Организация обучения по адаптированным программам начального общего образования

437

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») есть однозначные ориентиры для организации инклюзивного образования:

  • адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст. 2);
  • дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (ст. 55);
  • образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно   с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 79);
  • отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ (ст. 79);
  • Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, который может создаваться органами местного самоуправления, оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам   реализации   адаптированных   общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в т. ч. включая помощь в разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ (ст. 42).

Таким образом, возможны три ситуации, связанные с организацией обучения по адаптированным образовательным программам школы:

1) ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации;

2) ребенок с ОВЗ учится в массовой общеобразовательной организации, но в отдельном классе совместно со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии;

3) ребенок с ОВЗ учится вместе со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии, в отдельной организации, осуществляющей адаптированную образовательную деятельность.

Ситуации 2 и 3 автоматически предполагают, что ученик с ОВЗ не только посетил ПМПК, но и его родители согласились, что ему необходимы специальные условия (ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эти специальные условия для обучающихся с ОВЗ спроектированы в адаптированной образовательной системе, которая в этих ситуациях является единственно возможным нормативным документом, регламентирующим образовательный процесс для гомогенной группы детей с ОВЗ.

Ситуация 1 предполагает, что несмотря на то что ученикс ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации, родители согласны, что ему необходимы специальные условия для обучения, которые рекомендованы ПМПК. Но в этой ситуации не проектируется отдельная самостоятельный образовательный комплекс для учащегося с ОВЗ, т. к. уже существует и реализуется основная образовательная программа (далее – ООП) для нормативно развивающихся одноклассников.

Эта ООП должна быть адаптирована (модифицирована) с учетом психофизиологических возможностей и образовательных потребностей учащегося с ОВЗ. Помощь педагогам массовой общеобразовательной организации в проектировании, реализации адаптированной образовательной программы и отслеживании результатов адаптированной образовательной системы должны оказать специалисты территориального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

Насколько развитой может быть организация обучения по адаптированным программам в массовой общеобразовательной организации? Очевидно, достаточно развитой, и зависеть это будет от числа учеников с ОВЗ и от различий их возможностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС), определено, что примерная основная образовательная программа начального общего образования (соответственно и адаптированная образовательная программа) должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает: а) пояснительную записку; б) планируемые результаты  освоения  обучающимися  образовательных программ  начального  общего  образования;  в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие механизмы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: а) механизм формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; б) механизмы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; в) механизм духовнонравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; г) механизм формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; д) механизм коррекционной  работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП. Организационный раздел включает: а) учебный план начального общего образования по ФГОС; б) план внеурочной деятельности; в) систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС.

Учебный план общего обучения и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами  реализации ООП начального общего образования.

Рассмотрим теперь подробнее содержательные особенности некоторых разделов адаптированной образовательной программы, которые, по нашему мнению, представляют наибольшую сложность в  проектировании.

Содержательные пояснительной записки при организации обучения по адаптированным программам

В пояснительной записке необходимо охарактеризовать  психофизиологические  особенности  обучающегося с ОВЗ, которые провоцируют трудности в освоении ООП, создают потенциальные препятствия к обучению, развитию и социальной  адаптации.

Также необходимо указать принципы и подходы к организации образовательной деятельности ребенка с ОВЗ и уточнить специальные условия для получения образования ребенком с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся  необходимую  техническую  помощь,  проведение  групповых  и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ребенком с ОВЗ (ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В ситуации 3 специальные условия получения образования ребенком с ОВЗ должны соответствовать рекомендациям ПМПК и гарантировать в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической  коррекции  (ст.   34  Федерального   закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь должна включать в себя: а) психолого-педагогическое консультирование обучающихся,ихродителей(законныхпредставителей);б)коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; в) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; г) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Если организация обучения по адаптированным программам не возможно по причине неразвитого комплекса психолого-педагогической, медицинской  и социальной помощи ученику с ОВЗ, то можно и нужно установить сетевое взаимодействие с территориальным или региональным Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 15, 42 Федерального  закона  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»).  В  этом  случаи     в пояснительной записке  должны  быть  прописаны  формы  взаимодействия  и  степень  ответственности   массовой   общеобразовательной   организации  и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Обращаем внимание, что в пояснительной записке все эти вопросы должны быть отражены конспективно (на уровне фактов), т. к. подробно они будут описаны в разделе «Система условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования».

Организация обучения по адаптированным программам: «Планируемые результаты освоения ООП»

В разделе «Панируемые результаты освоения ООП начального общего образования» необходимо уточнить и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися ООП.

Для описания образа выпускника, личностных и метапредметных результатов мы разделяем детей с ОВЗ на четыре категории (независимо от конкретного вида нарушения, установленного ПМПК). В качестве отличительного признака  мы  взяли  готовность  ученика к  обучению,  которая  определяется:     1) тяжестью нарушения его психического развития; 2) эффективностью ранней коррекционной помощи.

Группа А – дети, которым эффективная ранняя коррекционная помощь помогла минимизировать последствия незначительных нарушений психического развития. К моменту поступления в школу они достигли уровня развития, близкого к возрастной норме. Они имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Поэтому организация обучения по адаптированным программам в их случае может проводиться в полном объеме в соответствии с требованиями ФГОС, находясь в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки. По отношению к ним можно говорить о полноценном цензовом образовании (качество образования).

Группа В – дети, которые к моменту поступления в школу имеют незначительное отставание от уровня развития, соответствующего возрастной норме. Причин (или их сочетаний) может быть несколько: несвоевременная ранняя коррекционная помощь (или ее отсутствие); ранняя коррекционная помощь оказалась недостаточно эффективной; тяжесть основного нарушения психофизиологического здоровья учащегося спровоцировала серьезные нарушения в его психическом развитии; педагогическая несостоятельность семьи ученика с ОВЗ негативно сказалась на его воспитании и социализации. Ученик должен получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированному образованию. Он может получить полноценное цензовое образование (качество образования), но в пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями.

Группа С – дети, у которых тяжесть основного нарушения психофизиологического здоровья спровоцировала серьезные нарушения в его психическом развитии, что делает невозможным получение полноценного цензового образования. Поэтому обучать ученика желательно в отдельных (специальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам. В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на академические знания и умения, а на приобретение учащимся практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности.  Актуально   приобретение   положительного   опыта   общения  и взаимодействия в  совместной  деятельности  со  здоровыми  сверстниками. В этом случае можно говорить о полноценном цензовом образовании для этой группы детей в плане их воспитания, социализации и подготовке к дальнейшей самостоятельной жизни.

Группа D – дети со сложными дефектами и с расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно,     а приобретение практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности, определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями. Следовательно, для группы D организация обучения по адаптированным программам должна проводиться строго индивидуально. Ввиду невозможности полноценного традиционного обучения детей с ОВЗ в группе D усилия педагогов, дефектологов и социальных работников должны быть направлены на максимально возможную социализацию такого ребенка, т. е. он может и должен находиться в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны.

Организация обучения по адаптированным программам: предметные результаты

Предметные результаты освоения ООП начального общего образования детьми с ОВЗ мы предлагаем также формулировать для каждой из групп (A, B, C, D), которые могут быть уточнены и детализированы с учетом психофизиологических особенностей конкретного ученика или группы детей и рекомендаций ПМПК (табл. 1).

Для учащихся с ОВЗ группы А предметные результаты освоения ООП начального общего образования, по нашему мнению, должны совпадать с предметными результатами для массовой  общеобразовательной  организации,  представленными в ФГОС начального общего образования. Однако это не отменяет их конкретизацию и уточнение с учетом психофизиологических особенностей конкретного ребенка или группы детей и рекомендаций ПМПК.

Таблица 1

Предметные результаты освоения ООП начального общего образования детьми с ОВЗ группы В, C и D

Предметная область

Предметные результаты освоения ООП начального общего образования

1

2

Дети с ОВЗ группы В

Филология (русский язык; литературное чтение)

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Формирование стремления к правильной устной и письменной речи с учетом психического развития ребенка.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

5. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, способности к осмысленному чтению и письму.
6. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

7. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
8. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

9. Понимание роли чтения для успешности обучения по всем учебным предметам; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
10. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных 
и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

11. Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Математика
и информатика

1. Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
2. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).
3. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать простейшие текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.
4. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности; прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов)

Обществознание
и естествознание (окружающий мир)

1. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
2. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
5. Развитие представлений об окружающем мире.
6. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

7. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии
с миром живой и неживой природы.
8. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
9. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Основы духовнонравственной культуры народов России

1. Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию.
2. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
3. Становление внутренней установки поступать в соответствии с нравственными законами
и светскими правилами общественного поведения.
4. Осознание ценности человеческой жизни и недопустимости насилия

Искусство (изобразительное искусство; музыка)

1. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
2. Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. 3. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

4. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства.
5. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

6. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства

Технология

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.

3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских) и технологических задач.
4. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной трудовой деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
5. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким

Физическая культура

1. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
2. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

3. Овладение ребенком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.

4. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
5. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

6. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
7. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

8. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). 9. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

Дети с ОВЗ групп С и D

Филология
(русский язык; литературное чтение)

1. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
2. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания 
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

3. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, способности к осмысленному чтению и письму.
4. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
5. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту
и развитию ребенка.
6. Готовность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
в соответствии с индивидуальным уровнем психического развития.
7. Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования простейших жизненных и практико-ориентированных текстов

Математика
и информатика

1. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).
2. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать простейшие текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом, распознавать и изображать геометрические фигуры.

3. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту и с учетом индивидуального уровня психического развития житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности)

Обществознание
и естествознание (окружающий мир)

1. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны.
2. Осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Формирование элементарных представлений об окружающем мире (природы, животных, вещей и людей).
5. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

6. Развитие активности и любознательности во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
7. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей и в открытом информационном пространстве).
8. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Основы духовнонравственной культуры народов России

1. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре и истории России, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
2. Становление внутренней установки поступать в соответствии с нравственными законами 
и светскими правилами общественного поведения.

3. Осознание ценности человеческой жизни и недопустимости насилия

Искусство (изобразительное искусство; музыка)

1. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
2. Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. 3. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства.

4. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
5. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства

Технология

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.
2. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.

3. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной трудовой деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
4. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким

Физическая культура

1. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
2. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

3. Овладение ребенком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
4. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

5. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
6. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
7. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
8. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

9. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

Предметные результаты освоения ООП детьми с ОВЗ групп С и D в процессе организации обучения по адаптированной образовательной программе могут быть скорректированы и оптимизированы с учетом индивидуальных психофизиологических возможностей ребенка с целью приобретения им практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности.

Правила проектирования механизма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования не зависят от психофизиологических особенностей учащихся (отличия возможны лишь в содержании и выборе форм). Для ситуация 2 и 3 это будет единая программа, а для ситуации 1, очевидно, возможно существование нескольких программ (массовая для  группы  нормативно  развивающихся  обучающихся  и индивидуальные для обучающихся с ОВЗ). Однако во всех ситуациях алгоритм проектирования механизма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования един для всех обучающихся.

Подбор отдельных учебных предметов и курсов в части организации обучения по адаптированным программам

Самый сложный и проблемный вопрос – подбор отдельных учебных предметов и курсов для адаптированного обучения. На сегодняшний день существуют примерные программы по всем учебным предметам и курсам в соответствии с требованиями ФГОС начального общего об разования только для массовой общеобразовательной организации. Для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированному обучению для различных категорий детей с ОВЗ (бывшие специальные коррекционные школы), действуют только авторские рабочие программы, допущенные Минобразования России в 2004 г.

Поэтому мы считаем, в ситуациях, когда: а) ребенок с ОВЗ учится в массовой общеобразовательной организации, но в отдельном классе совместно со свер- стниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии; б) ребе- нок с ОВЗ учится вместе со сверстниками, имеющими схожие проблемы в пси- хофизическом    развитии,    в    отдельной    организации,    осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным ООП, должны продолжать действовать авторские программы учебных предметов и курсов, допущенные к  использованию  в  соответствующих  типах  специальных (коррекционных) школ (в старой терминологии).

Конечно, все эти программы должны быть модифицированы с учетом требований ФГОС. Мы предлагаем следующее: 

а) педагог внимательно знакомится с Примерными учебными программами массовой общеобразовательной организации для установления их принципи- альных особенностей в части разделов «Общая характеристика примерной программы (по предмету)», «Характеристика содержания начального общего образования (по предмету)» и «Требования к результатам обучения и освое- ния содержания курса»;

б) используя содержание раздела «Панируемые ре- зультаты освоения адаптированной общеобразовательной программы на- чального  общего  образования»  внести  необходимые  изменения  в  разделы «Общая характеристика примерной программы (по предмету)», «Характери- стика содержания начального общего образования (по предмету)» и «Требова- ния к результатам обучения и освоения содержания курса» модифицирован- ной программы.

В ситуации, когда ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развиваю- щимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организа- ции, необходимо выделить два обстоятельства: а) речь идет о ребенке с ОВЗ из группы А; б) речь идет о ребенке с ОВЗ из групп B, C или D.

В первом случае при организации обучения по адаптированным программам педагог использует примерные и (или) авторские рабочие программы для массовой общеобразовательной организации, внеся в них несущественные изменения (уточнения) с учетом психофизиологических осо- бенностей ребенка с ОВЗ, отмеченные в рекомендациях территориальной ПМПК.

Во втором случае педагогу придется нести существенные изменения во все разделы примерных и (или) авторских рабочих программ для массовой обще- образовательной организации, выделяя в них содержание и характеристики основных видов деятельности ребенка с ОВЗ, учитывая его психофизиологи- ческие особенности и содержание соответствующих авторских рабочих про- грамм, допущенных к использованию в соответствующих типах специальных (коррекционных) школ (табл. 2).

Примерная схема тематического планирования рабочей программы, когда ребенок с ОВЗ из групп B, C или D учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации 

Примерное тематическое планирование для нормативно развивающихся учащихся

Примерное тематическое планирование для ребенка с ОВЗ

Название темы и количество часов, запланированное на ее изучение

Основное содержание темы

Характеристика

основных видов деятельности ученика

Основное содержание темы

Характеристика

основных видов деятельности ученика

Очевидно, что таких модификаций тематического планирования рабочей программы по предметам начального образования в массовой общеобразо- вательной организации может быть несколько в зависимости от количества детей с ОВЗ, обучающихся совместно с нормативно развивающимися свер- стниками.

Во всех разобранных ситуациях необходимую методическую помощь педа- гогу должны оказать специалисты Центра психолого-педагогической, меди- цинской и социальной помощи.

Особенности составления учебного плана при организации обучения по адаптированным программам

В заключение остановимся на особенностях учебного плана, реализуемого в рамках адаптированной образовательной программы начального общего образования.

Учебный план начального общего образования для ситуации 2  (ребенок    с ОВЗ учится в массовой общеобразовательной организации в отдельном классе совместно со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофи- зическом развитии) и для ситуации 3 (ребенок с ОВЗ учится вместе со свер- стниками,  имеющими  схожие  проблемы  в  психофизическом  развитии,  в отадаптированным образовательным программам) должен составляться в соот- ветствии   с приказом   Минобразования   России   от   10.04.2002   №  29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образова- тельных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в раз- витии» и с учетом требований ФГОС начального общего образования.

Индивидуально-групповые занятия в рамках реализации программы кор- рекционной работы частично могут реализовываться за счет часов внеуроч- ной деятельности, которая по требованиям ФГОС начального общего образо- вания может составлять более 3345 ч за четыре года обучения.

Учебный план начального общего образования для ситуации 1 (ребенок  с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в усло- виях массовой общеобразовательной организации) един для всех обучающих- ся и должен быть составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. В  этой  ситуации  коррекционная  деятельность  реализуется  полностью  за счет часов внеурочной деятельности.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль