Развитие поликультурного образования в многонациональной школе

37

Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности. Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии. Развитие поликультурного образования – сравнительно новая концепция, которая будет трансформироваться, с тем чтобы отвечать потребностям постоянно меняющегося общества.

В 2011 г. МОУ «Живайкинская средняя общеобразовательная школа» с. Живайкино Ульяновской области (далее – ОО) начала реализацию программы «Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе» и приобрела статус областной экспериментальной площадки. В представленной статье описан опыт работы педагогов ОО по теме организации поликультурного образования в сельской школе. 

Методика развития поликультурного образования

Специфика методов поликультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации учащегося, уровнем его знаний о поликультурной среде, эмоциональной и поведенческой культурой ребенка.

Исходя из целей развития поликультурного образования, все многообразие ее методов можно свести к четырем группам:

  • методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания;

  • методы получения новых знаний и практических умений и навыков;

  • рефлексивные методы;

  • методы моделирования и проектирования деятельности.

Технологии поликультурного образования предполагают:

  • отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников;

  • отношение к общеобразовательной организации как к целостному поликультурному образовательному пространству школы, где воссоздаются культурные образцы совместной жизни представителей разных культур.

Задачи социокультурной идентификации могут быть решены в результате использования бесед, дискуссий, изучения обычаев и традиций разных народов. Эти методы должны обеспечить положительное самоопределение учащихся по отношению к поликультурной образовательной деятельности, подготовить их к межкультурному диалогу. При отборе форм учебной деятельности педагог должен опираться на обратную связь в работе с учащимися, которая может быть организована через диалоговые формы работы – беседы, защиты проектов и т. д.

Одно из главных требований в процессе развития поликультурного образования – это использование образовательных возможностей социальной среды, а также создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность среди учащихся. 

Это полезно знать

При отборе содержания поликультурного образования младших школьников следует учитывать:

  • социокультурное окружение учащихся;

  • индивидуальный интерес учащихся к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;

  • изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп);

  • этнические, социально-экономические особенности региона;

  • методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива. 

Роль школьного музея в процессе развития поликультурного образования

Важную роль в организации поликультурного образования в ОО играет школьный музей. Музей сохраняет и экспонирует природное и предметное окружение наших предков, обеспечивает связь веков, становится решающим фактором сохранения национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» именно в музее приобретают ту реальность и значимость, которых невозможно достичь в любой другой сфере духовной жизни.

В ОО школьный музей был создан как комплексный, в его экспонатах отражены исторические, археологические, этнографические особенности области, района и, в частности, с. Живайкино (руководитель музея Е.В. Егорова).

Музей состоит из двух залов. Один зал занимает экспозиция «Жилище и быт крестьянской семьи». Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: «Домашняя утварь», «Элементы вышивки», «Народный фольклор» и др. Именно тут дети впервые видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кувшин, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.

В основу проектно-исследовательской деятельности в части развития поликультурного образования учащихся положена личностная направленность, которая выражается:

  • в добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • проявлении учителем доверия к ребенку при выборе им средств достижения поставленной цели;

  • вере в потенциальные возможности каждого ребенка;

  • применении оптимистической стратегии в определении изменений в отношениях между детьми;

  • предупреждении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждении у них новых интересов;

  • формировании у школьников, при осознании своей принадлежности к той или иной группе людей, стремления к продуктивному сосуществованию с иными группами. 

Печка, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игрыдраматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например: «Кукла от истоков до наших дней», «История вещей».

Во втором зале представлена выставка экспонатов, посвященных истории родного края. Предметы здесь условно поделены на разделы: «История села Живайкино», «Симбирск – Ульяновск», «Тектоника и геологическое прошлое нашего края», «Великая Отечественная война в жизни села», «Вероисповедание жителей села» и др.

Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги школы воспитывают у детей интерес к родному краю. Отметим, что музейная педагогика помогает педагогам школы решать практически все задачи поликультурного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию школы с семьей и социумом.

Проектноисследовательская деятельность учащихся в рамках развития поликультурного образования 

Важным направлением поликультурного воспитания школьников является проектно-исследовательская деятельность учащихся. В ОО данное направление работы выражается в создании исследовательских групп школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Ведь знание обширной информации о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений.

В процессе проектно-исследовательской деятельности ученики приобщаются к богатому культурному наследию народов нашей страны. Перед педагогами стоят задачи: заинтересовать детей изучением культуры и традиций различных национальностей, корректировать воздействие на учащихся социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. При этом следует учитывать избирательность интересов школьников и специфику проектов.

Условия формирования системы организации и развития поликультурного образования в ОО

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что педагогический коллектив определил условия формирования системы организации поликультурного образования в ОО. Ниже представлены их краткие характеристики.

Формирование системы организации поликультурного образования в ОО возможно с применением следующих средств:

  • изучения младшими школьниками родного языка, что рассматривается как образовательный культурный маршрут, путь к ценностям культуры.

  • развития личности, что подразумевает:
    • возрождение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России и значения культурного наследия многонационального народа России для формирования личностных качеств учащихся;

    • формирование высоких нравственных качеств личности (учебные предметы: «Окружающий мир», «Литературное чтение» и др.);

    • формирование чувства гражданской идентичности и гражданских качеств личности через представление о себе как гражданине многонациональной России (краеведение);

    • формирование толерантного сознания (учебные предметы, внеурочная деятельность);

    •  изучение народной культуры, ее традиций (учебные предметы, внеурочная деятельность);

    • создание службы психологической поддержки детей по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях проживания в одном населенном пункте;

  • урочной деятельности, что обеспечивает ознакомление и изучение учащимися обычаев, языка, культуры и истории различных народов в ходе творческой деятельности на различных учебных предметах;

  • внеурочной деятельности, что подразумевает
    • посещение детьми факультативов, кружков, классных часов; участие в работе клуба «Дружба», музейной работе, смотрах и конкурсах;

    • создание цикла мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности;

  • работы ОО с окружающим социумом, что обеспечивается проведением родительских собраний, школьных вечеров, конкурсов и фестивалей по темам поликультурного образования и воспитания; встреч с представителями учреждений культуры и религиозных организаций;

  • областной программы развития инновационных процессов, которая направлена на создание системы научно-методической поддержки поликультурного образования в регионе;

  • формирования банка методических материалов, направленных на поликультурное образование учащихся и развитие у них толерантности.

Представленная в статье модель развития поликультурного образования в ОО отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, содержание, технологии реализации поликультурного образования, что позволит формировать поликультурную компетентность участников образовательных отношений.

Развитие поликультурного образования в многонациональной школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль