Нормативно-правовые документы в образовании: влияние на деятельность педагогов

23

Как новые вводные для нормирования труда повлияли на трудовые отношения в образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт фактически изменил подход к урочной деятельности. Вместо процессного подхода предлагается компетентностный, подразумевающий дифференциацию самих подходов к обучению. Это и усиление роли внеурочной деятельности, и включение учащихся в социальные практики, и использование дистанционного образования, и работа на принципах вариативности учёта индивидуальных особенностей и разнотемповости. В итоге имеет место усложнение нормирования труда даже в рамках базовой, безусловно нормируемой части за счёт, прежде всего, новых требований ФГОС.

Какие новые вводные есть для введения нормирования труда и какие требования уже существовали для введения нормирования труда? К тем требованиям, которые существуют, относятся статьи Трудового кодекса РФ. Согласно этим требованиям Трудового кодекса приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 года №761н был утверждён «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Для нас важен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников». Это один из основополагающих нормативных актов, который служит базой для локальных актов при организации конкретных действий, которые производят между собой работодатель и работник, в том числе и в отношении заработной платы.

Третья вводная – это нормативно правовые документы в образовании, например, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Сейчас многие оперируют именно этим приказом при формировании положений, а также местных нормативных актов, связанных с нормированием трудовых отношений образовании.

Вместе с тем приходится учитывать и новые вводные, которые связаны с трудовыми отношениями в образовательных учреждениях. В первую очередь, это постановление правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Следующая вводная – это распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года №2620-р, которое вводило «дорожные карты» и в том числе, по существу, ввело требования установления с рядовыми работниками образования, а также с их руководителями, эффективного контракта. При этом было указано время, нормативные сроки, в период действия которых эффективный контракт, регулирующий новые трудовые отношения в образовании, должен быть заключён.

Другой приказ — это приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н, говорящий об уже упоминавшемся профессиональном стандарте педагога. Ряд руководителей учреждений образования спрашивают, необходимо ли уже сейчас принимать во внимание принятый этим приказом профессиональный стандарт в положениях и в соответствующих трудовых. На данный момент пока профессиональный стандарт в действие не введён, поэтому учитываться он не может.

Нормы оплаты труда и нормативно правовые документы в образовании

Список продолжают такие важные нормативно правовые документы в образовании, как Приказ Минобрнауки – акт, который важен для формирования норм оплаты труда. Приказ Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени, нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Как соотносится приказ Минобрнауки 27 марта 2006 года №69 и новый приказ 22 декабря 2014 года №1601? Фактически новый приказ является правопреемником предыдущего приказа, и брать за основу в своих действиях в ходе формирования локально-нормативной базы необходимо, в первую очередь, приказ от 22 декабря 2014 года.

Для того, чтобы отрегулировать трудовые отношения в образовании, сейчас выполняется распоряжение правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р уже упоминавшейся программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях до 2018 года, согласно которой существуют требования о создании и утверждении типовых норм труда отрасли.

В соответствии с этим распоряжением Министерства труда уже сделана разработка и получено одобрение методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по созданию типовых норм труда отрасли. Также в рамках данного распоряжения необходимо подготовить рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником государственного муниципального учреждения, принимая во внимание введение эффективного контракта.

Таким образом, есть нормативно правовые документы в образовании и рамочные рекомендации Министерства труда.  Остаётся только ждать, когда же такие же рекомендации, такие же методические указания появятся непосредственно из ведомства, которое отвечает за функционирование сферы образования, то есть Министерства образования и науки.

Сегодня, к сожалению, отмечается этап, когда таких отраслевых рекомендаций нет. Именно это и создаёт серьёзные проблемы, связанные с применением общих методических рекомендаций Минтруда для конкретных условий системы образования.

Что является для педагогов наибольшими сложностями в регламентации трудовых отношений в образовании? С одной стороны, это множественность имеющихся данных. Существуют квалификационные характеристики и профстандарт. При введении профстандарта планиируется отменить квалификационные характеристики и применить все положения профстандарта. Это потребует от специалистов уже в ближайшее время после введения профстандарта серьёзной работы по изменению и общей отраслевой нормативной базы, и локальной нормативной базы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль