Условия успешной организации исследовательской деятельности младших школьников

56

Формирование универсальных учебных действий (далее – УУД) как обязательных результатов освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования невозможно без включения в проектную и исследовательскую деятельность младших школьников. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего образования (разд. IV п. 2 ФГОС начального общего образования) говорится о том, что в целях обеспечения реализации ООП начального общего образования в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность организации проектно-исследовательской деятельности. Поэтому, несмотря на то, что в планируемых результатах освоения ООП начального общего образования нет перечня экспериментальных умений, характеристики УУД предполагают их формирование.

В педагогической науке различают учебно-исследовательскую и исследовательскую деятельность младших школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью воспитанников понимается специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, универсальных учебных действий, экспериментальных умений, субъективно новых для учащихся знаний.

Под исследовательской деятельностью младших школьников понимают метод обучения в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), в котором воспроизводятся основные элементы научной дискуссии, т. е. того, как исследователи излагают и обсуждают результаты своих исследований (метод восхождения от абстрактного к конкретному).

Исследование в широком смысле означает поиск новых знаний, а в более узком смысле – научный метод (процесс) изучения чего-либо,  универсальный способ освоения действительности. В условиях освоения ФГОС, младшие ученики овладевают общими способами познания окружающего мира и себя в этом мире. Они могут совершать исследования как «открытия для себя». Исследование как поиск новых знаний, как научный метод изучения явлений и объектов в прямом смысле не может быть реализовано младшим учеником. Значимое, объективно новое знание не может быть открыто младшим учеником, но учитель вправе провести ребенка через аналог научного поиска, погрузить учащегося в исследовательскую деятельность младших школьников.   

Многие исследователи объединяют два вида деятельности: проектную и исследовательскую, но между ними есть существенные отличия. Проект – деятельность, имеющая практико-ориентированный результат, практически значимый для ребенка. Этот результат может быть использован и тиражирован для других людей: других школьников, дошкольников, родителей и т. д. Исследование не всегда приводит к такому результату, ибо проверка гипотезы может не подтвердить исходное положение, а результат работы может быть значим только для самого субъекта исследования, т. е. для конкретного ребенка. Поэтому речь в нашей статье идет об исследовательских работах младших школьников. Исследовательские работы могут превратиться в проект, если ученик преобразует результаты в продукты, значимые и интересные для других людей.

В ряде общеобразовательных организаций реализуются ООП с углубленным изучением предметов, создаются условия для развития одаренных детей, поэтому исследовательская деятельность младших школьников становится в них неотъемлемой частью образовательного процесса. Задача администрации школы и педагогов – создать условия для организации экспериментальной деятельности обучающихся. Рассмотрим их.

Условия организации исследовательской деятельности младших школьников 

Первым условием следует обозначить разработку нормативного положения – локального акта об организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников. В локальном акте необходимо упомянуть о принципе добровольности участия в исследовательской деятельности младших школьников, о субъектах деятельности, о порядке и способах реализации деятельности, о школьных научных объединениях, формах представления результатов экспериментальных работ и т. д.

Вторым условием организации исследовательской деятельности младших школьников является ориентация на требования ФГОС начального общего образования к метапредметным и предметным результатам. Содержание многих УУД соответствует исследовательским умениям. Учебно-исследовательское умение – это умение применять прием соответствующего научного метода познания в условиях решения учебной проблемы. К инструментальным умениям и навыкам, формирующимся в процессе поиска, а также умениям логического и творческого мышления, необходимым при решении экспериментальных задач, относятся: умения, связанные с организационной, когнитивной, коммуникативной и креативной деятельностью. К ним относят и умение видеть проблему, формулировать цель деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать информацию, выделять главное, определять собственные успехи  и неудачи и т. д. В перечне метапредметных результатов (разд. 2, п. 11 ФГОС начального общего образования) присутствуют такие как:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым  признакам;
  • установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

В примерной ООП начального общего образования, в программе формирования УУД среди требований к познавательным УУД перечислены:  постановка и решение проблем, самостоятельное создание способов проблем творческого и поискового характера. Следовательно, при организации исследовательской деятельности младших школьников важно ориентироваться на данные требования, продумывать адекватные методы их формирования.

Первоначальное формирование исследовательских умений происходит на уроках и во внеурочных занятиях. Перечисленные выше УУД находят отражение в многочисленных учебных ситуациях. Учебные ситуации, в которых ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать, составлять модели явлений и т. д. позволяют подготовиться к экспериментальной работе. Первое исследование, на наш взгляд, всегда должно быть коллективное, и осуществляться под руководством учителя. Оно может быть коротким, но с соблюдением всех этапов исследовательской деятельности младших школьников.

Тематика должна быть детской, близкой к его восприятию мира. Например, может быть проведено исследование, посвященное наблюдению за птицами, прилетающими на кормушки в разные дни. Проблему исследования можно сформулировать на основе наблюдения   и ситуации, в которой дети дадут разные ответы на вопросы: «Какие птицы прилетают на кормушки?», «Почему вчера прилетало меньше птиц, чем сегодня?». Решение проблемы учитель предложит выполнить вместе, создаст такую ситуацию, в которой дети сами выдвинут гипотезу о том, что в холодные дни прилетает птиц больше, а в теплые дни меньше, предположат и то, какие виды птиц чаще посещают кормушки. Проверка гипотез в результате наблюдения    и результатов позволит сделать научные выводы.

После получения опыта коллективного исследования можно предложить индивидуальные исследовательские работы младшим школьникам. Таким образом, логика включения младших учащихся в исследование предполагает освоение на уроках и внеурочных занятиях отдельных умений и УУД, затем участие в коллективном исследовании под руководством учителя и выполнение индивидуального или группового исследования. Еще одним важным условием является необходимость формирования компетентности учителя в плане исследований.

Многие учителя не прошли школу исследователя, не выполняли квалификационные работы, требующие организации опытно-экспериментальной работы, поэтому им сложно грамотно организовать включение в исследовательскую деятельность младших школьников. Учителю самому важно быть автором и разработчиком какого-либо педагогического проекта, например, в рамках работы над методической темой. Значимым аспектом является организация и проведение исследования на уровне ребенка, вместе с ребенком прохождение всех этапов.

Иными словами, важно уметь встать на позицию ребенка и исследовать объект так, как бы это сделал он. Количество исследовательских работ младших школьников должно быть разумным. Учащимся необходимо предложить широкий спектр тем, указать примерное время выполнения исследования, форму представления результата, возможность консультаций. Формами представления результатов могут быть научные отчеты, рефераты, доклады.

Условием качественного выполнения детского исследования является разумная помощь родителей. Им нужны рекомендации по поддержке детей во время выполнения работы. Важно, чтобы помощь была достаточная и необходимая, а не избыточная. Хорошо показать родителям и детям образец работы, и только после этого вовлекать их в исследовательскую деятельность.

Непременным условием является организация форм представления результатов исследовательских работ младших школьников. Ими могут стать конференции, форумы, фестивали. Проведение конкурсов работ считаем непродуктивным, т. к. объективная оценка невозможна в связи с трудностью учета степени самостоятельности ребенка.

Блестящие результаты и качественный рефлексивный отчет может быть получен за счет «тесного» сотрудничества взрослого и ребенка. А у другого ребенка степень помощи взрослого может быть меньше, и результаты оформлены не настолько хорошо, чтобы получить призовое место, хотя мотивация и усилия были затрачены большие. Поэтому если и проводить конкурсы, то только так, чтобы каждый участник смог получить призовое место. Иначе мотивация к исследовательским работам у младших школьников угаснет очень быстро.

Ряд исследовательских работ младших школьников может носить реферативный характер, но с включением данных наблюдения, анализа собственного жизненного опыта. Например, работа учащейся БОУ «Вологодский многопрофильный лицей» по теме «Деревянные наличники Вологды» посвящена выяснению культурной и исторической ценности наличников на окнах старинных домов города, изучению видов домовой резьбы. В процессе работы изучался и обобщался материал по теме, проводился сравнительный анализ. Наблюдение осуществлялось в ходе пешеходной экскурсии по городу с целью накопления фотоматериала и его последующего анализа. В результате получен интересный материал, и дана оценка состояния деревянных наличников по сравнению с иллюстрациями книг, которые были изучены  автором.

Создание в школе всего комплекса условий позволит включить в исследовательскую деятельность многих младших школьников и успешно реализовать требования ФГОС начального общего образования. В приложениях представлена примерная тематика работ для обучающихся 3–4-х классов, а также дан пример организации исследовательской работы с младшими школьниками.


Приложение 1

Примерная тематика исследовательских работ младших школьников (для обучающихся 3–4-х классов)

Окружающий мир:

1. Почему речка Вольтошма не замерзает  зимой?

2. Что можно узнать о земляках, занесенных в Книгу Памяти участников Великой отечественной войны?

3. Когда зацветает яблоня? (лонгитюдное исследование на 2–3   года)

4. Величина снежинок при разной  погоде.

5. История моей улицы.

6. Поведение птиц зимой (на примере одного-двух видов   птиц).

7. Почему глаза у кошки светятся в  темноте?

8. Какой шоколад  полезнее?

9. Народные приметы при прогнозировании погоды. Можно ли   доверять?

10. Изменение окраски листьев деревьев   осенью.

11. Колорадский жук: можно ли его  победить?

12. Может ли заброшенное поле превратиться в  луг?

13. На какой почве картофель вкуснее и урожай   богаче?

14. Жизнь пруда летом.

15. Сроки хранения молока и его  качество.

16. Зефир разных производителей. Что  предпочтительнее?

17. Как растет растение в разных  условиях?

18. Поведение птиц летом (на примере одного вида) в конкретной   местности.

19. Различие температуры воды в разных водоемах  летом.

20. Горные породы и минералы нашей  местности.

21. Выращивание лука на подоконнике и на  грядке.

Филология:

1. Слова-диалекты родного края. Что  означают?

2. Поговорки в нашей жизни.  Значение.

3. Пословицы и их значение в нашей  жизни.

4. Стихи местных поэтов для  детей.

5. Новые слова в нашей  речи.

6. Как образуются сложные слова?

7. Этимология слов.

8. Книжки местных писателей для  детей.

9. Что означает мое имя?

По математике интересные проекты выполняли учащиеся БОУ «Вологодский многопрофильный лицей»: «Измерения без метра», «Путешествия в мир графов. Задача о мостах Кенигсберга», «Вологодская область в математике», «Симметрия в архитектуре   Вологды».


Приложение 2

Пример организации исследовательской работы с младшими школьниками

Тема исследовательской работы: «Почему речка Вольтошма не   замерзает?»

1-й этап.  Постановка проблемной ситуации и выдвижение  гипотез.

При изучении водоемов в курсе окружающего мира анализируется состояние водоемов зимой. Учитель актуализирует жизненный опыт детей, и они выясняют, что реки зимой замерзают, а если и есть незамерзающие реки, то в большинстве случаев только на отдельных участках реки, например   в черте города, где в них попадают теплые воды. Наблюдение показывает, что р. Кубена замерзает зимой, а ее левый приток Вольтошма нет. Появляется вопрос:   «Почему?».

Учитель предлагает высказаться и одним из предположений становится мысль о том, что в бассейне речки много ключевых вод. Другим предположением является постоянный приток  теплой воды из ближайших производственных  объектов.

Учитель предлагает провести исследование на тему «Почему речка Вольтошма не замерзает зимой?».

2-й этап. Составление плана исследовательской работы младших школьников.

План исследования составляется вместе с ребенком. Вначале проводится беседа,  где  учитель (или родитель) предлагает школьнику составить свой план исследования, затем взрослый дополняет пункты плана и предлагает готовый вариант, составленный заблаговременно. Возможен вариант, когда после обсуждения учитель предлагает ребенку деформированный план и дает возможность исправить его, т.  е. сделать правильную последовательность  плана.

Примерный план действий по исследованию особенностей р. Вольтошмы: 1. Изучение направления течения речки и нахождение истока и   устья.

2. Измерение температуры воды в разные сезоны  года.

3. Нахождение родников на всей протяженности речки (или на той части, которая возможна для изучения).

4. Сбор информации о речке у местных   жителей-старожилов.

5. Изучение литературных источников о подобных явлениях на реках страны или всего мира.

6. Анализ собранной информации и итогов наблюдения и   измерения.

7. Формулирования ответа на проблемный вопрос. Доказательство или опровержение    гипотез.

8. Оформление научного  отчета.

9. Представление научного отчета на  конференции.

3-й этап. Составление плана-графика и оформление дневника исследовательской работы младших школьников.

План-график может быть составлен в виде  таблицы.

Далее выбирается форма дневника, в котором будут отражаться результаты измерений, наблюдений, интервью, фиксироваться информационные материалы.

4-й этап. Основной. На протяжении этого этапа осуществляются задачи исследования, фиксируются результаты, обобщаются сведения, полученные из различных   источников.

Особенностью этого этапа является то, что школьнику надо напоминать о некоторых задачах,  а также продумывать исполнение ряда мероприятий.

5-й этап. Обобщение результатов и оформление научного отчета.

План научного отчета:

1. Почему я заинтересовался этой  темой.

2. Что я уже знал и мог предположить узнать  нового.

3. Какую цель я поставил?

4. Какой составил план  исследования?

5. Рассказ о том, как выполнял план. Что я узнал нового? Что мне помогло? (Какие наблюдения, сравнения, измерения я  сделал?)

6. К каким результатам пришел? Подтвердилась ли гипотеза? Как обобщил   результаты?

7. Какие выводы я сделал? Как я оцениваю свою  работу?

8. В чем мне помогали взрослые (учителя,  родители)?

9. Мои новые планы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль