Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ

730

Нацеленность системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в определенном смысле не отличается от задач системы общего образования в целом. Однако специфика особых образовательных потребностей таких обучающихся требует более проработанное качество реализации учебной программы и подкрепление этого качества специальным документом.

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, оговаривающий условия адаптированной основной образовательной программы, включает общую часть, касающуюся всех категорий детей с нарушениями, и варианты ООП, представленные в виде таблиц, разработанные отдельно для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот стандарт призван помочь образовательным учреждениям подготовить и разработать собственную адаптированную (основную) общеобразовательную программу для детей с ОВЗ.

Варианты предложены стандартом таким образом, чтобы возможно было проанализировать, по какой причине и как именно для одного и того же ребенка можно обеспечить переход с одного варианта программы обучения на другой. Это дает возможность сопоставить варианты и дифференцировать специфику. Причем дифференциация специфики в первую очередь связана с пролонгацией сроков обучения, с введением специальных дополнительных предметов, например, в коррекционно-развивающие курсы, которые разнятся в зависимости от варианта образовательной программы.

Основа для адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ уже подготовлена согласно нозологии, с учетом систематизации всей той дефектологии и всех тех учебно-предметных связей, которые должны быть включены в примерные программы. С помощью вариантов, предлагаемых ФГОС, образовательная организация может разрабатывать и реализовывать собственную программу ООП, и определять требования к условиям ее внедрения, в том числе учитывая индивидуальные учебные планы.

Именно понимание, как использовать одну ту же примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с разными особенностями ОВЗ, позволяет разработать индивидуальный учебный план. Например, ребенок легко усваивает русский язык, но сталкивается с большими трудностями при освоении математики. В этом случае ему и родителям будет предложено осваивать русский язык в рамках ООП, а математику – по адаптированной образовательной программе школы. Это совместное решение педагога и родителей закрепляется в регламентирующих документах образовательной организации.

Одна из ключевых возможностей стандарта, которая закреплена законодательно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», – это сроки освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Сроки освоения программы установлены от 4 до 6 лет. Изначально в ФГОС заложена идея необходимости пролонгировать сроки обучения, когда у ребенка начинают проявляться трудности. Пролонгация сроков обучения предполагается с 1-го по 6-ой класс за счет дополнительных первых классов. Например, «первый, первый со звездочкой», «второй, второй со звездочкой».

Требования к адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ

Дифференцированные требования к разработке вариантов адаптированной программы ООП приводятся в приложениях к стандарту. Но непосредственно выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ зависит от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, которые учащийся получили при поступлении, или от тех рекомендаций, которые были даны по каким-либо причинам в ходе обучения.

Особенности адаптированной учебной программы в том числе зависят от формы обучения: совместной с другими обучающимися, в отдельных классах или группах, или в отдельной образовательной организации, профилированной на несколько категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Форма обучения накладывает определенную специфику на организацию образовательного процесса, на технологии и методику, т.е. на все составляющие обучения, начиная с расписания.

Так, вариативность ООП предусматривает возможность отказаться от обычного линейного расписания уроков. Для обучения отдельных категорий учащихся возможно обратиться к разного рода модулям, которые предложены в части примерных программ.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от групп внутри класса или от года обучения. В структуре любой из примерных адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ есть несколько вариантов учебных планов с наименованием всех тех учебных предметов, коррекционных курсов и количеством часов, которые рекомендованы для использования. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках адаптированной ООП определяет самообразовательное учреждение.

ФГОС рассматривает соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве примера рассмотрим объем программы для детей с расстройствами аутистического спектра.

  • Вариант 1 для ребенка, который готов к включению в среду сверстников и чьи стартовые возможности позволяют это сделать. В этом случае предусматривается разделение объема обязательной части аналогично стандарту начального образования общего в соотношении 80% и 20%.
  • Вариант 2 для ребенка, который может получать образование в таких же объемах, но требует специфических условий обучения. В этом варианте 20% программы должна формироваться участниками образовательного процесса.
  • Вариант 3 – редукция. Уменьшение обязательной части составит 10%, то есть на обязательную часть придется 70%, а на часть, составленную образовательным учреждением, – 30%.
  • Вариант 4. Случай, когда требуется индивидуальная программа развития ребенка. В этой ситуации обязательная часть будет составлять 60%, а часть, адаптированная – 40%.

В отдельных случаях объем обязательной части может уменьшаться еще больше за счет увеличения части адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. Основанием для такого сокращения является совместное решение специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и консилиума образовательной организации, которое принимается исходя из анализа динамики усвоения тех или иных предметных областей или компетенций конкретным ребенком.

Таким образом, применение адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ может помочь формированию у ребенка необходимых жизненных компетенций, которые помогут его социализации и дальнейшему развитию.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль