Особенности кадровой политики в образовательных организациях для детей с ОВЗ

198

Организация учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет ряд специфических требований в части кадровой политики образовательных учреждений.

В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно жестко прописаны требования к кадровому оснащению. Очень важно, чтобы комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда была приемлема не только для самих обучающихся, но и была оптимальна для тех, кто ее создает.

Одна из главных проблем в работе педагога с детьми с ОВЗ – это эмоциональное выгорание через три-четыре года практики, которое возникает вследствие того, что физические и интеллектуальные вложения не всегда соответствуют тем конечным результатам, на который ориентируются и сам учитель, и родители «особенных» учеников. Необходимо обеспечить баланс между притуплением эмоционального отклика педагога и необходимостью его профессионального развития: следует найти возможность преодолеть выгорание, не выходя из профессии.

Педагогическое сообщество в настоящее время активно обсуждает вопрос, как реализовать непрерывное включение педагогов образовательных организаций для детей с ОВЗ в процесс модернизации педагогического образования. Это особенно важно в свете перемен, происходящих сегодня в связи с введением профессионального стандарта педагога, который предъявляет требования к квалификации педагога в части владения различными компетенциями по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный путь педагога по работе с детьми с ОВЗ –индивидуальная история, которую трудно заключить в жесткие рамки. По этой причине кадровый подбор должен в первую очередь ориентироваться на специфику ограниченных возможностей здоровья обучающихся – это условие зафиксировано в образовательном стандарте.

Так, если в школе учатся ребята с нарушениями слуха, то педагоги, работающие с детьми с подобными ОВЗ, должны иметь образование «сурдопедагогика». С детьми с нарушением зрения работают тифлопедагоги. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, педагогу рекомендуется пройти профессиональную переподготовку по профилю олигофренопедагогика.

В отличие от стандарта общего образования, который учитывает только психолого-педагогическую составляющую, достаточно сложно осуществлять коррекционно-развивающие занятия и своевременный комплекс реабилитационных мероприятий без соответствующего медицинского сопровождения.  В связи с этим образовательным учреждениям для детей с ОВЗ также предъявляется требование о наличии в штате медицинских работников.

Роль тьютора при работе педагога с детьми с ОВЗ

Вопрос, который до сих пор остается камнем преткновения при работе с детьми с ОВЗ – это необходимость постоянного или временного участия тьютора, т.е. педагога, осуществляющего индивидуализацию образовательного процесса, или сотрудника образовательной организации, который выполняет техническую помощь.

В специальных условиях, которые прописаны в 79-й статье Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», указывается возможность привлечения к работе ассистента-помощника. Образовательная организация для детей с ОВЗ может предусматривать наем данного специалиста при необходимости, а именно для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, при которых им нужна помощь в пространственной ориентации. Тьютор обеспечивает доступность обучения и помогает ребенку включаться в процесс непосредственно во время урока и во внеурочной деятельности.

Решение о необходимости педагога-тьютора в образовательной организации для детей с ОВЗ возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию. Практика показывает, что для обучающихся с задержкой психического развития подключение ассистента-помощника рекомендована в большинстве случаев.

Встречаются ситуации, когда количество детей со сложными дефектами не отвечает нормам приказа для введения в штат тьютора. В таком случае учебное заведение должно привлечь к работе как минимум педагога-психолога и дефектолога. Эти специалисты, во-первых, помогут учителю сформировать содержательную часть образовательной программы с учетом особенностей нарушений у обучающихся. Во-вторых, смогут реализовать полноценную коррекционно-развивающую работу, так как трудности у детей с ОВЗ в первую очередь связаны с формированием разного рода социальных компетенций и только во вторую очередь – с преодолением мотивационных разрывов при усвоении образовательной программы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль