Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ

1026

Нацеленность системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в определенном смысле не отличается от задач системы общего образования в целом. Однако специфика особых образовательных потребностей таких обучающихся требует более проработанное качество реализации учебной программы и подкрепление этого качества специальным документом.

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, оговаривающий условия адаптированной основной образовательной программы, включает общую часть, касающуюся всех категорий детей с нарушениями, и варианты ООП, представленные в виде таблиц, разработанные отдельно для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот стандарт призван помочь образовательным учреждениям подготовить и разработать собственную адаптированную (основную) общеобразовательную программу для детей с ОВЗ.

Варианты предложены стандартом таким образом, чтобы возможно было проанализировать, по какой причине и как именно для одного и того же ребенка можно обеспечить переход с одного варианта программы обучения на другой. Это дает возможность сопоставить варианты и дифференцировать специфику. Причем дифференциация специфики в первую очередь связана с пролонгацией сроков обучения, с введением специальных дополнительных предметов, например, в коррекционно-развивающие курсы, которые разнятся в зависимости от варианта образовательной программы.

Основа для адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ уже подготовлена согласно нозологии, с учетом систематизации всей той дефектологии и всех тех учебно-предметных связей, которые должны быть включены в примерные программы. С помощью вариантов, предлагаемых ФГОС, образовательная организация может разрабатывать и реализовывать собственную программу ООП, и определять требования к условиям ее внедрения, в том числе учитывая индивидуальные учебные планы.

Именно понимание, как использовать одну ту же примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с разными особенностями ОВЗ, позволяет разработать индивидуальный учебный план. Например, ребенок легко усваивает русский язык, но сталкивается с большими трудностями при освоении математики. В этом случае ему и родителям будет предложено осваивать русский язык в рамках ООП, а математику – по адаптированной образовательной программе школы. Это совместное решение педагога и родителей закрепляется в регламентирующих документах образовательной организации.

Одна из ключевых возможностей стандарта, которая закреплена законодательно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», – это сроки освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями. Сроки освоения программы установлены от 4 до 6 лет. Изначально в ФГОС заложена идея необходимости пролонгировать сроки обучения, когда у ребенка начинают проявляться трудности. Пролонгация сроков обучения предполагается с 1-го по 6-ой класс за счет дополнительных первых классов. Например, «первый, первый со звездочкой», «второй, второй со звездочкой».

Требования к адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ

Дифференцированные требования к разработке вариантов адаптированной программы ООП приводятся в приложениях к стандарту. Но непосредственно выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ зависит от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, которые учащийся получили при поступлении, или от тех рекомендаций, которые были даны по каким-либо причинам в ходе обучения.

Особенности адаптированной учебной программы в том числе зависят от формы обучения: совместной с другими обучающимися, в отдельных классах или группах, или в отдельной образовательной организации, профилированной на несколько категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Форма обучения накладывает определенную специфику на организацию образовательного процесса, на технологии и методику, т.е. на все составляющие обучения, начиная с расписания.

Так, вариативность ООП предусматривает возможность отказаться от обычного линейного расписания уроков. Для обучения отдельных категорий учащихся возможно обратиться к разного рода модулям, которые предложены в части примерных программ.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от групп внутри класса или от года обучения. В структуре любой из примерных адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ есть несколько вариантов учебных планов с наименованием всех тех учебных предметов, коррекционных курсов и количеством часов, которые рекомендованы для использования. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках адаптированной ООП определяет самообразовательное учреждение.

ФГОС рассматривает соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве примера рассмотрим объем программы для детей с расстройствами аутистического спектра.

  • Вариант 1 для ребенка, который готов к включению в среду сверстников и чьи стартовые возможности позволяют это сделать. В этом случае предусматривается разделение объема обязательной части аналогично стандарту начального образования общего в соотношении 80% и 20%.
  • Вариант 2 для ребенка, который может получать образование в таких же объемах, но требует специфических условий обучения. В этом варианте 20% программы должна формироваться участниками образовательного процесса.
  • Вариант 3 – редукция. Уменьшение обязательной части составит 10%, то есть на обязательную часть придется 70%, а на часть, составленную образовательным учреждением, – 30%.
  • Вариант 4. Случай, когда требуется индивидуальная программа для детей с ОВЗ. В этой ситуации обязательная часть будет составлять 60%, а часть, адаптированная – 40%.

В отдельных случаях объем обязательной части может уменьшаться еще больше за счет увеличения части адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. Основанием для такого сокращения является совместное решение специалистов психолого-медико-педагогической комиссии и консилиума образовательной организации, которое принимается исходя из анализа динамики усвоения тех или иных предметных областей или компетенций конкретным ребенком.

Таким образом, применение адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ может помочь формированию у ребенка необходимых жизненных компетенций, которые помогут его социализации и дальнейшему развитию.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль