Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

76

Профессиональная ориентация – это система деятельности, направленная на формирование у учащегося готовности к самоопределению, активизацию внутренних ресурсов его личности – чтобы, включаясь в деятельность, он мог реализовывать себя в ней в полной мере. 

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире квалификаций сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на квалификации важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни призвана работа по ориентации, организованная на базе общеобразовательной организации (далее – ОО).

Профессиональная ориентация школьников важна еще на начальном этапе обучения, поскольку ученики нуждаются в разносторонней информации о существующих квалификации, помощи на этапе выбора профессии, поддержке в начале становления.

Выбор профессиональных стандартов важен еще и потому, что будущая квалификация считается неотъемлемым элементом полноценного развития личности человека, как личности, и ее не следует отделять от нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического и физического самосовершенствования, т. е. от со всего комплекса организации учебного процесса.

Особенности профессиональной ориентации школьников разных возрастов

Именно в ОО необходимо начиная с 1-го класса создавать условия для осознанного выбора учеником в дальнейшем области, которая ему близка, знакомить детей с особенностями тех или иных квалификаций. Особенностью организации работы по ориентации детей на уровне начального общего образования является то, что на этом этапе обучения у детей формируется отношение к труду в целом, потребность быть полезным людям; ученики начинают осознавать важность и необходимость труда для общества.


Это полезно знать

Современная теория ориентации школьников, разработанная известными исследователями (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и др.), определяет ряд факторов, влияющих на профессиональный выбор детей. К ним относят:

  • осознание значимости общественно полезного труда;
  • умение ориентироваться на рынке труда;
  • учет потребностей, ценностей, идеалов, интересов и склонностей личности;
  • наличие знаний, умений, навыков, а также способностей и свойств реагирования в определенных ситуациях (темпераментальных свойств) в сочетании с чертами характера и поведения личности.

С 5-го по 9-й класс дети приобщаются к нравственным основам выбора жизненного пути, знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, у детей расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с вариантами практического применения достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.

В старших классах профессиональная ориентация школьников более дифференцированна, осознанна. Учащиеся получают более полные сведения об экономике производства. Дети осознанно принимают решение о выборе квалифиции, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Необходимость подготовки профессиональной ориентации школьников начальных классов

Ежегодно в нашей ОО под руководством педагога-психолога и социального педагога классными руководителями проводится мониторинг предпочтений среди учащихся. Его результаты в начальной школе показывают, что для детей младшего школьного возраста очень важны авторитет и мнение учителя. Вот почему в начальной школе необходимо создать условия для первичного ознакомления детей с миром профессий.

Вот уже более 10 лет в нашей ОО педагоги работают над проблемой квалификации учащихся старших классов. Интерес к проблеме профориентации младших учеников возник, когда учителя старшей школы стали выявлять трудности в развитии процесса самоопределения учащихся. Они обнаружили, что не все старшеклассники обладают достаточным запасом знаний о профессиях, чтобы сделать выбор. Возникла потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы.

В младшем школьном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ученика к самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного компонентов, поэтому в начальных классах уже очень важна профессиональная ориентация школьников. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития на данном возрастном этапе.

Поэтому педагогами ОО было принято решение об организации подготовки детей к самоопределению с помощью игры.

В игре маленький человечек развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, построения его взаимоотношений с окружающими. К концу 4-го класса удается ознакомить ребят со многими квалификациями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить учеников к дальнейшей работе по квалификации в основной школе.


От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его много- гранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием.
В.А. Сухомлинский 

Цели и задачи профессиональной ориентации школьников в младших классах

Современные подходы к образованию младших учеников рассматривают квалификацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей деятельности. Исходя из этого утверждения, сформулируем основные цели и задачи профессиональной ориентации школьников в начальной школе.

Цели ориентации:

  • ознакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
  • привить детям любовь и добросовестное отношение к труду, сформировать понимание его роли в жизни человека и общества;
  • подготовить детей к выбору будущей профессии;
  • развить у учеников интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям людей ближайшего окружения.

Задачи ориентации:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития учащихся;
  • адаптация детей к жизни в обществе;
  • развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;
  • развитие всех сторон личности и интеллекта младших учеников;
  • помощь в самоопределении школьников.

Кроме того, важными направлениями работы по ориентации детей в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие у них рефлексии и реалистической самооценки.

Мониторинг профессиональной ориентации  школьников начальных классов

Каждый год в нашей образовательной организации под руководством педагога-психолога и социального педагога осуществляется анализ  профессиональных желаний школьников. Это своего рода мониторинг, который дает шанс собрать данные о предпочтениях детей в выборе видов трудовой деятельности. Ведь чем раньше будут определены предпочтенияи детей, тем больше шансов получат педагоги и родители для развития детей, тем более осознанным будет выбор учениками профессии во взрослом возрасте.

В связи с этим можно использовать такие методы, как беседа, анкетирование, наблюдение за работой школьников начальных классов. Также рекомендуется изучать продукты их творчества (поделки, сочинения и др.), создавать специальные учебные ситуации для выявления готовности к работе (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

Кроме того, выявить ценностные отношения к труду помогает тестирование: оно ставит перед учеником задачу «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…».

Представления детей о мире квалификаций можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».

Результаты диагностики ориентации школьников определяют направление работы.

В таблице 1 представлена циклограмма проведения диагностических мероприятий с младшими школьниками в рамках ориентации.

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Представленные методики используются в дальнейшем учителями средней и старшей школы. Это позволяет проводить систематический анализ предпочтений учащихся и оказывать своевременную помощь в самоопределении школьников.

В приложениях представлены материалы для проведения диагностических мероприятий, которые совместно с педагогом-психологом может использовать в своей работе учитель начальных классов:

  • анкета для учащихся«В мире профессий» (приложение 1);
  • тест для учащихся «Профессии, необходимые нашему городу» (приложение 2);
  • тест «Неоконченные предложения»(приложение3);
  • описание методики «Мотивация профессиональной деятельности» (приложение 4);
  • дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (приложение5). 

Особенности работы по профессиональной ориентации школьников на разных уроках

Первое знакомство учеников с профессиями начинается в 1-м классе на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и изобразительного искусства. Также вопросы, связанные с миром квалификаций, обсуждаются на уроках математики, физической культуры и музыки. Рассмотрим особенности организации такой работы на разных уроках.

Содержание работы по профессиональной ориентации школьников на уроках русского языка и литературного чтения:

  • ознакомление с оборудованием и инструментами, которые используются в различных видах деятельности; с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве;
  • расширение словарного запаса учащихся, изучение ими широкого круга квалификаций.

Содержание работы по профессиональной ориентации школьников на уроках окружающего мира:

  • ознакомление с различными отраслями экономики, получение первоначальных представлений об отдельных производственных процессах и профессиях, с ними связанных;
  • изучение видов транспорта и особенностей его использования в современных условиях; профессий, необходимых родному городу и краю.

Содержание работы по профессиональной ориентации школьников на уроках изобразительного искусства:

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;
  • развитие интереса к профессиям родителей;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического направления.

Игра в процессе профессиональной ориентации школьников

Игры по темам профессиональной ориентации детей легко интегрируются в структуру урока и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным. В ходе работы по профессиональной ориентации младших школьников можно использовать разные виды игр.

Игры-упражнения используют при закреплении и проверке знаний учащихся о различных профессиях, во внеклассной работе.


Пример:

В ходе игры «Пятый лишний» учащимся предлагается найти в данном перечне профессий (перечислены профессии одной области деятельности) одну, случайно попавшую в этот список. Игрой-упражнением является создание младшими школьниками мини-музея. «В мире профессий». Чтобы проверить знания детей, полученные ими в процессе работы над созданием мини-музея, среди учащихся выбираются «экскурсоводы», которые проводят небольшие экскурсии для сверстников, рассказывают об особенностях различных профессий.


Игра-поиск не требует использования специального оборудования, занимает мало времени, но дает хорошие результаты. Например, учащимся предлагается найти в рассказе слова, обозначающие инструменты плотника. При этом в рассказе перечислены названия и других инструментов.


Пример:

К поисковым играм можно отнести игры, объединенные названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе…?» (назвать профессии, в которых используется заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа: «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).


Игры-соревнования – это конкурсы, викторины, имитации телевизионных передач и т. д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.


Пример:

Игра-соревнование «Самый умный!» содержит вопросы о содержании профессий, условиях и предметах труда, а также о профессиональных качествах, например:

  • Какой современный профессионал соответствует старинному названию
  • «ростовщик»? Варианты ответа: овощевод, банкир, воспитатель.
  • Продолжите фразу: дерево ценят по плодам, а человека… Варианты ответа: деньгам, делам, глазам.
  • Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру? Варианты ответа: музыкальный слух, ловкость рук, аккуратность.


Сюжетно-ролевые игры позволяют детям представить себя в разных ролях. Эти игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историков, филологов, археологов и др. В процессе таких игр создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений младших школьников.


Пример:

Интересны такие ролевые игры, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства и технологии). Эти игры имитируют конкретную профессиональную деятельность. В таких играх, как правило, можно ставить перед учениками и дидактические задачи. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (развитие навыков общения).


Познавательные игры-путешествия позволяют детям совершать «путешествия в мир профессий». В игре могут сообщаться новые для учащихся сведения, а также проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится с целью выявления уровня знаний учащихся.


Пример:

В процессе игры «Приключение в городе Мастеров» знакомство с миром профессий проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревнования усиливает обучающий эффект. Возможны различные варианты организации данной игры: на занятиях в группе продленного дня, в процессе изучения некоторых учебных предметов, при проведении утренников и КВН. Также ее можно использовать как основу плана работы летнего школьного лагеря «Город мастеров».


Планируемые результаты профессиональной ориентации школьников

В процессе использования игровых технологий в работе по профессиональной ориентации младших школьников планируется формирование у детей достаточного запаса знаний о разнообразии мира профессий, развитие любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества.

Продуктами деятельности детей в рамках профессиональной ориентации становятся проектные и исследовательские работы по темам: «Профессии, необходимые нашему городу», «Кем быть?», «Профессии моих родителей» и др. Кроме того, в ОО для учащихся начальной школы регулярно проводятся следующие мероприятия: выступления агитбригады «Сделай выбор!», классные часы по теме «Путешествие в Мир профессий». На базе ОО создан мини-музей «В мире профессий».

Систематическая работа по профессиональной ориентации позволяет развить у детей следующие необходимые в современном мире качества и универсальные учебные действия: любознательность, самостоятельность, навыки самоанализа, произвольность поведения, умение работать с различными источниками информации, умение анализировать и обобщать и др.

Алгоритм включения игры в процесс

В ходе работы над темой профессионального самоопределения детей педагогами ОО был разработан алгоритм включения игры в процесс профессиональной ориентации младших школьников.

1. Диагностика профессиональных предпочтений и уровня знаний младших школьников о профессиях. Она осуществляется в различных формах (анкетирование, тестирование, беседа) и проводится с целью выявления уровня знаний детей о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья, важных для данной профессии.

2. Определение целей и задач игры. Учитель должен четко себе представлять, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть. 3. Выбор предмета или мероприятия, на котором будет организована игра. Учитель выбирает урок или воспитательное мероприятие, на котором данная игра поможет достичь наилучших результатов.

4. Подбор дидактического материала, оборудования. Можно использовать костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, флеш-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.

5. Организация игры. Учителю нужно помнить о развивающих функциях игры: коммуникативной, социализирующей, коррекционной и др. Содержание игры меняется в зависимости от целей и задач урока или воспитательного мероприятия, возрастных особенностей учащихся и результатов педагогической диагностики по профориентации.

6. Анализ результатов игры. Учитель обязательно должен проанализировать результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ученика в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра и есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.

7. Повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности игры. Повторная диагностика может проводиться учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др.

Помимо включения игр по профессиональной ориентации в ход уроков в ОО проводятся классные часы, на которых учащиеся знакомятся с профессиями. В приложении 6 представлен тематический план классных часов по темам профессионального самоопределения учащихся в начальной школе.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития эмоционального компонента психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению. Очень важно, чтобы игровые технологии применялись не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, тогда системность и непрерывность организации профессиональной ориентации школьников будет осуществляться в полной мере.


М.В. Мухина, учитель начальных классов МОУ «СОШ No 25», г. Сочи, Краснодарский край 

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Организация работы по профессиональной ориентации школьников младших классов

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль