерность лежит в основе записи этого ряда  чисел?

3    8    13    18    23    28    33    38

Каждое следующее число получено путем прибавления числа  5.

Групповая работа в начальной школе также подразумевает работу учеников в тройках. Хорошо организовать такую работу в теме «Обратные задачи». Причем при этой работе можно дать установку на то, что один ученик решает прямую задачу, а затем два напарника по тройке одновременно составляют, а затем решают две обратные задачи.

Широкие возможности для обучению детей сотрудничеству предоставляют нам компьютеры. Так, при знакомстве с темой «Прибавление числа к сумме» можно использовать программу «ПервоЛого» (детям уже знакома эта программа). Работу над новым материалом можно построить следующим  образом.

Учитель: Прочитайте выражение, записанное на доске: (4 + 5) + 2. Как называются числа и результат действия сложения? Прочитайте выражение правильно, называя компоненты (Ответ: к сумме четырех и пяти прибавить  два). Изобразим на компьютере с помощью черепашки и фигурок животных числа из этого выражения. Ученики, сидящие слева, положите 4 собачки (первое слагаемое), ученики, сидящие справа, – 5 котиков (второе слагаемое), а посередине – 2 львенка. Придвиньте к четырем собачкам пять котиков, посчитайте, а теперь пододвиньте двух львят. Сколько животных получилось? (Одновременно на доске идет запись: (4 + 5) + 2 = 9 + 2 =  11.)

Объясните решение. Сначала вычислили сумму, а затем к полученному результату прибавили число 2. А теперь к четырем собачкам придвиньте двух львят,  а  затем  –   пять   котиков.   Сколько   животных   получилось   теперь?   (4 + 2) + 5 = 11. Объясните. Можно к первому слагаемому прибавить число,        а потом прибавить второе слагаемое. Результат в выражении не изменился.

Также рассматриваем и проделываем манипуляции на компьютере третьим способом. Затем результаты сравниваем. Можно использовать групповую работу учеников начальной школы и при проведении арифметических диктантов (под цифрой 1 – задание первому ученику, под цифрой 2 – второму).


Пример

Арифметический диктант I.    1. Запиши число 100.

2. Запиши предыдущее этому числу.

II.    1. Запиши число на 1 меньше 70.

2. Запиши, сколько в этом числе десятков.

III.    1. Запиши число на 1 больше, чем 88.

2. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

IV.    1. Запиши число, состоящее из 7 десятков и 8 единиц.

2. Запиши соседей этого числа.

V.    1. Запиши наибольшее двузначное число.

2. Запиши последующее число.

VI.    1. Запиши число на 1 больше 59.

2. Запиши, число разрядных десятков в записанном числе.


Различные формы групповой работы учащихся начальной школы способствуют росту осознанности при формировании умений и навыков, активизируют познавательную деятельность, дают ребенку содержательную и эмоциональную поддержку.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль