Обязательные локальные нормативные акты образовательного учреждения

389

О перечне локальных нормативных актов образовательного учреждения

В законодательстве об образовании не содержится такого перечня, более того, нет нормы права, обязывающей учреждения заниматься нормотворчеством. В статье 28 закона об образовании закреплено право организации такие нормы принимать, в компетенции самой организации и ее органов находится вопрос о необходимости издания таких актов. 

В то же время, жизнедеятельность образовательного учреждения практически невозможна без принятия локальных актов,  регулирующих повседневные насущные вопросы образовательного, трудового  и хозяйственного процесса.  Кроме того, зачастую эффективность и успешность организации оценивается на основании таких документов, ведь в них содержится актуальная информация об учреждении как хозяйственной единице.  Своевременность  издания  локальных актов, наличие системы контроля за их выполнением , как правило, входит в систему оценки деятельности руководителя образовательной организации и используется в оценке других  видов ее деятельности.

В нормативно-правовом поле образования есть несколько конкретных указаний на применение локальных актов, которые позволяют очертить круг вопросов и создать примерный перечень практически необходимых документов.

Указания на обязательные локальные нормативные акты образовательного учреждения в законе «Об образовании в Российской Федерации»

В статье 28 закона, определяющей компетенцию образовательного учреждения, указано на следующие локальные нормативные акты в образовании, относящиеся к кругу организационно-структурных вопросов. Во-первых, что в компетенции организации издавать самостоятельные нормативные акты, во-вторых, принятие таких актов в области внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; в-третьих, установление штатного расписания; в-четвертых, заключение и расторжение трудовых договоров с работниками, распределение должностных обязанностей и создание условий для дополнительного профессионального образования; в пятых, разработка и утверждение программы развития образовательного учреждения; в-шестых, полномочия и статус, компетенция структурных подразделений образовательной организации устанавливаются этой организацией самостоятельно. Эти важные для жизнедеятельности и развития вопросы полностью находятся в компетенции самого учреждения, если иное не определено законом, и требуют создания соответствующих обязательных  нормативных локальных актов в образовательной организации.

В области отношений между обучающимися и образовательной организацией в законе выделено несколько случаев обязательного применения локальных нормативных актов школы.

В Законе об образовании, в статье 26 указано, что внутренние нормативные документы организации, т.е. имеются в виду в т.ч. локально-нормативные акты образовательной организации, регулируют  отношения между обучающимися, родителями обучающихся (их законными представителями), с одной стороны, и педагогическим составом, с другой. Те и другие создают советы (представительные органы), которые участвуют в разработке и принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и интересы.  

Из этого следует, что внутренним нормативным документом необходимо закрепить статус комиссии, которая занимается урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта в образовательной организации, когда, допустим, возник конфликт между родителями и педагогическим работником в образовательной организации.

В статье 34 говорится о том, что внутренними распоряжениями устанавливаются меры социальной поддержки обучающихся, регулируются вопросы пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта образовательной организации.

Статья 33 Закона об образовании закрепляет за организацией право самостоятельно устанавливать порядок выдачи документов об образовании. Также, если иное не указано в законе, учреждение определяет порядок приема, отчисления, восстановления обучающегося.

Статья 38 дает право внутренним нормативным документом организации устанавливать форму одежды обучающихся. За нарушение такого правила внутреннего распорядка обучающимся этим же распоряжением  может быть предусмотрена дисциплинарная ответственность.

В статье 54 закона установлено, что основание и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливается внутренними распоряжениями и доводится до сведения обучающихся.

Локальные нормативные акты образовательного учреждения в нормативных актах исполнительной власти

Необходимость принятия внутренних нормативных документов организации в зависимости от наступления той или иной ситуации возникает в случаях, которые предусмотрены не только Федеральным законом об образовании, но и другими нормативными актами.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки от 17.12.2010 года, предусматривает, что система условий реализации основной образовательной программы общего образования должна быть разработана в организации на основе требований стандарта, в свою очередь, описание системы условий должно опираться на обязательные локальные нормативные акты образовательного учреждения.

Необходимость принятия локальных правовых документов в образовательной организации предусмотрена также профессиональным стандартом педагога, который утвержден и подготовлен Минтрудом России, где указано, что на основе локальных нормативных актов могут устанавливаться требования к квалификации педагога.

Приказ Министерством образования и науки от 16.06.2014 года № 658 об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, предусматривает законотворчество руководителя организации.  Тестирование осуществляется в соответствии с распорядительным актом руководителя, в котором прописана организация получения от родителей обучающихся согласий на тестирование, утверждение поименных списков обучающихся, необходимость создания комиссий, обеспечивающих организационно-техническое сопровождение тестирования, утверждения расписания тестирования.

Принятие обязательных локальных нормативных актов образовательного учреждения на основе приказов, распоряжений, писем органов исполнительной власти ситуативно, но круг вопросов, подлежащих компетенции образовательного учреждения, ясно обозначен в законодательстве, и на это следует ориентироваться руководителю в решении вопросов о принятии нормативных актов.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль