Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

17

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 

Согласно п. 7 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает в т. ч. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

С введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который своей целью определяет формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, перед образовательным процессом ставятся новые задачи.

Системно-деятельностный подход задает направление для организации образовательного процесса, основанного на интеграции урочной и внеурочной деятельности. В целях формирования у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению педагоги МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» пст. Бортом Республики Коми (далее – ОО) приступили к построению системы передачи традиций и культуры народов, проживающих в поселке, через моделирование мероприятий в «Музее забытых вещей».

Помимо работы над созданием «Музея забытых вещей», в рамках модуля «Основы светской этики» курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ОО организуется внеурочная деятельность учащихся в каникулярное время в рамках функционирования летнего лагеря с дневным пребыванием детей.

Цели и задачи организации «Музея забытых вещей» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель организации работы по созданию «Музея забытых вещей»: разработка серии мероприятий с учащимися и родителями по изучению традиций и культуры народов, проживающих в поселке, на материале «Музея забытых вещей», в рамках изучения тем модуля «Основы светской этики» курса «Основы религиозных культур и светской этики» и во внеурочное время.

Задачи организации работы по созданию «Музея забытых вещей»:
  • организация проектно-событийной деятельности учащихся, основанной на традициях, складывающихся из различных событий детско-взрослого сообщества (педагогов, детей и их родителей, социальных партнеров), планируемых в соответствии с тематическим принципом;
  • определение тем уроков из курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для творческой реализации в рамках внеурочной деятельности учащихся;
  • привлечение родителей младших школьников для создания совместных с учащимися творческих работ по темам уроков;
  • проведение во внеурочное время встреч учащихся с представителями традиционной культуры;
  • презентация итогов работы на сайте ОО.

Проект по созданию «Музея забытых вещей» рассчитан на участие учащихся 4-х классов. В таблице представлен план реализации этапов работы в рамках проекта по созданию «Музея забытых вещей».

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

В приложении 1 представлен тематический план интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» во 2-м полугодии 4-го класса. Основная задача интеграции: используя метод проектно-событийной деятельности, организовать занятость учащихся и их родителей с опорой на культурные традиции.

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Деятельность учащихся «Музея забытых вещей» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 

Перечислим направления деятельности учащихся в рамках организации работы «Музея забытых вещей»:
  • изучение вместе с родителями предметов, фотографий, которые представляют собой историческую ценность для семьи;
  • составление вместе с родителями родословного древа семьи;
  • изучение истории возникновения своей фамилии, рода;
  • сбор материала о родственниках, внесших вклад в историю, культуру и развитие поселка, страны (труженик, ветеран, представитель профессии);
  • ознакомление с традиция миикультурой народов, проживающих в поселке (совместно с ветеранской организацией);
  • изучение способов практического применения экспонатов «Музея забытых вещей»;
  • уход за обелиском участникам Великой Отечественной войны;
  • поддержка эстетической и экологической обстановки на улицах поселка;
  • активное участие в праздниках, проводимых в ОО и Доме культуры поселка.

Организация работы летнего школьного лагеря дневного пребывания «Мир забытых вещей»

Остановимся подробнее на организации работы летнего лагеря «Мир забытых вещей». Летний школьный лагерь дневного пребывания обладает большими возможностями для расширения знаний детей об истории своего рода, родной земли. Ознакомление детей с предметами, которые использовались в их семье в недавнем прошлом, а теперь ушли из обихода (или им на смену пришли новые современные изделия), помогает учащимся соприкоснуться с историей предыдущих поколений.

В кладовках, на чердаках домов люди часто хранят предметы, которые не используют в повседневной жизни. Но многие из них являются историческими раритетами, они использовались нашими предками в прошлом. Поэтому изучение детьми этих вещей, воспитание у школьников стремления сохранить их, подарить им вторую жизнь будет важным шагом в развитии у детей нравственно-патриотических чувств. Ребенок, который будет знать историю своего поселка, быт своих предков, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении реликвий своей семьи, ни в отношении своей малой родины и ценностей других людей.

Каждый день смены летнего школьного лагеря дневного пребывания можно посвятить ознакомлению с одним из «забытых» предметов. Итогом работы смены станет создание «Музея забытых вещей» и передача изученных предметов в музейную комнату Дома культуры, что позволит детям почувствовать личную ответственность за сохранение культурного наследия родной земли.

Ожидаемые результаты работы по организации «Музея забытых вещей»:
  • разработка учащимися проектов по темам: «Родословное древо семьи», «Герб семьи», «Рассказ об одном из представителей рода (ветеран, писатель, труженик тыла, герой или др.)», «Рассказ о самой старой фотографии из семейного альбома», «Семейные легенды», «Традиционное национальное блюдо семьи», «Талисман или оберег семьи», «Выставка коллекций и увлечений семьи»;
  • формирование у детей уважения к традициям своей семьи, народов, проживающих в поселке;
  • почитание школьниками пожилых людей;
  • совершенствование форм работы ОО с семьей;
  • повышение интереса детей к прошлому и настоящему поселка, развитие у них бережного отношения к малой Родине.

Цели и задачи организации работы летнего школьного лагеря дневного пребывания «Мир забытых вещей»

Цель организации работы лагеря с дневным пребыванием детей «Мир забытых вещей»: развитие личности ребенка, его познавательного потенциала в условиях временного детского коллектива.

Задачи:

  • ознакомление младших школьников с историей своей страны;
  • развитие творческого потенциала детей в процессе сбора, изучения, классификации и обобщения исторического материала;
  • создание условий для личностного развития учащихся и приобретение ими положительного социального опыта;
  • ознакомление детей с историей семьи, поселка, страны;
  • обучение школьников поисковой деятельности в процессе работы с историческим материалом;
  • развитие творческих способностей детей через создание поделок из старых предметов;
  • активизация взаимодействия ОО с родителями учащихся.

Направления деятельности в летнем школьном лагере дневного пребывания «Мир забытых вещей»

Перечислим направления организации деятельности младших школьников в лагере с дневным пребыванием детей «Мир забытых вещей»:

  • исследовательское: изучение детьми самостоятельно или под руководством учителя истории появления предмета, особенностей его использования в прошлом; проведение анкетирования жителей поселка (например, просьба к пожилым людям ответить на вопрос: какие песни они слушали на проигрывателях);
  • спортивное: проведение спортивных и подвижных игр, конкурсов, «веселых стартов» и т. д.;
  • «исторический кинозал»: просмотр мультфильмов и фильмов по истории России;
  • познавательно-развлекательное: проведение мероприятий на развитие у детей внимания, интуиции, мышления и т. д. На этих занятиях школьники пытаются своими руками дать новую жизнь старым предметам (например, из старых пластинок сделать тарелочки или настенные часы);
  • музыкальное: разучивание песен, которые пели родители, бабушки и дедушки детей. Репертуар создается после анкетирования жителей поселка.

В приложении 2 представлено планирование мероприятий смены лагеря с дневным пребыванием детей «Мир забытых вещей». В приложении 3 – планирование совместных мероприятий ОО и ветеранской организации. В приложении 4 – описание хода внеклассного мероприятия в рамках модуля «Основы светской этики» курса «Основы религиозных культур и светской этики» к уроку по теме «Род и семья – исток нравственных отношений».

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»


Режим дня летнего школьного лагеря дневного пребывания «Мир забытых вещей»:

  • 8:30–9:00 – прием детей, зарядка.
  • 9:10–9:30 – завтрак.
  • 9:30–10:10 – обсуждение темы дня, планирование дня.
  • 10:15–10:55 – исследовательская работа.
  • 11:00–11:30 – спортивные мероприятия.
  • 11:40–12:00 – познавательно-развлекательные мероприятия.
  • 12:00–12:30 – свободное время.
  • 12:40 – обед.
  • 13:00–13:30 – просмотр видеофильмов исторической тематики.
  • 13:40–14:20 – музыкальные мероприятия.
  • 14:30 – подведение итогов дня.

Также в приложениях даны памятки для учащихся: в приложении 5 – «Правила составления родословной», в приложении 6 – «Правила составления семейного герба».

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Видеоматериал для просмотра в «историческом кинозале» летнего школьного лагеря дневного пребывания:

  • мультфильмы:
  • – «Добрыня Никитич и Тугарин змей»; – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; – «Вольга и султанова жена»;
  • «Исторические заклепки» в 3-х частях (сайт www.youtube.com);
  • «Пластилиновая история. Герб России» (сайт www.youtube.com);
  • фильмы о Великой Отечественной войне;
  • серия учебных фильмов по истории России («Александр Невский», «Битва на Куликовом поле», «Минин и Пожарский»);
  • видеопрезентации по истории возникновения вещей с сайта viki.rdf.ru: «Семейные обычаи», «Символы моей Родины», «Развитие книгопечатания на Руси» и др.

Ожидаемые результаты организации работы летнего школьного лагеря дневного пребывания «Мир забытых вещей»:

  • повышение у детей уровня коммуникативной культуры;
  • знание младшими школьниками истории своей семьи, поселка;
  • умение учащихся работать с историческими источниками;
  • проявление у детей творческих способностей при использовании старых предметов в современных условиях;
  • участие родителей в совместной работе с ОО в воспитании детей и развитии их творческого потенциала. 

Урочная и внеурочная деятельность: «Основы религиозной культуры и светской этики»

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль