Система словарной работы в начальной школе: проблемы и перспективы

126

Анализ методик словарной работы в начальной школе сегодня приводит к пониманию, что ее многообразие сводится к действию над правописанием конкретной языковой единицы, педагоги акцентируют внимание на работе с орфографией, тогда как лексическая составляющая обходится стороной. Дело в том, что учителя, как правило, не употребляют сложные лексические термины и понятия, и главная цель словарной работы на уроках русской речи; это умение правильного правописания слов без ошибок в предложениях.

Актуальность данного вопроса сегодня обусловлена и тем, занятиях по русской лексике и чтению мы зачастую видим скудные в лексическом понимании ответы. А так называемая бедная лексика перекликается и с бедным синтаксисом. То есть, небольшой словарный запас ученика, другими словами, скудная читательская грамотность, сегодня мешает его успешной деятельности по орфографии. И проверяя, как написаны безударные гласные, школьники зачастую не находят нужных проверочных слов, так как их попросту не существует в словарном запасе учеников. Другим словами, целесообразность лексической тематики в школе сегодня не вызывает никаких сомнений.

Эффективность словарно-орфографической работы в школе зависит не только от высокой квалификации учителя русского языка, но и от таких условий:

  • Должна осуществляться комплексное действие со словами;
  • важно проводить систематический лексический анализ языковой единицы;
  • нужно формировать орфографическую грамотность посредством этимологического анализа;
  • также нужно уделять внимание использованию лексико-орфографических упражнений на уроках русского языка занятию с орфографической грамотностью, обогащая словарь младших

Сегодня особо остро недостаточность организации словарной работы проявляется в младших классах, так как программа начальной школы на сегодняшний день не предусматривает изучение лексики отдельным разделом. В методических рекоментациях можно найти отдельные данные о синонимии и антонимии, но и эта тематика рассмотрена достаточно плохо. Материал о таких явлениях, как омонимия, фразеология, этимология практически не встречается. Зачастую причина отсутствия словарной работы в начальной школе на уроке русского языка кроется в низком уровне языковой компетенции самих учителей. И если рассматривать перечисленные проблемы, становится понятно, что в современной начальной школе попросту не применяется системный подход в организации словарной работы на уроках русского языка.

Словарная работа в начальной школе: определение понятия «трудные слова»

Содержание словарной работы на уроках русского языка обусловливается сложностями детей в овладении тем или другим словом. Предметом особого внимания педагогов являются т. н. трудные слова. В системе существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного понимания трудности, чаще всего орфографические (слова с безударными гласными в корне). Их делят на следующие группы: слова, трудные для учащихся с точки зрения:

  • написания;
  • написания и произношения;
  • написания и значения;
  • написания и связи с другими словами;
  • написания, значения и связи с другими словами;
  • написания, значения, произношения и связи с другими словами.

На основе такой классификации легче осуществить дифференцированный подход к словам, вызывающим различные трудности при знакомстве с ними.

К сожалению, в части словарной работы в начальной школе термин «трудные слова» понимается достаточно узко: это слова, которые имеют в современном языке написания, которые трудно проверить. Правописание этих слов базируется на исторических принципах орфографии, и если опираться на них, можно говорить, что морфемы родственных слов выглядят единообразно, однако проверить их с помощью современной русской лексики попросту невозможно, и потому их правописание нужно запоминать.

Впрочем, не обращая внимание на необходимость реализации так называемой орфографической грамотности у учеников, не стоит всю словарную лексику делать словарно-орфографической. Поскольку занятие с правописанием детей имеет смысл только в общем контексте их речи.

Понятие «словарная работа» сегодня подразумевает анализ правописания слов, которые невозможно проверить правилами, трудных по написанию или тех, которые еще мало известны. И здесь имеется в виду необходимость усвоения учениками новых слов и их критериев: оттенков, эмоциональной окраски, сфер использования, переносности значений, а также наличия синонимов, антонимов, омонимов  активизации словаря в контексте.

Если брать во внимание современное понимание термина «словарная работа в начальной школе», можно выделить два критерия: лексическая работа и орфографическая работа. В таком случае базой системы обогащения речи школьников начальных классов лексическими средствами считается уровневая структура языка. И лексическая должна включать в себя пять базовых направлений:

  1. Объяснение лексемы.
  2. Этимологический анализ.
  3. Синонимические связи.
  4. Антонимические связи.
  5. Фразеологические отношения.

Рассмотрим в общих чертах методику по каждому из вышеназванных направлений.

Толкование лексемы в процессе словарной работы в начальной школе

Чтобы объяснить понимание слов, нужно пользоваться общей дидактической целью, которая призвана повышать степень самостоятельности активности учащихся, добиваться того, чтобы школьники сами искали смысл слов. В данном случае можно назвать три критерия толкования смысла слова: наглядный, семантический, контекстуальный. Это эффективные методики, но в своей работе педагог обязан определять их по степени сложности. Так, метод наглядного изучения стоит использовать на первых фазах учебы.

Это поспособствует тому, что ученик будет идти к слову от представления, от реальности и будет сознательно использовать слова в речи. Семантическая и контекстуальная методики толкования слов лучше использовать уже во втором классе, причем совместно с наглядным. Не менее познавательным приемом пояснения понимания слов считаются упражнения с загадками. Ученики читают загадку, ищут на нее ответ и доказывают, что он верный. Разнообразит упражнения по объяснению смысла слова материал, умело подобранный педагогом.

Этимологический анализ, как часть словарной работы в начальной школе

Этимологическая справка – это понятие, которое содержит информацию о природе слова, о его истинном значении. Такая справка является одной из методик, которые обеспечивают осмысленность и прочность понимания написаний, которые невозможно проверить. Возвращаясь в прошлое, ученики как бы открывают для себя его местонахождение в современном языке; это дает возможность точнее и вернее понимать смысл слова, что упрочняет его орфографический «облик», улучшает художественно-выразительные возможности. Истории о происхождении слов – один из наиболее действенных способов, способствующих лучшему обучению русскому языку в школе. И этот способ не только обучающий, но и развивающий, воспитывающий и занимательный.

Элементы этимологического анализа, как части словарной работы в начальной школе, сегодня можно ввести в занятия уже с первого класса, окончив период обучения грамоте. Работа в данном случае начинается знакомством с этимологией старо-русских звукоподражательных слов. После чего уже можно приступать к этимологическому анализу и прочих единиц языка. Однако в данном случае желательно, чтобы ученики после ознакомления с этимологической справкой кратко записали историю слова в тетрадь. Например: медведь – мед, ведающий = «знающий, где есть мед». Позднее, спустя время, когда дети ознакомятся с таким понятием как «корень слова» в русском языке, им можно вводить термин «исторический корень слова». И понимание разницы между этими терминами создаст базу для запоминания значений и написания слов.

Этимологический анализ на первый взгляд кажется сложным для учеников начальных классов, но на практике выясняется, что дети не только хорошо понимают иностранные слова, от которых произошли слова в русском словаре, но и умело пользуются ими для проверочной работы. Также важно понимание имманентных (изначальных) значений производящих слов для правильного употребления производных от них в русском словаре.

Ознакомление учеников с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к лексическим знаниям, развитию орфографической зоркости, обогащению лексикона, но и возникновению искры к овладению тайнами родной речи.

Словарная работа в начальной школе: синонимы

Упражнения с синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин «синонимы» целесообразнее заменять термином «слова-братья» или «словадрузья». Наблюдая за такими словами, учащиеся практически усваивают явление синонимии.


Пример:

Вариант знакомства учащихся с синонимами

Учитель: Сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по-разному называют один и тот же предмет, признак или действие.

Скажи: «Родник» – И вот возник,

Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем!)

Разные слова «родник» и «ключ», а называют одно и то же. Таких слов в русской речи много. Называют их «слова-друзья», что значит «близкие по значению слова» или «слова, которые по-разному называют одно и то же».


Во втором классе, в процессе словарной работы в начальной школе, можно ознакомить учеников с терминами: «синонимы», «синонимический ряд». И сделать это лучше при помощи специальной иллюстрированной сказки.


«Слова-братья»

«Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый».


Если говорить с учениками о наличии в лексике синонимов, таким образом расширяя у детей их словарный запас, важно включить в обсуждение и вопрос о том, зачем мы придумали настолько много близких по значению слов, а наша лексика их вобрала в себя. Не лишние ли они, может стоило бы вычеркнуть их из словаря? Это задание стоит решать на конкретных примерах. Сопоставление слов, понимание того, что ненужных среди них нет, поскольку каждое слово включает в себя какой-либо оттенок, дает возможность понять, что синонимы – это не только слова, близкие по значению, но слова, которые немного отличаются друг от друга. Потому язык до сих пор хранит их, давая возможность нам более точно выражать свои мысли. Подобное наблюдение определенно поспособствует тому, что дети научатся чувствовать слово и осознанно подходить к его выборке.


Памятка для учащихся

  • 1. Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться).
  • 2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный – веселый – грустный; смелый – бесстрашный – храбрый – мужественный – отважный).
  • 3. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

На данном этапе дети ищут синонимы, поясняют их смысловую нагрузку, определяют оттенки смысла, находят различия между синонимами. Как правило, при работе с синонимическим рядом обучающиеся расставляют словапо нарастающей линейке качества: большой, огромный, громадный.

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок. На этом этапе целесообразно вместе с учащимися составить памятку обобщенного характера.

Словарная работа в начальной школе: антонимия


Памятка для учащихся
1. Антонимы – это слова с противоположным значением: веселье – грусть, веселый – грустный, веселиться – грустить.
2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело – грустно), но и однокоренные слова (весело – невесело, убегать – прибегать).
3. Не все слова имеют антонимы. 


В ходе словарной работы в начальной школе антонимы важно начать изучать в первом классе, дабы впоследствии усложняться, главным образом в связи прочитанными текстами и с различными грамматическими темами. По началу теоретические знания учащимся по сути не нужны, ведь в это время понятие «антонимы» нужно заменить понятием «слова-противники» или «слова-враги», что означает «слова, противоположные по смыслу»: день – ночь, холодно – тепло, входить – выходить. Противоположное понимание этих слов, как правило, понятно детям. Ознакомить младших школьников с самим фактом слов с противоположным значением, с антонимами, можно посредством следующих строк:


Пример:

Вариант знакомства учащихся с антонимами Учитель:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь НИЗКО, Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь …

Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ХРАБРЕЦ, Теперь НАЧАЛО я скажу, – Ну, отвечай ..!

Смотрите, как интересно устроен наш язык, – в нем есть слова с противоположным значением, как бы «слова наоборот», «слова-противники». А зачем они нужны в языке? Чтобы мы могли выражать противоположные значения. Например, у одного человека голос громкий, а у другого – … ; для одного задача легкая, а для другого – … ; старушка идет медленно, а молодые люди –….


В дальнейшем игры в «слова наоборот» могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и т. д. Они помогут активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Во втором классе учащихся необходимо познакомить с термином «антонимы». При введении данного понятия стоит вместе с детьми сравнить его со словом «синонимы».


Пример:

Сравнение слов «антоним» и «синоним»

Учитель: Само слово «антоним», наверное, напоминает вам другой термин, с которым мы уже знакомы, не так ли? Кто скажет об этом?

Учащиеся: Слово «антоним» похоже на слово «синоним». У них одинаковая вторая часть.

Учитель: А вы знаете почему?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Вторая часть этих слов-терминов – онима – по-гречески означает «имя, слово». А если к этому еще добавить первую часть – анти, что значит «против, противоположный», – то получится слово «антоним».


Здесь нужно обратить серьезное внимание учеников на то, что далеко не все слова русского лексикона обладают соотносительными словами с противоположным смыслом. Однако, в это же время иные слова в том случае, если они многозначны, имеют несколько антонимов: легкая (ноша) – тяжелая; легкая (задача) – трудная; легкая (походка) – грузная; легкий (мороз) – сильный; легкая (музыка) – серьезная; легкий (сон) – глубокий.

В третьем классе, изучая тему «Глаголы», можно целесообразно наблюдать разнокорневые (прибавить – отнять) и однокорневые (присутствовать – отсутствовать) антонимы. Благодаря этому действию получится воспользоваться разбором «слов-врагов» по составу. При этом детям важно помнить, что «врагами» эти слова становятся благодаря приставкам. Здесь же, обобщая понимание темы антонимов, следует составить памятку вместе с детьми.

Работа над фразеологией, как важная часть словарной работы в начальной школе


Памятка для учащихся

1. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык – замолчать; как снег на голову – внезапно.

2. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.

3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать – у черта на куличках; пропустить мимо ушей – навострить уши).


Упражнения с фразеологией стоит вести совместно со словарной работой на уроках русской лексики, причем не эпизодически, а в системе – уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин «фразеологизм» эффективнее заменить термином «крылатые слова», что значит «слова, которые как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава». Во втором классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, уместно познакомить их с «серьезным» лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации. Это можно сделать с помощью рассказа:


Фразеология

«Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну деталь в виде буквы Ф.

Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности и в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в том необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например, существуют слова “вода”, “не”, “разлить” и фразеологизм “водой не разольешь”. Так из слов, вернее, из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов.

Слова теряют вдруг свои прежние значения: “золотые руки” – здесь нет ничего сделанного из золота; “висеть на волоске” – никто не висит, да и волоска не видно.

Русская речь очень богата фразеологическими оборотами. Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной».


В течение данного этапа словарной работы в начальной школе ученики, работу которых контролирует педагог, учатся понимать, что устойчивых выражениях сложно поменять одно слово на другое. И если, скажем, речь идет о небольшом количестве, можно говорить «капля в море» (но не в океане), «кот наплакал» (но не кошка). Дети также должны осознать, что большинство фразеологических оборотов не допускает также изменения линейки словарного ряда. С помощью учителя дети учатся заменять устойчивые сочетания слов близкими по значению словосочетаниями или отдельными словами.

Здесь дети должны не только записывать и запоминать то или иное фразеологическое сочетание, но и важно усвоить его смысл, чтобы правильно употреблять его в своей речи впоследствии. Для того чтобы осуществить это, педагог может предложить ученикам самостоятельно конструировать предложения с включением фразеологических сочетаний, если сильного класс сильный, можно предложить написать сказку или миниатюру, в которой были бы учтены знакомые фразеологизмы. С одной стороны, данный прием способствует тому, что ученики глубже понимают переносный смысл этих словосочетаний, а с другой – он стимулирует словарное творчество.

В третьем классе учащиеся продолжают наблюдать за смыслом крылатых выражений. Они подводятся к выводу, что устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы, упражняются в подборе фразеологизмов-синонимов. В это же время учащиеся также знакомятся с фразеологизмами-антонимами. Не менее важно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи и особенно на использовании их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль