Использование технологии развития критического мышления и смысловое чтение

164

Проблема формирования навыков смыслового чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального общего образования, не является абсолютно новой для педагогов начальной школы.

Смысловое чтение, говоря языком практика, – это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. Если выделить в этом определении три доминанты: 1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель; 2) ученик владеет инструментарием информационного поиска в рамках текста; 3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной посредством чтения информации, – то мы увидим, что от «просто чтения» смысловое чтение отличается большей долей критичности и характером целеполагания. Следовательно, использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее – РКМ) - это один из методов работы современных педагогов, который призван формировать у школьников начальных классов навыки смыслового чтения.

Данная технология привлекательна тем, что она оказывает влияние на учебно-познавательную культуру ребенка, его умение работать с информацией, критичность познавательной деятельности. Технология РКМ способствует скорейшему развитию коммуникативной компетенции учащегося, которая рассматривается как умение говорить, слушать, рассуждать на заданные темы, писать тексты.

Преимущества использования технологии развития критического мышления

Сегодня довольно малый процент заканчивающих школу детей владеет информационной культурой, а также культурой работы с текстом. Это часто становится причиной использования в педагогической практике таких методик, которые бы стали действенными для реализации перспектив школьника младших классов как потенциального субъекта смыслового чтения. Практика свидетельствует о том, что использование технологии развития критического мышления гарантирует самостоятельность, активность детей в  их совместной работе; симулирует мыслетельную активность, способствует освоению культуры текста.


Это полезно знать

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. В отечественной педагогике о развитии критического мышления школьников   писали:    П.П.    Блонский,    А.С.    Байрамов, А.И.  Липкина и др.


Критическое мышление в целом – это одна из разновидностей интеллектуальной активности, которая отличается высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему информационному полю. Использование технологии развития критического мышления связана с понятием личностно ориентированного образования, а также с  системно-деятельностным подходом. Это гарантирует использование указанной технологии? В процессе ее реализации вырабатываются следующие общеучебные  умения:

  • работа в группе;
  • использование графических навыков при работе с текстовым материалом;
  • творческий подход при интерпретации информации;
  • анализ информации по степени новизны и значимости;
  • синтез полученных знаний.

Также, как показывает практика, благодаря технологии РКМ у учеников появляется шанс интегрировать разрозненные учебные знания, получить опыт решения задач и развить собственные способы познавательной активности.

Вопросы при использовании технологии развития критического мышления

Технология РКМ подразумевает выборку особых вопросов, которые классивифируются следующим образом:

1) простые – те, для которых требуются знания фактического материала и которым важна работа памяти;

2) уточняющие – те, что формируют способность высказывать свои  мысли;

3) вопросы-интерпретации – те, что обучают учащихся осознанию причин различных поступков;

4) оценочные – те, что привлекают к работе эмоциональное мышление;

5) творческие – те, которые направляются на развитие творческого  потенциала;

6) практические – те, которые нуждаются в каких-либо действиях, изменениях, делающие знания более практичными.

Базовая модель в процессе использования технологии развития критического мышления

Проектируя учебное занятие в технологии РКМ, целесообразно использовать ее базовую модель, где выделяются три основных  стадии:

1) вызов;

2) осмысление новой информации;

3) рефлексия.

Стадии основываются на конкретных целях и задачах, имеют набор характерных методик, которые направлены на активизацию исследовательской и творческой деятельности, а также способствуют осмыслению приобретенных  знаний.

Стадия вызова при использовании технологии развития критического мышления

Первая стадия – «вызов». Ее результат – активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение у учащихся интереса к теме, определение ими цели изучения предстоящего учебного материала.

Как правило, эта стадия технологии РКМ организуется с помощью приема кластеризации. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними  связанные.

Стадия осмысления при использовании технологии развития критического мышления

Вторая стадия – «осмысление». Благодаря такой стадии происходит работа учащегося с текстовым массивом. Работа эта направлена и осмыслена. Чтение сопровождается интеллектуальными действиями ребенка (это маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые способствуют отслеживанию собственного понимания. Да и само понятие «текст» определяется широко: это и письменный текст, и слова педагога, и видеоматериал.

Ведущий прием этой стадии – инсерт. Это прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

«./» – галочкой отмечается то, что известно;

«-» – знаком «минус отмечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

«+» – знаком «плюс отмечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки. Ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях. Этот прием в процессе использования технологии развития критического мышления способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое.

Также используется прием сюжетной таблицы. Суть работы с таблицей в том, что, читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста. Эта таблица помогает детям воссоздать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Прием «толстые и тонкие вопросы». Дети должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые можно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые следует давать развернутый ответ).

Прием «дерево предсказаний». Этот прием подходит для развития умения аргументировать,  обосновывать  свои  прогнозы.  «Ствол  дерева»  –  это тема, «листочки» – прогнозы, «веточки» – аргументы.

Стадия рефлексии при использовании технологии развития критического мышления

Третья стадия – «рефлексия». Она предполагает, что учащийся формирует личное отношение к тексту и подчеркивает его собственным текстом или своей позицией в обсуждении. Здесь реализуется переосмысление представлений с учетом вновь приобретенных умений. Прием «мысли по аналогии», подразумевающий оценку понимания изучаемого материала, дает возможность задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и так далее. Учащиеся, проводя сравнительный анализ, анализирует разницу между тем, что они знали, и тем, что недавно постигли. (Например: правописание частицы «не» с  глаголами и деепричастиями.)

Прием «размышление от обратного». Этот прием помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов.

Прием синквейна. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке помещено предложение, которое состоит из нескольких слов. С его помощью ребенок может высказать отношение к теме. В качестве такого приема обычно используются пословицы, поговорки, афоризмы или мудрые изречения в контексте темы, что составляется самим учащимся.

Последняя строчка представлена в форме слова-резюме. Оно придает иную интерпретацию теме, которая, как правило, эмоциональна, позволяет выразить личное отношение.

Порядок знакомства с синквейном следующий:

1. Правила синквейна подробно объясняются.

2. Приводится несколько синквейнов в качестве примера.

3. Определяется тема для синквейна.

4. Время работы записывается.

5. По желанию учащихся заслушиваются вариации синквейнов.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • оценка (где ошибка?);
  • диагноз (в чем причина?);
  • самоконтроль (каковы недостатки?);
  • критика (согласны ли вы; опровергните; приведите контраргументы);
  • прогноз (постройте прогноз).

Перечисленные показатели характеризуются взаимоуважением между партнерами, пониманием и продуктивным взаимодействием между людьми; пониманием разных «взглядов на мир»; использованием учащимися знаний для осмысливания неопределенных ситуаций; создаванием базы, предназначенной для новых типов человеческой активности.

Если перевести вышесказанное в плоскость смыслового чтения, которое является одним из ключевых учебных действий ученика начальных классов, можно с уверенностью утверждать, что подготовленное использование технологии РКМ способствует целому ряду компонентов смыслового чтения:

  • выявление причинно-следственной связи;
  • анализ цепочки разных частей информации;
  • понимание подтекста темы, а именно работа с ценностными ориентациями, интересами, идейными установками, которые отражает текст или говорит человек;
  • наличие читательской толерантности: это умение избегать категоричности в высказываниях;
  • понимание разницы между фактами и предположениями и личным мнением.

Потенциал использования технологии развития критического мышления прозрачен и очевиден. Это одна из педагогических технологий, которая обеспечивает реализацию познавательного стиля учеников. Это утверждение подтверждено работой с параллелью начальных классов, которые осваивают базовые учебные программы начального общего образования, соответствующие ФГОС. Учителя пользуются этой технологией, когда проводят уроки литературного чтения.

Кроме того, результаты использования этой технологии приводят к положительной динамике навыков вдумчивой работы с информацией у учащихся. Также отмечается поступательное развитие интерпретации текста, рефлексивных качеств школьников начальных классов, готовности публично выступить на внеурочных мероприятиях.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль