Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

59

Практика реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в общеобразовательных организациях (далее – ОО) ставит перед педагогами ряд серьезных вопросов. Самыми актуальными являются следующие: Как формировать метапредметные результаты? Как оценивать и отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий школьников (далее – УУД)?

В данной статье представлен опыт педагогов МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска (далее – гимназия) по формированию регулятивных универсальных учебных действий (контроля и оценки) школьников в начальных классах и вариант оценивания и отслеживания динамики формирования действий контроля и оценки у младших школьников.

Решая проблему разработки подходов и принципов формирования у учащихся действий контроля и оценки, необходимо опираться на используемую в начальных классах данной ОО систему обучения.

В гимназии преимущественно реализуется система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в которой существует технология формирования данных действий у учащихся. Эта технология была выбрана педагогами в качестве основы для разработки приемов формирования и способов оценивания развития действий контроля и оценки у школьников младших классов.

Этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников

А.Б. Воронцов в своих работах выделяет следующие этапы становления действий контроля и оценки у младших школьников:

• этап 1 (1-й класс): освоение учеником следующих действий:
  • – операционный (процессуальный) контроль (сопоставление своих действий с заданным образцом);
  • – соотнесение своей оценки с оценкой учителя, работа над критериями оценки;
  • – рефлексивный мониторинг результатов работы (определение знания или незнания учебного материала);
этап 2 (2–4-й класс): освоение учеником следующих действий:
  • – пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок;
  • – рефлексивный контроль своих действий (анализ основания собственного действия);
  • – прогностическая оценка (выбор заданий).

Для каждого этапа характерно включение в ход урока разных приемов по формированию и оцениванию у учащихся действий контроля и оценки. В приложении представлено описание фрагментов уроков в начальных классах с использованием приемов формирования у учащихся подобных действий. 

Обобщая и анализируя работы А.Б. Воронцова, Г.А. Цукерман, Е.И. Матвеевой, а также опыт практикующих педагогов, мы выделили ряд приемов формирования контроля и оценки у учащихся на разных этапах становления этих действий.

Перечень приемов формирования действий контроля и оценки у учащихся представлен в табл. 1.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

При анализе данных таблицы видно, что количество приемов, которые используют педагоги с 1-го по 4-й класс, уменьшается. По нашему мнению, если педагог систематически работает над формированием действий контроля и оценки у учащихся в 1-м классе, то количество приемов в дальнейшем будет уменьшаться. И в процессе коллективных устных обсуждений критериев оценивания учащиеся к 4-му классу в достаточной степени овладеют УУД. 

Отслеживание динамики и оценивание уровня сформированности у учащихся действий контроля и оценки

Далее остановимся на способах отслеживания динамики и оценивания уровня сформированности у учащихся действий контроля и оценки.

Представим первый тезис, на который мы опираемся при оценивании результатов учащихся: «оцениваем теми же способами, которыми формируем». В описанных в приложении фрагментах уроков указывалось, что учащиеся работают с дневниками (тетрадями) достижений. По нашему мнению, дневник достижений является эффективным инструментом оценивания и отслеживания динамики уровня сформированности действий контроля и оценки. Учитель, анализируя работу ученика на уроке, а также оценивание ученической деятельности в дневнике достижения, может зафиксировать уровень сформированности у ребенка указанных действий (в ОО мы выделяем три уровня – высокий, средний и низкий).

Тезис второй, на который мы опираемся при оценивании, звучит так: «оценка УУД должна быть частью урока». По нашему мнению, не должно быть отдельных уроков, на которых учитель специально ставит задачу оценки УУД (кроме итоговых оценочных процедур в 4-м классе). Каждый урок в начальной школе – это урок по формированию и одновременно оцениванию УУД. Если учитель проводит урок постановки учебной задачи на каком-либо предметном материале, значит он одновременно формирует и оценивает действия учеников: могут ли дети принимать и ставить учебную задачу.

Нами были разработаны индивидуальные листы, отражающие динамику формирования действий контроля и оценки у учащихся 1–2-х классов. В таблице 2 представлен фрагмент индивидуального листа отслеживания динамики уровня сформированности УУД у учеников 1-х классов.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

Работа с данными листами сейчас апробируется в гимназии; с педагогами и студентами КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж No 1 им. М. Горького» обсуждаются их преимущества и необходимость внесения в них тех или иных изменений. Представленные материалы статьи могут быть полезны для проведения семинаров и педагогических советов в начальной школе.

Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий школьников

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль