Мультипликационный фильм как средство формирования универсальных учебных действий

70

Проектирование учебной ситуации: формирование универсальных учебных действий в начальной школе

Одна из главных задач современной системы образования – это формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивали бы школьникам умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При ее решении необходима реализация деятельностной модели обучения, лежащей в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Также эта модель базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Функция учителя в деятельностной модели обучения проявляется в работе по управлению процессом обучения, по организации условий, провоцирующих формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Эти условия могут быть заданы и описаны, если использовать:

  • образцы деятельности;
  • различные методические или дидактические средства;
  • последовательность выполняемых действий, через особенности организации урока или особую структурную единицу учебного процесса – учебною ситуацию.

Это полезно знать

Учебная ситуация – это специальная единица учебного процесса, которая предполагает, что учащиеся при помощи учителя обнаруживают предмет своего действия, анализируют его, совершают разнообразные учебные действия, а также преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают собственное описание и т. д. В отдельных случаях запоминают, т. е. овладевают универсальными способами деятельности.


В процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе необходимо учитывать:

  • возраст обучающихся (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
  • специфику преподаваемого предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части типами формируемых умений).

Однако можно говорить об учебных ситуациях, способствующих формированию УУД обучающихся, тогда их проектирование возможно на любом предмете;

  • меры сформированности действий обучающихся (имеются в виду исполнительские, которые не требуют активного содействия педагога, или ориентировочные, которые могут осуществляться исключительно при участии педагога).

Формы организации учебных ситуаций бывают разными. Многое в процессе их зарождения и развития зависит как от объективных обстоятельств, так и от субъекта педагогической деятельности – учителя. В целом к учебным ситуациям, которые можно сформировать в младшем школьном возрасте, можно отнести следующие критерии:

  • выбор;
  • успех;
  • проблемные учебные ситуации;
  • решение проблемных учебных упражнений;
  • самооценка;
  • общение;
  • убеждение;
  • сопереживание;
  • игра;
  • освоение новых способов деятельности.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с помощью видео 

Современный младший школьник живет в условиях информационного изобилия, для которого в буквальном смысле слова характерно принципиально новое образовательное поле. Здесь имеются в виду технологичные информационные средства обучения и развития, а именно аудио-, видео-, мультимедиа-технологии и др. Так как младшие школьники, как правило, воспринимают и усваивают информацию посредством визуализации, то видео становится наиболее распространенным и востребованным источником медиаобразовательной информации.

В современной педагогике видео – это техническое средство обучения, устройство для трансляции информации, метод (видеометод), наглядности (зрительной динамической наглядности), который отражает совместную деятельность учителя по восприятию и обсуждению источников экранного преподнесения информации. В процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе важно понимать, что в отдельных случаях видео может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, обусловливающей способ, временной и порядковый режим организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.

При помощи дидактических видеоматериалов можно:

  • представлять различную информацию; видео также может выступать как основной источник знаний;
  • иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его;
  • расширять кругозор в той или иной области знаний;
  • формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.;
  • создать условия, которые будут способствовать для мотивации познавательной деятельности;
  • управлять процессом познания;
  • обобщать учебный материал;
  • организовать собственную познавательную деятельность;
  • развивать мыслительную активность детей.

Использование мультипликационного фильма при формировании универсальных учебных действий в начальной школе

Образовательный фактор видео позволяет успешно решать задачи современного образования, а именно создавать условия для формирования УУД у школьников младших классов. Использование видеоматериала способствует тому, что происходит подача в сжатом, концентрированном виде большого массива информации, которая заранее подготовлена для восприятия на профессиональном уровне, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Поэтому видео – это один из самых мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Видеоматериал может использоваться как на ступени начального образования, так и на всех этапах обучения.

Внедрение видео в педагогику младших школьников не является чем-то новым: педагогическая наука уже на сегодняшний день накопила определенный опыт использования видео в образовательной работе со школьниками младшего возраста. Видео для младших школьников – это, прежде всего, мультипликационные фильмы.

Многие педагоги считают, что просмотр мультипликационных фильмов – это лишь средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.


Это полезно знать

Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение) позволяет не только «оживить», но и «олицетворить» героев литературных произведений, сказок, сценариев и т. д. благодаря выразительным возможностям, сделать их понятными для детей.


Как эффективно включить мультипликационный фильм в процесс формирования универсальных учебных действий в начальной школе? Характерная особенность учащихся младшего возраста – это эмоциональность восприятия. А что, как не просмотр мультипликационного фильма, может быть еще более эмоциональным? И что, как не мультфильм, поможет школьнику развить воображение?

Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание материала. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видео обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.

Обращение к мультфильму не случайно. Мультипликация играет большую роль в жизни современного ребенка. Мультфильмы являются одним из наиболее значимых механизмов социализации младших школьников, они влияют на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей.

Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

Основные черты современной мультипликации: обилие яркости и образности; характерные краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добра и зла; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Это характерные черты отвечают потребностям младшего школьника, и поэтому мультфильмы так любимы ими. Обладая особыми возможностями воздействия, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности. Положительное влияние большинства отечественный мультфильмов на разностороннее развитие ребенка неоспоримо. Отечественные мультфильмы пропитанны добротой, теплотой, любовью, они подают пример для подражания, учат детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.

Мультипликация в процессе формирования универсальных учебных действий в начальной школе стимулирует у младшего школьника работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщенных образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Чаще всего к мультипликационному фильму обращаются, как к средству создания учебной ситуации с младшими школьниками. И обусловлено это представлением о просмотре мультфильма как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о процессе образования некой связи между мультипликационными событиями и поведением в реальной жизни. Однако обучающиеся 1-го класса часто воспринимают только внешнюю, яркую, динамическую оболочку мультфильма и при этом не всегда способны вникнуть в суть идеи и отношений мультипликационных героев.

Мультипликационные фильмы – это обширная область для создания условий, способствующих решению задач современного образования, поэтому следует очень внимательно относиться к их содержанию и ценностно-смысловому контексту, т. к. почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности.

Многие обучающие чувствуют желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев в ходе просмотра мультфильма или после него. И это способствует формированию универсальных учебных действий в начальной школе. В то же время мультфильм – средство формирования познавательных УУД: если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, не известным ему, то он тут же стремится получить их объяснение, прокомментировать отдельные события, дать оценку поступкам мультипликационных героев.

В процессе просмотра мультфильма, особенного незнакомого детям, используется прием «стоп-кадр»: в какой-то проблемный, конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливается, и обучающимся предлагается предвосхитить дальнейшие события, найти конструктивное или творческое решение проблемной ситуации, что способствует формированию регулятивных УУД обучающихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль