СИПР для детей с ОВЗ

3007

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью, применяемый к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, является инструментом обеспечения качества обучения и подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к будущей жизни. На основе стандарта разрабатываются примерные адаптированные основные образовательные программы детей и специальные индивидуальные программы развития. 

Задачи СИПР для детей с ОВЗ

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью является решение особых образовательных потребностей детей с умеренной и тяжелой глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Для этого внедряются СИПР (специальные индивидуальные программы развития) для детей с ОВЗ. Цель такой программы – поэтапно включить подопечного в систему образования путем формирования и развития коммуникации и санитарно-гигиенических навыков.

СИПР предполагает:

  • дифференцированный подход,
  • пошаговое обучение и обязательную индивидуализацию процесса обучения,
  • развития интеллекта детей.

Основой стандарта, базой специальных индивидуальных программ развития для детей с умственной отсталостью стал опыт Псковского Центра лечебной педагогики под руководством А. М. Царева. Центром предусмотрены учебные области, которых нет в основных уроках. Например, для тяжелых детей, у которых на момент поступления в школу не сформирована речь и чьи потребности трудно установить, практикуются предметы «Речь», «Альтернативная коммуникация», «Человек».

Особенность СИПР для детей с ОВЗ и заключается в том, что программа предусматривает не только обучение, но и все сферы человеческой жизни, и постепенное формирование элементарных социально-бытовых умений, навыков самообслуживания обучаемого.

На группу детей или на класс с ребенком с ОВЗ предусмотрены, кроме обычного учителя, как минимум два специалиста: ассистент-помощник и тьютор – педагог, осуществляющий индивидуализацию образовательного процесса ребенка. Роли тьютора в реализации специальной индивидуальной программы развития ребенка отводится значимое место. Этот специалист помогает ребенку освоиться на уроке и во внеурочной деятельности, совершает вместе с учащимся достаточно много разных действий.

Детям с умственной отсталостью необходимо обеспечить определенный присмотр и уход, связанный с отсутствием элементарной возможности самостоятельно себя обслуживать. В связи с этим СИПР для детей с ОВЗ имеет жесткие требования к материально-техническим условиям образовательной организации и к санитарно-гигиеническому оснащению помещений и оборудования, в том числе к местам общего доступа.

Комплектование учеников в группах

Одним из аспектов СИПР для детей с ОВЗ, детей с тяжелыми множественными нарушениями, является обучение в разновозрастных группах.

Подбор, комплектование учеников в группах зависит не от возраста ребенка, а от:

  • педагогической задачи специалистов,
  • базового уровня сформированности конкретного навыка учащегося.

Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ с умственной отсталостью предусматривают возможность гибкой смены педагогических подходов. На основании итоговой комплексной оценки личностных и предметных результатов усвоения программы и заключения психолого–медико-педагогической комиссии программу можно сменить на более простую по сравнению с первым вариантом. Такой подход обоснован тем, что учебные действия в СИПР не универсальны. Неумение применять сформированные действия в новой ситуации – реальная сложность, с которой сталкиваются дети с ОВЗ. В связи с этим формирование базовых учебных занятий требует большой работы и над конкретными учебными предметами, и в целом над коррекционно-развивающей деятельностью всей образовательной программы.

Семья и образовательная организация: важное партнерство в реализации СИПР для детей с ОВЗ

Для категории детей с интеллектуальными нарушениями принципиальным является психологическое сопровождение ребенка. Залог его качественного обеспечения – установление взаимодействия семьи и образовательной организации, их совместного равнозначного партнерства. Сегодня для реализации СИПР для детей с ОВЗ на нормативном уровне в адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ закреплена необходимость выстраивать такое взаимодействие.

Перенос тех умений и навыков, которые формируются у ребенка непосредственно в школе, должны быть обязательно подкреплены тем, что происходит дома. Работу по закреплению навыков также обеспечивают тьютор, ассистент, педагог-психолог и учитель-дефектолог. Такие специалисты сопровождения могут включаться в жизнь ребенка не только в образовательной организации, но и в специальных центрах.

Таким образом, специальные индивидуальные программы развития предполагают, что совместные усилия семьи и образовательной организации позволят воплотить полноценную коррекционно-развивающую работу и успешно сформировать разного рода социальные компетенции у детей с интеллектуальными нарушениями.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль