Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

115

Любой образованный человек должен уметь самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выделять гипотезы, делать выводы и умозаключения, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и рассказывать обо всем так, чтобы окружающим было интересно слушать и читать. А чтобы получать более полное удовольствие от своей деятельности, от взаимодействия с людьми, каждый человек должен уметь письменно и устно выражать свои мысли.

Поэтому на уроках развития речи, литературного чтения необходимо взращивать у младших школьников интерес к эпистолярному жанру (написание писем, заметок), привлекать их внимания к ценностям родного языка, работать с программой школьной газеты. Кроме того, такая работа стимулирует общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, создает условия для достижения успеха всеми учениками.

Написание писем, посланий, заметок – естественный и необходимый вид деятельности всякого грамотного человека, ведь личная и деловая переписка очень важна в жизни каждого. Письма – это благодатный материал для упражнений в выражении и изложении мыслей, т. к. они совмещают в себе и повествование, и описание, и различные рассуждения и оценки. Работа над письмом, заметкой – это и работа над собой. Ребенок сравнивает свои достижения вчера и сегодня и на этой основе дает себе оценку.

Педагогами МАОУ «Гимназия No 1» г. Сыктывкара Республики Коми (далее – ОО) реализуется проект «Классная газета», который помогает приобщить детей к написанию писем, подготовке материалов в классные и общешкольное издание «Тудейко».

В одном из классов ОО учащиеся работают над изданием «Поплавок», в которой публикуют новости класса, школы, занимательный материал по изучаемым на уроках темам. Издание помогает улучшить и расширить знания не только тех учеников, которые принимают участие в ее подготовке, но и тех, которые потом ее читают.

Ребята постоянно приносят материалы для публикации в приложении к «Поплавку» – «Как это было», в котором размещаются фоторепортажи с места событий (освещаются будни, праздники, досуг учеников). Приложение оформляется на специальном стенде вручную. В среднем за месяц выпускается один фоторепортаж и два номера.

Результаты опроса учащихся класса показал, что «Поплавок» – востребованное издание. На вопрос «Считаете ли вы, что в классе необходим дальнейший выпуск?» все опрошенные ответили утвердительно. А желание сотрудничать с изданием выразили 80% учеников.


Пример заметки в рубрике «Спортивные вести»:

«Наш класс очень любит уроки физической культуры и учителя Ивана Ивановича. На уроках физической культуры мы развиваем силу, мышцы, координацию движений, волю, ловкость. После уроков девочки посещают секцию волейбола, а мальчики – футбола. Как хорошо воскресным днем сходить на лыжах в лес и полюбоваться красотой зимней природы!»


Программа школьной газеты: проект «Классная газета»

Цели реализации проекта «Классная газета»:

  • общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться;
  • создание условий для выявления и развития журналистских способностей учеников 4-го класса;
  • обеспечение коллектива класса информацией о жизни гимназии;
  • донесение до учеников познавательной информации из разных информационных источников.

Задачи реализации программы школьной газеты:

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование у школьников:
  • –  способности к организации своей учебной деятельности (ее планированию, контролю и оценке);
  • –  самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
  • критически относиться к своим поступкам и адекватно их оценивать;
  • –  жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
  • создание в классе группы учащихся, выполняющих роль корреспондентов;
  • обучение группы корреспондентов журналистике, работе с необходимой техникой (компьютер, принтер);
  • планирование работы группы корреспондентов, распределение обязанностей;
  • посещение корреспондентами всех массовых мероприятий, проводимых в ОО, других учреждениях, их освещение;
  • организация поиска познавательной информации в разных источниках.

Механизм оценки результатов работы учащихся над изданием «Поплавка»:

  • проведение опросов читателей;
  • оценка деятельности учащихся специалистами,
  • организующими издание «Тудейко»;
  • отслеживание увеличения или снижения спроса на издание.

Реализация программы школьной газеты на примере проекта «Классная газета»

В ходе подготовки к работе по проекту «Классная газета» были выделены основные механизмы его реализации:

  • диагностика учащихся, желающих заниматься подготовкой номеров;
  • создание, укрепление, обновление редакционной группы из представителей класса;
  • проведение обучающих занятий для редакционной группы;
  • участие корреспондентов во всех общешкольных делах ОО, районных мероприятиях;
  • систематическая работа по выпуску (один раз месяц);
  • организация рекламных акций.

В приложении 1 представлен план реализации проекта «Классная газета», в приложении 2 – примерный план работы редакционной группы классной газеты. В приложении 3 дана памятка для учеников «Написание заметки в газету», в приложении 4 – описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем

В приложении 1 представлен план реализации проекта «Классная газета», в приложении 2 – примерный план работы редакционной группы. В приложении 3 дана памятка для учащихся «Написание заметки в газету», в приложении 4 – описание хода интегрированного урока русского языка и литературного чтения в 4-м классе по теме «Искусство составления писем».

Ожидаемые результаты программы школьной газеты

По результатам работы над изданием было отмечено развитие у детей:

  • положительного отношения к школе, чувства необходимости учения;
  • интереса ко всему новому, неизвестному, тому, что предстоит узнать;
  • желания достичь статуса «хорошего ученика».

Благодаря реализации программы школьной газеты ожидается повышение культуры речи учащихся, развитие у них умения выражать свои мысли точно и ясно. Ученики должны понимать, что правильное использование красивых, необычных слов помогает передавать свои мысли и эмоции более ярко, видеть мир красивым и интересным, обогащать словарный запас читателей и слушателей.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, планируемые по итогам реализации проекта «Классная газета»:

  • умение учащихся оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять тексты писем, записок, поздравительных
  • открыток и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения 

Результаты программы школьной газеты на примере издания «Поплавок»:

  • систематический выпуск классного издания:
  • –  газеты «Поплавок», ежемесячно;
  • –  приложения «Как это было» (фоторепортажи, по мере поступления фотоматериалов);
  • –  ежеквартальных дополнительных выпусков-брошюр «Каникулы», «Учись учиться», «Это должен знать каждый» (правовые знания);
  • организация сотрудничества ОО со школьным музеем, общешкольным изданием «Тудейко» по обучению членов редакционной группы журналистике (изучение стилей и жанров), компьютерной грамотности;
  • выпуск новых приложений к газете «Поплавок»:
  • альманаха «Сотворение» (сборник стихов и других творческих работ учащихся класса);
  • –  сборников кроссвордов, ребусов, составленных учащимися;
  • совершенствование у учащихся умений и навыков:
  • – журналистской деятельности;
  • – письменной и устной речи;
  • повышение осведомленности читателей жизни ОО;
  • приобщение учащихся к активной, полезной для общества деятельности;
  • обучение участников проекта компьютерной грамотности;
  • демонстрация творческих работ учащихся (стихи, кроссворды, сочинения и т. п.). 

Пример наполнения рубрики «Это интересно» по теме «День святого Валентина»:
«День святого Валентина – День всех влюбленных.
В 269 г. римские власти приговорили к смерти одного христианина по имени Валентин. Несчастный влюбился в слепую дочь надзирателя тюрьмы, куда был посажен, и перед казнью написал ей любовное письмо. Когда ей прочитали послание, девушка прозрела. Валентин был объявлен святым и покровителем всех влюбленных, а день, когда это случилось, 14 февраля – Днем святого Валентина.

На языках мира фраза “я тебя люблю” звучит так:

  • на английском – ай лав ю;
  • абхазском – сара бара бзия бзой;
  • болгарском – обичам ти;
  • венгерском – серетлек;
  • вьетнамском – той йэу эм;
  • греческом – эго агапо су.

Скоро День святого Валентина! Не забудьте поздравить своих друзей! Сделайте приятное своим родным!» 


На наш взгляд, проект «Классная газета» обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Первые итоги реализации проекта показывают, что учащиеся придают большое значение работе над классным изданием. Члены редакционной группы с удовольствием оттачивают мастерство сочинения, учатся деловому общению. Многие ученики высказали желание продолжить работу в 5-м классе над изданием общешкольной газеты «Тудейко».

Практика показала, что развитие у учащихся умений излагать свои мысли сначала в форме письма, а затем в виде заметки в классную, школьную газету повысило эффективность развития связной речи детей.

В результате работы над материалами газеты учащиеся начальной школы гимназии учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык становится для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе урочной и внеурочной деятельности у выпускников начальной школы планируется формирование отношения к правильной устной и письменной речи как к показателям общей культуры человека; коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге (ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы).

Дети научатся осознавать, что безошибочное письмо – это одно из проявлений уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное. 

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Обучение младших школьников: работа с программой школьной газеты

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль