Особенности кадровой политики в образовательных организациях для детей с ОВЗ

221

Организация учебной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет ряд специфических требований в части кадровой политики образовательных учреждений.

В федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно жестко прописаны требования к кадровому оснащению. Очень важно, чтобы комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда была приемлема не только для самих обучающихся, но и была оптимальна для тех, кто ее создает.

Одна из главных проблем в работе педагога с детьми с ОВЗ – это эмоциональное выгорание через три-четыре года практики, которое возникает вследствие того, что физические и интеллектуальные вложения не всегда соответствуют тем конечным результатам, на который ориентируются и сам учитель, и родители «особенных» учеников. Необходимо обеспечить баланс между притуплением эмоционального отклика педагога и необходимостью его профессионального развития: следует найти возможность преодолеть выгорание, не выходя из профессии.

Педагогическое сообщество в настоящее время активно обсуждает вопрос, как реализовать непрерывное включение педагогов образовательных организаций для детей с ОВЗ в процесс модернизации педагогического образования. Это особенно важно в свете перемен, происходящих сегодня в связи с введением профессионального стандарта педагога, который предъявляет требования к квалификации педагога в части владения различными компетенциями по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный путь педагога по работе с детьми с ОВЗ –индивидуальная история, которую трудно заключить в жесткие рамки. По этой причине кадровый подбор должен в первую очередь ориентироваться на специфику ограниченных возможностей здоровья обучающихся – это условие зафиксировано в образовательном стандарте.

Так, если в школе учатся ребята с нарушениями слуха, то педагоги, работающие с детьми с подобными ОВЗ, должны иметь образование «сурдопедагогика». С детьми с нарушением зрения работают тифлопедагоги. При обучении детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, педагогу рекомендуется пройти профессиональную переподготовку по профилю олигофренопедагогика.

В отличие от стандарта общего образования, который учитывает только психолого-педагогическую составляющую, достаточно сложно осуществлять коррекционно-развивающие занятия и своевременный комплекс реабилитационных мероприятий без соответствующего медицинского сопровождения.  В связи с этим образовательным учреждениям для детей с ОВЗ также предъявляется требование о наличии в штате медицинских работников.

Роль тьютора при работе педагога с детьми с ОВЗ

Вопрос, который до сих пор остается камнем преткновения при работе с детьми с ОВЗ – это необходимость постоянного или временного участия тьютора, т.е. педагога, осуществляющего индивидуализацию образовательного процесса, или сотрудника образовательной организации, который выполняет техническую помощь.

В специальных условиях, которые прописаны в 79-й статье Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», указывается возможность привлечения к работе ассистента-помощника. Образовательная организация для детей с ОВЗ может предусматривать наем данного специалиста при необходимости, а именно для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра и с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, при которых им нужна помощь в пространственной ориентации. Тьютор обеспечивает доступность обучения и помогает ребенку включаться в процесс непосредственно во время урока и во внеурочной деятельности.

Решение о необходимости педагога-тьютора в образовательной организации для детей с ОВЗ возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию. Практика показывает, что для обучающихся с задержкой психического развития подключение ассистента-помощника рекомендована в большинстве случаев.

Встречаются ситуации, когда количество детей со сложными дефектами не отвечает нормам приказа для введения в штат тьютора. В таком случае учебное заведение должно привлечь к работе как минимум педагога-психолога и дефектолога. Эти специалисты, во-первых, помогут учителю сформировать содержательную часть образовательной программы с учетом особенностей нарушений у обучающихся. Во-вторых, смогут реализовать полноценную коррекционно-развивающую работу, так как трудности у детей с ОВЗ в первую очередь связаны с формированием разного рода социальных компетенций и только во вторую очередь – с преодолением мотивационных разрывов при усвоении образовательной программы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль