Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

152

Необходимость духовно-нравственного воспитания младших школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников - это неотъемле­мая часть работы учителя начальных классов. Необходимость духовно-нрав­ственного воспитания детей закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», где в п. 6 сказано, что ФГОС направлен на обеспечение «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».

Кроме того, в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо­вании в Российской Федерации» дано определение понятия «образование».  Это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нрав­ственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». В этом определении также упоминается необходимость духовно-нравствен­ного воспитания младших школьников. 

В концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности граждани­на России* сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образова­ния и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка ста­новления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативно­го, компетентного гражданина России».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников и развитие является первостепенной задачей современной образовательной системы и представ­ляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Определение понятия «этический диалог»

Как же в современных условиях формировать духовно-нравственную лич­ность? Следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов, но и о педагогических технологиях, позволяющих осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых в школе, с по­вседневной жизнедеятельностью детей, формирующей у них опыт нравствен­ного поведения. Одной из таких технологий является технология этического диалога, автор которой - доктор педагогических наук А.И. Шемшурина.

Перечислим особенности этического диалога, которые зависят от аспекта, в соответствии с которым это понятие рассматривают:

  • рассматривая данное понятие в философском аспекте, этическому диа­логу можно дать следующее определение - это метод мышления, прони­кающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека;
  • в педагогическом аспекте - принцип и средство гуманистического вос­питания;
  • психологическом - механизм актуализации самосознания школьников;
  • методическом - воспитательная технология, позволяющая выстроить поэтапный процесс со-мышления педагога и учеников по совместному поиску нравственной истины, обеспеченный педагогическими средства­ми и приемами личностно ориентированного подхода;
  • социальном - потребность человека в продуктивном общении, взаимо­действии, сотрудничестве, сотворчестве.

Построение этического диалога с учащимися разного возраста

Этический диалог следует строить с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся:

  • с младшими школьниками акцент делается на желании ребенка быть хо­рошим, на нравственной стороне поступка, его моральной оценке;
  • подростками - на личностном осмыслении, сопоставлении накопленного нравственного опыта ребенка с этически выверенными нормами образа жизни человека в вековом опыте предшествующих поколений;
  • со старшеклассниками - на проблемном характере беседы, развитии у де­тей культуры мышления, способности морального суждения и оценки, уме­ния принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора.

Роли участников этического диалога

Рассмотрим роли, которые играют участники этического диалога.

Беседа - это общение, значит, есть человек, который доносит свои мысли. Такого человека в этическом диалоге называют автором.

Автор доносит свою мысль до слушателя, такого человека называют пони­мающим.

Понимающий не всегда принимает точку зрения автора, тогда он переходит на позицию критика.

В педагогической практике учитель строит этический диалог с учетом опре­деленной темы, в таком случае педагог выступает в роли организатора беседы. 

Еще одна роль, которую он выполняет, - это роль арбитра, который резю­мирует все сказанное.

Структурные элементы этического диалога

Рассмотрим структурные компоненты беседы. 

Погружение школьников в проблемное поле. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, пред­ложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованно­го детям письма и т. д.

Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудите­лем данного развития служат вопросы: «Почему?», «Как вы думаете?». После­довательные, углубляющие проблему вопросы закрепляют логику смысловой цепочки, выстраивают ее пошаговую структуру, способствуют развитию сюже­та беседы. 

Обращение к личности ребенка в этическом диалоге создает условия для углубления и осмысления школьниками своего отношения к данной про­блеме, помогает им выбрать пути нравственного решения непростых жизнен­ных вопросов, стимулирует развитие у детей самоанализа, самооценки и в связи с этим влияет на их самосовершенствование. Точка наивысшего напря­жения связана с обращением к личности школьника, его жизненному и нрав­ственному опыту, с необходимостью нрав­ственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, что и будет для него иметь первостепенное значение в контек­сте обсуждаемой проблемы.


Важно выделить следующие аспекты, на которые учителю нужно обратить внимание при организации этического диалога:

  • любое знание по природе своей диалогично;
  • в беседе востребована и формируется субъективная позиция всех его участников, что создает условия для активизации их речи и мыслительной деятельности;
  • в процессе диалога формируется мотивация поступка;
  • развитие диалога должно происходить поэтапно;
  • результатом процесса взаимодействия всех участников является развитие у них рефлексии и потребности во внутреннем диалоге.


Резюме диалога как смысловое заклю­чение или переход к следующей проблеме. Резюме может быть выражено как открытый финал, заставляющий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим фи­налом педагог побуждает детей к рефлек­сии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Системная работа по включению техно­логии этического диалога в работу с млад­шими школьниками приводит к повы­шению уровня воспитанности, этического самосознания и этической культуры учащихся, актуализирует психолого-педаго­гические условия их нравственного раз­вития. Технология этического диалога позволяет школьнику научиться осущест­влять самооценку, саморегулирование своей деятельности, давать нравственную характеристику своим поступкам, регули­ровать свои поведенческие реакции.

В процессе построения этического диалога учителя могут включать в рабо­ту такие методы, как игры, чтение литературы духовно-нравственной темати­ки, слушание музыки, анализ и разбор нравственных ситуаций.

В приложении представлено описание хода классного часа по теме «Как признаться в серьезной проблеме или ошибке». В ходе классного часа дети беседуют с учителем, обсуждают пути выхода из ситуации, связан­ной с нравственным выбором.

Приложение

Описание хода классного часа по теме
«Как признаться в серьезной проблеме или ошибке»

Цель классного часа: духовно-нравственное воспитание младших школьников, в частности формирование у учащихся таких нравственных качеств, как умение призна­вать, анализировать свои ошибки, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение до­казывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Задачи: развитие у школьников умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства, мотивы поведения; обучение детей умению прогнозировать и корректировать свое поведе­ние в различных жизненных ситуациях; предоставление учащимся в процессе этического диалога возможности через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; нравственное просвещение учеников с целью выработки у них собственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ детьми нравственно­го опыта иных поколений на основе литературных произведений, мудрых мыслей, личного опыта.

Используемые материалы и оборудование: сказка-метафора Е. Лаврентьевой «Звездочка»; пазлы с изображением черного круга (круг, разрезанный на части); цветного круга, имитирующего земной шар (круг, разрезанный на части); полый пластмассовый шарик (мячик) светлого цвета, который мож­но раскрыть и положить внутрь горошины по числу учащихся в классе; бумажные лучики со словами, обозначающими качества характера; проектор, экран, презентация к сказке«Звездочка»; отрывки из произведений Н.Н. Носова «Огурцы», Л.Н. Толстого «Косточка».

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

Этический диалог как форма духовно-нравственного воспитания младших школьников

* Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль