Нормативно-правовые документы в образовании: влияние на деятельность педагогов

28

Как новые вводные для нормирования труда повлияли на трудовые отношения в образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт фактически изменил подход к урочной деятельности. Вместо процессного подхода предлагается компетентностный, подразумевающий дифференциацию самих подходов к обучению. Это и усиление роли внеурочной деятельности, и включение учащихся в социальные практики, и использование дистанционного образования, и работа на принципах вариативности учёта индивидуальных особенностей и разнотемповости. В итоге имеет место усложнение нормирования труда даже в рамках базовой, безусловно нормируемой части за счёт, прежде всего, новых требований ФГОС.

Какие новые вводные есть для введения нормирования труда и какие требования уже существовали для введения нормирования труда? К тем требованиям, которые существуют, относятся статьи Трудового кодекса РФ. Согласно этим требованиям Трудового кодекса приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 года №761н был утверждён «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Для нас важен раздел «Квалификационные характеристики должностей работников». Это один из основополагающих нормативных актов, который служит базой для локальных актов при организации конкретных действий, которые производят между собой работодатель и работник, в том числе и в отношении заработной платы.

Третья вводная – это нормативно правовые документы в образовании, например, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Сейчас многие оперируют именно этим приказом при формировании положений, а также местных нормативных актов, связанных с нормированием трудовых отношений образовании.

Вместе с тем приходится учитывать и новые вводные, которые связаны с трудовыми отношениями в образовательных учреждениях. В первую очередь, это постановление правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Следующая вводная – это распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года №2620-р, которое вводило «дорожные карты» и в том числе, по существу, ввело требования установления с рядовыми работниками образования, а также с их руководителями, эффективного контракта. При этом было указано время, нормативные сроки, в период действия которых эффективный контракт, регулирующий новые трудовые отношения в образовании, должен быть заключён.

Другой приказ — это приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года №544н, говорящий об уже упоминавшемся профессиональном стандарте педагога. Ряд руководителей учреждений образования спрашивают, необходимо ли уже сейчас принимать во внимание принятый этим приказом профессиональный стандарт в положениях и в соответствующих трудовых. На данный момент пока профессиональный стандарт в действие не введён, поэтому учитываться он не может.

Нормы оплаты труда и нормативно правовые документы в образовании

Список продолжают такие важные нормативно правовые документы в образовании, как Приказ Минобрнауки – акт, который важен для формирования норм оплаты труда. Приказ Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени, нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Как соотносится приказ Минобрнауки 27 марта 2006 года №69 и новый приказ 22 декабря 2014 года №1601? Фактически новый приказ является правопреемником предыдущего приказа, и брать за основу в своих действиях в ходе формирования локально-нормативной базы необходимо, в первую очередь, приказ от 22 декабря 2014 года.

Для того, чтобы отрегулировать трудовые отношения в образовании, сейчас выполняется распоряжение правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р уже упоминавшейся программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных муниципальных учреждениях до 2018 года, согласно которой существуют требования о создании и утверждении типовых норм труда отрасли.

В соответствии с этим распоряжением Министерства труда уже сделана разработка и получено одобрение методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по созданию типовых норм труда отрасли. Также в рамках данного распоряжения необходимо подготовить рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником государственного муниципального учреждения, принимая во внимание введение эффективного контракта.

Таким образом, есть нормативно правовые документы в образовании и рамочные рекомендации Министерства труда.  Остаётся только ждать, когда же такие же рекомендации, такие же методические указания появятся непосредственно из ведомства, которое отвечает за функционирование сферы образования, то есть Министерства образования и науки.

Сегодня, к сожалению, отмечается этап, когда таких отраслевых рекомендаций нет. Именно это и создаёт серьёзные проблемы, связанные с применением общих методических рекомендаций Минтруда для конкретных условий системы образования.

Что является для педагогов наибольшими сложностями в регламентации трудовых отношений в образовании? С одной стороны, это множественность имеющихся данных. Существуют квалификационные характеристики и профстандарт. При введении профстандарта планиируется отменить квалификационные характеристики и применить все положения профстандарта. Это потребует от специалистов уже в ближайшее время после введения профстандарта серьёзной работы по изменению и общей отраслевой нормативной базы, и локальной нормативной базы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль