Основные направления и принципы развития системы образования

41

Сам по себе институт государственно-общественного управления в сфере образования не является новшеством, деятельность в этой области уже давно и успешно практикуется многими организациями и органами управления. Использование принципов развития системы образования дает возможность повышать качество обучения и продолжает оставаться одним из решающих социально-экономических и политических факторов.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом стремительно развивающегося общества, требующего постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций и быстрой адаптации к запросам пользователей. Поэтому концепция социально-экономического развития России определила ряд принципов развития системы образования:

  • открытость обучения, образовательных программ и технологий;
  • применение проектных методов в решении поставленных задач;
  • выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике.

Адресность как один из принципов развития системы образования

В первую очередь адресность направлена на поддержку не каких-то общих подходов и методов, а конкретных образовательных организаций. Стратегической целью государственной политики в данной области является повышение доступности и качества образования, а также соответствие современным потребностям общества в целом и гражданина в частности. Поэтому реализация поставленной задачи достигается в том числе и за счёт формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Основные преимущества адресности:

  1. Открытая система образования.
  2. Информирование граждан об услугах.
  3. Объективная система оценки индивидуальных достижений в обучении.
  4. Участие потребителей в осуществлении контроля и проведения оценки качества образовательных организаций.

Целевые ориентиры принципов развития системы образования

К 2020 году внедрение организационно-правовых форм должно обеспечиваться практически во всех образовательных учреждениях. Государственно-общественный характер управления определяется 89 статьей Федерального закона об образовании. В частности, он включает в себя реализацию принципов законности и демократии, обеспечение автономии образовательных организаций, информационную открытость и учёт общественного мнения. На федеральном уровне принципы развития системы образования описаны более конкретно только в утвержденном распоряжении Правительства от 4 сентября 2014 года.

В соответствии с данной концепцией, открытый государственно-общественный характер управления реализуется через механизмы участия общественности и экспертного профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных проектов дополнительного образования. Также в рамках этой концепции осуществляется контроль качества конкретных образовательных программ и разработка методов реализации утвержденных проектов.

Несмотря на то, что само понятие государственно-общественного управления нормативно не дано ни в одном документе, общие механизмы, подходы и принципы развития системы образования ясны. Государственно-общественный характер управления заключается во взаимодействии органов власти с общественностью в той или иной степени. Реализуется это через конкретные институты, с использованием специальных методов и механизмов.

Мониторинг развития системы образования

Два основополагающих принципа, обеспечивающих государственно-общественный характер управления – это информационная открытость образования и учет общественного мнения. В статье 97 Закона об образовании одним из механизмов обеспечения открытости и доступности информации является мониторинг развития системы образования. Данные, которые он содержит, представляют большую ценность как для руководителей организаций, так и для обычного потребителя образовательных услуг.

Какую информацию содержит мониторинг развития системы образования?

  1. Срез по уровням доступности образования. Делается на основании данных о численности населения и образовательных потребностях, которые осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Данные о кадровом обеспечении образовательных организаций. Позволяет определить потребности в профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников образовательных организаций и проанализировать разрыв кадрового обеспечения в разных регионах. С помощью данных создаются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников учебных учреждений.
  3. Информация о материально-техническом и информационном обеспечении. От нее напрямую зависит финансирование, поэтому в первую очередь эти данные необходимы для органов государственной власти. Но мониторинг также дает конкретным организациям возможность влиять на финансирование и разработку образовательных программ. Средства могут выделяться на муниципальном уровне непосредственно для усовершенствования материально-технической базы учебных учреждений.
  4. Условия обучения лиц с ограниченными возможностями. Этот показатель позволяет получить не только данные об организациях, которые осуществляют подготовку обучения детей с особыми потребностями, но и информацию о материально-техническом обеспечении образовательного процесса.
  5. Данные об изменениях в сети образовательных организаций. Этот показатель может быть полезен при объединении учреждений в один комплекс, включающий практически все уровни базового образования. Он служит для того, чтобы у руководителей не было недопонимания и не появлялось вопросов, связанных с реорганизацией и переходными положениями во время присоединения.

Данные из мониторинга позволяют значительно упростить процессы государственно-общественного управление образованем и дают возможность повысить качество обучения, что положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране.

Помимо информационной открытости и участия общественности, используются и другие принципы развития системы образования, направленные на обеспечение необходимого уровня доступности и качества обучения. Немаловажным фактором является конкуренция образовательных систем, выполняющая роль двигателя прогресса. Благодаря ей происходит внедрение проверенных инновационных методов и осуществляется постоянное обновление технологий. Всё это помогает оптимизировать процессы обучения и удовлетворить потребности граждан в образовании.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль