Государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью

257

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья отдельной категорией выделяются дети с нарушениями интеллекта. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), внедренный 1 сентября 2016 года, определяет специфику образования детей с умственной отсталостью. Специфика заключается уже в самом термине «умственная отсталость». При разработке указанного стандарта эта проблема обсуждалась разработчиками, представителями Министерства образования и науки РФ, педагогами, общественными организациями.

Насколько корректно оставить название «умственная отсталость» в стандарте, учитывая, что в конвенции «О правах инвалида» это понятие звучит как «интеллектуальные нарушения»? Промаркированное наименование «умственная отсталость» вызывает напряжение и у родителей, и у самих именуемых «отсталыми». Причем, если слово «умственная» является нейтральным, то слово «отсталость» ставит людей, которые имеют такую трудность, на ступеньку ниже. Возникает ситуация сравнения и дискриминирующее наименование этого диагноза вызывает желание оставить термин в медицинской нозологии, исключив его из употребления в образовательном праве.

Специфика образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

 Работа по систематизации всех профессиональных знаний, накопленных в отечественной дефектологии и специальной психологии, соотнесена с реалиями современного образования и с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Внедряемый образовательный стандарт регламентирует требования, которые до момента существования этого приказа, не был введен также в правовое поле. Это требования к образованию тех, кого ранее признавали необучаемыми на фоне глубокой тяжелой умственной отсталости.

Ситуация в системе специального образования менялась в течение последних 5-7 лет. Дети, имеющие пограничные нарушения в интеллектуальной сфере переходили в общеобразовательные школы. Для учащихся с более тяжелым нарушением интеллекта уже существовали специальные программы образования, разработанные коллективами авторов, которые давали возможность организовывать обучение именно для этой категории детей.

Как результат, в рамках образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью появились два варианта программ. Первый предназначен для детей, имеющих легкие стойкие нарушения интеллектуальной сферы. Второй вариант программы – это так называемая специальная индивидуальная программа развития, которая предусматривает максимальную индивидуализацию образования ребенка и дает возможность формировать у него максимальное количество необходимых ему жизненного опыта.

Разработка учебных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями опирается на две составляющие: особенность первичного дефекта (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) и на интеллектуальные возможности, что в данном случае и является определяющим фактором.

У таких детей есть особые дополнительные образовательные потребности, а именно – необходимость большего пропедевтического периода в образовании, когда между дошкольным и школьным этапом обеспечивается преемственность. Ребенок с тяжелыми нарушениями интеллекта готовится к обучению в школе, требует большей продолжительности обучения, увеличение сроков обучения и введение специальных учебных предметов. Все это должно способствовать формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира, и детальное, проработанное закрепление полученных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью предусматривает пролонгированные сроки обучения. В связи с этим в данном стандарте не обозначены классы, а обозначен период от девяти до тринадцати лет.  Согласно 5-й статье закона «Об образовании в Российской Федерации» человек имеет право на получение образования на протяжении всей жизни. Причем, именно получение основного среднего и общего образования – это гарантированное право гражданина, тогда как профессиональное образование – его личный выбор.

В содержании обсуждаемого ФГОС рассмотрена необходимость сотрудничества образовательной организации с родителями, часто несвоевременно направляющих собственные усилия на формирование жизненных знаний детей.

Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Другая особенность ФГОС, волнующая, прежде всего, родителей – это предусмотрение возможности последующего обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью имеет важную социальную направленность, рассматривая дополнительную работу по формированию жизненной компетенции ребенка.

Для продолжения образования «особенные» учащиеся получают свидетельство об окончании либо коррекционной школы 8-го вида, либо общеобразовательной школы в случае, если мы имеем дело с детьми с умеренной умственной отсталостью. То есть после получения общего образования дети с интеллектуальными нарушениями имеют возможность обучаться дальше, проходить профессиональную подготовку и получать квалификационные разряды рабочих, служащих, с достаточно большим перечнем профессий (например, ландшафтный дизайн, зеленое хозяйство).

Таким образом, новый образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью нацелен готовить детей к будущей жизни, при этом обеспечивая высокое качество обучения непосредственно на протяжении нахождения в школе. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль