Индивидуальная оценка образовательных достижений обучающихся младших классов

201

Одной из особенностей современного этапа развития российского школьного образования является смена двух основных нормативных документов, определяющих работу начальной школы. Переход на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 существенно повлиял как на процесс обучения, так и на способы контроля и оценки качества образования.

Оценка образовательных достижений обучающихся занимает максимум времени из общего количества часов. По этой причине заместитель директора школы зачастую вынужден иметь дело с внешними проверками, составлять и осуществлять собственные проверки, проводить анализ показателей. Так в чем тут дело?

Прежде всего в увеличении количества внешних мониторингов различных уровней – в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый уровень управления образованием имеет право проведения  мониторингов:   федеральные   органы   государственной   власти в сфере образования обеспечивают осуществление мониторинга в системе образования на федеральном уровне (подп. 13 п. 1 ст. 6); органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования  обеспечивают осуществление мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 8).

Кроме увеличения количества внешних мониторингов и в самой образовательной организации вопросам контроля и оценки придается больше значения. В соответствии с п. 13 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» одной из компетенций является проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования*.

А в соответствии с ФГОС начального общего образования обязательным разделом основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП) каждой школы является система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования (п. 19.9 разд. III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования). При этом в соответствии с ФГОС начального общего образования итоговая оценка освоения ООП начального общего образования проводится образовательной организацией и направлена на оценку достижения младших школьников планируемых результатов освоения ООП начального общего образования (п. 13 разд. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования).

Для максимально эффективного использования показателей, полученных в ходе контроля, качественной оценки образовательных достижений обучающихся, грамотного анализа полученных данных важно понимать, как формируются контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ). Способы создания КИМ по разным дисциплинам очень сходны, есть и исключительно предметные особенности.

Характеристики качественных КИМ, применяемые в процессе оценки образовательных достижений обучающихся

Основные характеристики качественных КИМ:

  • позволяют оценить образовательные данные, важные с точки зрения основных нормативных документов;
  • являются надежными (обладают хорошими характеристиками с точки зрения теории педагогических измерений), чтобы максимально объективно оценить уровень достижений учащихся;
  • способствуют повышению качества образования благодаря обеспечению надежной обратной связи – предоставлению данных, которые можно использовать в образовательном процессе для улучшения образовательных данных, в т. ч. через выстраивание индивидуальной траектории обучения.

Умение оценить КИМ с точки зрения соответствия этим характеристикам важно как при анализе, так и при составлении собственных занятий. Рассмотрим каждую из этих характеристик более  подробно.

КИМ, позволяющие провести оценку образовательных достижений обучающихся, важные с точки зрения основных нормативных документов

При рассмотрении этой характеристики КИМ необходимо держать в центре внимания несколько моментов:

а) как при создании и (или) высказывании экспертной оценки избежать субъективизма, оценивать именно то, на что ориентируют обучение нормативные документы, а не то, что педагогу   удобно и привычно оценивать;

б) как учитывать новые подходы, содержащиеся в нормативных документах, чтобы КИМ соответствовали именно новым нормативным документам, а не тем, которые утратили силу; в) как отразить тенденции, содержащиеся в нормативных документах.

Где можно найти ответ на вопрос: «Какие предметные образовательные результаты государство считает важными для младшего школьника?». Прежде всего, в ФГОС. И здесь нужно обратить внимание как на общие подходы в трактовке, так и на предметные результаты именно по русскому языку.

Для начала рассмотрим вопрос о том, посредством чего определяется контекст, какие объекты контроля используются для проверки, что является основанием для оценки образовательных достижений обучающихся. Структура предметного занятия, оценивающего индивидуальные достижения, разрабатывается при помощи двух документов: ФГОС начального общего образования и Планируемых результатов начального общего образования по предмету*.

Именно опора на эти два документа поможет избежать субъективизма или неполноты оценивания. При этом сразу подчеркнем, что в отличие от ФГОС начального общего образования, который является нормативным документом, предметные планируемые итоге не имеют такого высокого статуса, но совершенно необходимы для создания КИМ – доказательство этого приведем чуть позже.

Рассмотрим на примере предмета «Русский язык» как используются эти два документа. Посмотрим, какие предметные итоги отражены в ФГОС начального общего образования и как они определяют содержание и структуру. В п. 12.1 приведены пять требований к результатам по предмету:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного  литературного  языка  (орфоэпических,  лексических,  грамматических)   и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Принципиальным для оценки образовательных достижений обучающихся становится четвертый показатель, и это очевидный факт. Поскольку этот показатель указывает на то, что изучение русского языка в начальной школе не сводится только к орфографии. Отсюда также очевидно, что итоговое занятие по русскому языку не может быть представлено исключительно диктантом.

Недостаточна и проверочная работа, как дополнение к диктанту, если она будет осуществляться в виде десятилетней давности. Поскольку задачи тех лет были представлены такими разделами, как фонетика, состав слова, морфология, синтаксис. И если исходить из формулировки четвертого показателя, стоит обратить внимание на лексические нормы, где акцент сделан на коммуникативный компонент русского языка.

Пятый показатель обучения русскому языку, который зафиксирован в ФГОС, ориентирует составителей КИМ на специальные типы упражнений. Дело в том, что в центре внимания должно быть  умение владеть учебными действиями с языковыми единицами и использовать эти умения в процессе решения задач.

Отсюда можно сделать первый вывод: предметные результаты, которые зафиксированы ФГОС начального общего образования, подразумевают структуру (необходимые разделы) и тип работы. Однако начинать выполнять упражнения только на основе ФГОС начального общего образования не стоит.

Например, можно ли утверждать, что знакомство с наречием, как частью речи - это первоначальная норма? А что можно сказать о классификации второстепенных членов предложения по типу обстоятельства, дополнения, определения? Именно здесь и возникает нужда в оценке образовательных достижений обучающихся по каждому предмету. Напомним, что планируемые показатели по каждой дисциплине классифицируются в зависимости от трех групп целей.

1. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения предмета, которые представлены в первом, общецелевом блоке.

2. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится». Они ориентируют, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается по завершении обучения в начальной школе. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной активности учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые  результаты,  описывающие  указанную  группу  целей,  приводятся  в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым итогам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей, данная группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися.

Оценка образовательных достижений обучающихся производится в ходе процедур, которые допускают использование неперсонифицированной информации. Упражнения, которые ориентированы на оценку достижений этой группы данных, частично включаются в мониторинг. Базовой целью этого можно считать возможность продемонстрировать владение высоким уровнем достижений и определить динамику роста наиболее подготовленных участников группы. Невыполнение упражнений не является  причиной для отмены перехода  на  следующий уровенб обучения.  Иногда учет достижения лучше вести в ходе текущей и промежуточной оценки, а полученные данные фиксировать с помощью накопительной системы.

Второй вывод: при составлении КИМ, направленных на оценивание индивидуальных образовательных достижений по каждому предмету, в качестве уточнения положений, зафиксированных в ФГОС начального общего образования, используются планируемые показатели блоков «Выпускник научится». Именно на основе этих планируемых данных составляется кодификатор. Таким образом, между требованиями ФГОС как отправной точки и работой для ученика есть обязательное промежуточное звено. Приведем пример. Предметный результат из ФГОС «овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» конкретизируется в планируемых данных содержательной линии «Развитие речи» блока «Выпускник научится»:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного 
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Под каждый из этих планируемых данных уже может быть составлено упражнение. Хотелось бы отметить, что отечественный опыт составления заданий, оценивающих коммуникативную компетентность, не слишком богат. Приведем пример.


Пример

В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в употреблении слов. Выпиши слова, в которых Даша ошиблась, рядом запиши слова, на которые их нужно заменить.

– Здравствуй, Даша!

– Привет, Инна Михайловна!

– Как прошли каникулы?

– Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.

1)     , нужно заменить на     .

2)     , нужно заменить на     .

3)     , нужно заменить на     .


Что еще важно учесть при составлении КИМ, чтобы они соответствовали современным нормативным документам? ФГОС вносит очень важный акцент, заключающийся в том, что предметные данные включают в себя освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Основной результат обучения по любому предмету – освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования (ФГОС начального общего образования пп. 9 и13).

Третий вывод: КИМ современного типа направлены не только на оценку образовательных достижений обучающихся. Они в обязательном порядке должны позволить оценить умение ученика оперировать знаниями и овладевать набором способов действий.


Задание 1. Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке:

1) Груздев, Дунаев, Редькин, Москвин.

2) Клюев, Пирогов, Тихонов, Федин.

3) Борисов, Рожков, Никулин, Щепкин.

4) Аристов, Волгин, Журов, Дятлов.

Задание 2. Ты ищешь в толковом словаре слово «клейстер» и открыл словарь на странице, начинающейся со слова «книга». Куда ты будешь листать словарь – вперед или назад? Объясни свой ответ.


Знание о словосочетании целесообразно проверять не через выбор правильных признаков словосочетания, а через практическую задачу.


Прочитай предложение. Выпиши из предложения три словосочетания. Обрядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы и шапки, пуховые варежки на ветки надела.

(Если ученик выпишет главные члены предложения или однородные члены предложения, это значит, что он не усвоил знание о словосочетании.)


Проверить в рамках стандартизированной работы знание норм этикета сложнее. На сегодняшний день создано несколько моделей таких  заданий.


Прочитай запись телефонного разговора.

Максим позвонил своему другу Славе. К телефону подошел папа Славы, Олег Иванович.

1) – А Слава дома?

– Добрый день, Максим! Нет, он еще не вернулся из школы.

2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!

– Конечно, Максим! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Максима.

Реплика 1     .

Реплика 2     .

Реплика 3     .


ФГОС начального общего образования и планируемые показатели в большей степени являются основанием для итоговой оценки, встает вопрос: «Что является основанием для создания работ для внутришкольного мониторинга  в рамках функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации?». Именно здесь профессионализм заместителя директора школы особенно востребован. Если в параллели, для   которой разрабатывается мониторинг, все классы учатся по одному учебно-методическому комплекту (далее – УМК), основанием являются планируемые данные из предметной программы на момент окончания данного класса.

Если в параллели классы учатся по разным УМК, основанием служит та оценка образовательных результатов обучающихся, которая является единой по итогам окончания данного класса для всех программ, задействованных в параллели. Другими словам, заместителю директора нужно положить перед собой списки планируемых результатов (например, «Третьеклассник научится») нескольких программ и вычленить единые дидактические единицы, на которых и будет строиться занятие. Только так удастся совместить право осуществлять текущий контроль в соответствии с программой, по которой идет обучение, и право администрации школы на проведение внутришкольного мониторинга. Необходимо учитывать еще один аспект – использование УМК, общего для всех классов в параллели, при этом учитывая ряд критериев:

  • содержание должно быть ключевым для данного класса;
  • усвоение  данного  содержания  должно  иметь  значение  для  обучения   в следующем классе;
  • содержание должно позволять делать выводы об индивидуальном прогрессе каждого учащегося, а это возможно при реализации принципа преемственности: в итоговых контрольных работах 1–4-х классов должны присутствовать одни и те же разделы программы, а также задачи определенного типа, позволяющие судить о прогрессе в овладении универсальными учебными действиями, такими, например, как освоение компонентов учебной деятельности и т. д.

Отметим еще один момент, на который важно обратить внимание при создании или экспертной оценке КИМ в соответствии с нормативными документами. В отличие от предыдущих особенностей, на которые есть четкое указание в нормативных документах, прямой ссылки на эту особенность нет. Речь идет о многоуровневости: наличие базового уровня и повышенного уровня сложности. Важная деталь – разработка содержания заданий повышенного уровня сложности в соответствии с планируемыми результатами «Выпускник научится».

Чем обусловлена такая особенность? Во ФГОС начального общего образования многократно повторяется идея индивидуального подхода, дифференцированного подхода к обучению. Если обучение становится многоуровневым, учитывающим индивидуальные особенности, то и оценивание должно помочь увидеть индивидуальные особенности, в частности учащихся с высоким уровнем усвоения предметного материала. В ФГОС есть указание на необходимость оценки динамики индивидуального развития учащихся. Выполнить это указание по отношению к детям, показывающим  хороший  уровень  достижений  только  на материале базовых задач довольно трудно.

Четвертый вывод: для качественного оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся КИМ должны содержать упражнения разных степеней сложности – базового и повышенного, при этом основанием являются планируемые показатели блоков «Выпускник научится». Задачи базовой сложности проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной ситуации. Задачи повышенного уровня требуют от ученика либо умения одновременно пользоваться имеющимися представлениями из разных разделов курса, либо необходимостью проявить несколько предметных данных, либо действовать в ситуации, когда имеется выбор способа действий из нескольких или способ необходимо сконструировать из уже известных, либо применять знания в нестандартной ситуации, либо проявлять умения метапредметного характера (понимать и анализировать условие и поставленный вопрос, контролировать полноту выполнения, учитывать все указанные в нем условия). Приведем примеры базового и повышенного уровня для индивидуальной оценки образовательных достижений обучающихся, построенных на одном планируемом результате.


1. Задание базового уровня.

Найди в тексте две ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки, рядом запиши проверочные.

Ночью река замерзла. На трове лежал первый снег. Зема в этом году пришла рано.

1)     ;

2)     .

Задание повышенного уровня.

Прочитай несколько географических названий:

Борисовка, Завидово, Павловский Посад, Васильково, Михайловка, Чяпкяляй, Медведица, Снигиревка, Полюшко, Любимовка, Гороховец, Ферапонтово.

Найди и подчеркни такие названия, написание которых не соответствует существующим правилам русского языка.

2. Задание базового уровня.

В каком словосочетании верно определен падеж имени прилагательного? 1) в открытое окно (Р. п.);

2) крошечной снежинкой (Т. п.);

3) по первому снегу (П. п.);

4) тонкой кисточкой (Д. п.).

Задание повышенного уровня.

Какой падеж имени существительного отсутствует в предложении?

За калиткой в туманном свете осеннего утра виднелся такой милый сердцу лес. 1) предложный;

2) дательный;

3) винительный;

4) родительный.


Приведенные упражнения различаются количеством операций, которые  должен проделать учащийся, чтобы найти правильный ответ. Последняя особенность КИМ, связанная с соответствием нормативным документам, уже частично раскрыта при обсуждении предыдущей особенности. В соответствии с ФГОС начального общего образования объектом итоговой оценки являются не только предметные, но и метапредметные показатели. Разговор о способах оценивания метапредметных результатов – это тема для отдельной статьи. Сейчас же важно отметить, что предметные данные обладают значительным потенциалом в оценивании ряда метапредметных результатов, который необходимо использовать.

Пятый вывод: современные КИМ, оценивающие предметные образовательные данные, должны обладать потенциалом оценивания и метапредметных показателей обучения. Приведем пример по русскому языку, которое, кроме оценки предметного содержания, помогает оценить такой метапредметный результат, как «Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата» (ФГОС начального общего образования, разд. II, п. 11).


Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Если правильного ответа нет, напиши свой и докажи его.

Вопрос 1. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове «гл     деть»? 1) Катя: Проверочное слово «взгляд», напишу букву я.

2) Гена: Проверочное слово «поглядывать», напишу букву я.

3) Правильного ответа нет. Мой ответ:     .

Вопрос 2. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове «б льница»? 1) Катя: Проверочное слово «больной», напишу букву о.

2) Гена: Проверочное слово «больше», напишу букву о.

3) Правильного ответа нет. Мой ответ:     .

Вопрос 3. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове «снег вик»? 1) Катя: Проверочное слово «снегá», напишу букву а.

2) Гена: Я знаю, что в слове «снегоход» пишется буква о, в слове «снег_вик» тоже напишу букву о.

3)Правильного ответа нет. Мой ответ:     .


Данное задание позволяет выявить умение ученика оценить чужие ответы  в ситуации наличия двух правильных ответов (вопрос 1), в ситуации отсутствия правильного ответа (вопросы 2 и 3), опираясь на полученные знания, проконтролировать свое умение отличать решаемую и нерешаемую задачи (вопрос 3).

КИМ, являющиеся надежными и объективными для оценки образовательных достижений обучающихся

КИМ должны соответствовать требованиям, предъявляемым с точки зрения теории педагогических измерений. Прежде всего, в работу должны быть включены задачи разных типов:    

Контроль и оценка результатов  обучения

  • с выбором одного верного ответа из четырех предложенных вариантов;
  • выбором нескольких верных ответов из пяти-шести предложенных вариантов;
  • кратким ответом, где требуется записать только несколько слов, соотнести схему и конкретный пример (описание объекта и его название), установить последовательность событий (действий,  операций);
  • развернутым ответом, требующим объяснения полученного ответа, записи собственного развернутого высказывания.

Почему так важно сочетание разных типов задач? Это связано, с одной стороны, с необходимостью проверки больших объемов дидактических единиц за ограниченное время и с удобством и объективностью проверки (задания с выбором ответа), с другой стороны, с необходимостью учитывать специфику предмета – трудно представить работу по русскому языку без упражнений, требующих развернутых ответов.

Еще одно требование – наличие нескольких вариантов одной и той же работы, при этом в работе, оценивающей индивидуальные достижения, варианты должны быть параллельными, т. е. примерно одинаковыми по уровню трудности. Достичь этого бывает очень трудно и порой только многократное проведение работы и анализ данных помогают выровнять варианты.

Приведем пример. Учащимся в конце обучения во 2-м классе предлагалось вспомнить и записать по три слова, в которых нужно запомнить написание определенной буквы, разница в вариантах заключалась в том, написание какой именно буквы нужно было вспомнить (о, а, е, и). За выполнение задачи можно было получить 1 или 2 балла: 1 балл учащийся получал, если было записано 2 нужных слова, 2 балла – если было записано 3 нужных слова. Статистический анализ показал, что если на получение 1 балла практически не влияет, написание какой буквы нужно вспомнить, то для получения 2 баллов это имеет принципиальное значение (табл. 1).

Таблица 1

Статистический анализ выполнения задания

Задание: Вспомни и запиши три слова из орфографического словарика твоего учебника, в которых нужно запомнить написание буквы

Балл

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

о

а

е

и

1 балл записано два нужных слова

17,14%

22,28%

19,19%

16,56%

2 балла записано три нужных слова

62,74%

50,61%

51,74%

27,59%

Набрали хотя бы 1 балл

79,88%

72,89%

70,93%

44,15%

Дифференцирующая способность задания

0,45

0,47

0,49

0,42

Понятно, что перед применением этого задания в мониторинге его необходимо скорректировать, например, предложив учащимся записать во всех вариантах по два слова с указанной буквой и оценив его в 1 балл. Если такое задание без корректировки использовать в мониторинге, учащиеся, которым достанется 4 вариант, окажутся в заведомо более сложной ситуации и, как следствие, их знания будут оценены менее  объективно.

На объективность оценки образовательных достижений обучающихся влияет и четкость критериев, по которым выставляются баллы за задачи с кратким и развернутыми ответами. В состав КИМ обязательно должны входить рекомендации  по  оценке  заданий.  Довольно  не  просто  предложить  прозрачные     и понятные критерии оценки заданий, направленных на оценивание коммуникативной компетентности, но делать это обязательно нужно – прежде всего, это ориентиры для учащихся, а кроме того, гарантия сопоставимости итогов. Приведем как пример критерии оценки: «Как ты считаешь, о чем этот рассказ? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2–3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.

  • 2 балла – записан связный текст объемом в 2–3 предложения, основная мысль рассказа передана, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет;
  • 1 балл – записан текст объемом в 2–3 предложения, основная мысль текста передана, но есть некоторые замечания к связности ее изложения (например, это не связное высказывание, а несколько отдельных слов) или основная мысль передана несколько расплывчато, но при этом замечаний к связности высказывания нет или записано связное высказывание объемом в 1–2 предложения, замечаний к смыслу написанного и к связности изложения нет;
  • 0 баллов – любой другой вариант выполнения».

Достаточно сложный момент – это удержание цели и объекта оценки. Данное задание направлено на оценивание планируемого результата содержательной линии «Развитие речи», поэтому в критерии не заложена оценка наличия орфографических ошибок.

В соответствии с требованиями науки о педагогических измерениях в состав КИМ входят следующие компоненты:

1. Кодификатор (перечень данных, которые должны быть достигнуты   к моменту проведения контрольно-оценочных  процедур).

2. Спецификация (детальное описание работы) – включает в  себя:

  • цель работы;
  • документы, определяющие содержание работы;
  • подходы к отбору содержания и разработке структуры работы;
  • распределение работы по содержанию и проверяемым умениям;
  • распределение работы по уровню сложности;
  • система оценивания отдельных задач и работы в целом;
  • время выполнения отдельных задач и работы в целом;
  • план работы – включает в себя информацию о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности (табл.  2);
  • дополнительные материалы и оборудование;
  • условия проведения работы (требование к специалистам).

Таблица 2

Шаблон плана работы 

Блок содержания

Объект оценивания

Код проверяемых умений
в соответствии
с кодификатором

Тип задания

Уровень сложности

Максимальный балл
за выполнение

3. Демонстрационная версия работы.

4. Рекомендации по оценке выполнения работы.    

Используя полученные после проведения работы данные, важно не упустить возможность разграничения трудностей, по крайней мере, четырех типов: 1) характерных для всех учащихся, выполнявших работу, 2) характерных для учащихся, показавших плохие результаты, 3) характерных только для определенного класса, 4) характерных для отдельных учащихся с индивидуальными трудностями. Такое разграничение необходимо для выработки продуманной стратегии устранения трудностей, определения направлений дифференцированной и индивидуальной работы.

Проанализируем показатели, которые целесообразно использовать при анализе проверочной работы. В качестве основного показателя, по которому представляются результаты выполнения работы, прежде всего используется показатель достижения базового уровня, для получения этого показателя принимается во внимание только выполнение задач базового уровня. Считается этот показатель следующим образом: определяется отношение числа задач базового уровня, с которыми справился учащийся (при этом очень важно отметить, что для вывода о том, что учащийся справился с упражнением базового уровня ему достаточно получить один балл за упражнение, даже если максимальный балл за данное базовое упражнение равен двум) к максимальному числу заданий базового уровня в работе.

Этот балл выражается в процентах. Критерием достижения базового уровня является успешное выполнение 65% базового уровня. Если в работе было 16 базовых заданий, то учащемуся нужно выполнить 10 базовых заданий, чтобы его подготовка была охарактеризована как «Достиг базового уровня». Этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по предмету и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на обязательном учебном материале.

При выполнении учащимся более 12–16 задач базового уровня можно говорить о прочной базовой подготовке: наличии опорной системы знаний и умений, необходимых для успешного продолжения образования на  следующей  ступени,  произвольном  использовании  сформированных  учебных  действий. Но при оценке образовательных достижений обучающихся на вывод о достижении учащимся базового уровня не влияет то, сколько работы повышенного уровня сложности он выполнил, и какое количество баллов он набрал.

Количество баллов за задания повышенного уровня сложности влияет на вывод о более высоких уровнях достижения учащихся. Например, если учащийся получает за упражнения повышенного уровня из возможных 15 баллов не менее 5 баллов, можно говорить о том, что он демонстрирует способность выполнять задания повышенного уровня сложности, при этом, чем больше баллов учащийся набирает за задания повышенного уровня сложности, тем больше он демонстрирует свою способность применять полученные по русскому языку знания в нестандартных учебных и практических ситуациях.

Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню,    а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения, поэтому целесообразно выделить еще один показатель – уровень достижений. Практика показывает, что для более детального описания достижений учащихся целесообразно установить следующие пять уровней, при этом точкой отсчета является именно базовый уровень.

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения. Учащиеся, овладевшие только базовым уровнем, демонстрируют знание основного учебного материала и его применения в знакомых ситуациях. Эти дети испытывают затруднения в тех случаях, когда способ решения учебной задачи неочевиден. В дальнейшем при обучении этих учащихся нужно уделить особое внимание формированию и развитию учебных действий планирования, контроля учебной деятельности, поиска разных решений учебной задачи, использования информации, представленной в разной форме.

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие  базовый:

1. Повышенный уровень достижения планируемых результатов.

2. Высокий уровень достижения планируемых результатов.

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Повышенный уровень – учащийся выполняет не менее 65%, но не более 85% заданий базового уровня и за выполнение заданий повышенного уровня сложности получает более трети баллов, но менее 80% баллов. Высокий – учащийся выполняет не менее 85% заданий базового уровня и получает не менее 80% баллов за задания повышенного уровня сложности. Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений целесообразно формировать с учетом интересов этих учащихся. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки понему эти учащиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на углубленное изучение  предмета.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

1. Пониженный уровень достижений.

2. Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень достижений. Недостижение  базового  уровня  (пониженный  и  недостаточный   уровни) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений (учащийся выполняет более 30–35%, но менее 60–65% заданий базового уровня) свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что у обучающихся имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа учащихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи по восполнению недостающих базовых знаний и умений. Целесообразно сочетать такую работу с решением нестандартных творческих задач, доступных для детей данного возраста и отвечающих их интересам.

Уровень планируемых результатов может оказаться недостаточным для дальнейшего образования (ученик делает упражнений всего на 25–30% от базового уровня). Такая ситуация может свидетельствовать об использовании лишь фрагментарных знаний по дисциплине. Ребенок понял отдельные предметные действия по нескольким темам (не более 2–3) русского языка младшей школы. У таких учеников проявляется снижение интереса к урокам, они осваивают  предметные  и  метапредметные  действия с трудом и плохо их применяют даже в легких учебных ситуациях.

Такая детальная интерпретация результатов работы, обсуждение результатов выполнения работ, составление рекомендации для классов, конкретных учащихся и организация коррекционно-развивающей работы с учениками, продемонстрировавшими низкие и высокие результаты выполнения работ, оправдывает время на проведение работы и реально способствует повышению качества образования.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль