Что включает структура проведения открытых занятий в школе?

35

Структура проведения открытых занятий

Оптимальная структура проведения открытых занятий как планового методического мероприятия состоит в следующем:

  • регистрация и размещение приглашенных в аудитории;
  • вступительное слово педагога (в течение 10–15 мин);
  • заход детей в аудиторию; урок; уход детей из аудитории;
  • самоанализ специалиста, проводившего мероприятие, т. е. аргументированный вывод о степени достижения запланированных результатов;
  • ответы педагога на вопросы по существу, задаваемые приглашенными специалистами;
  • коллегиальное обсуждение ответов педагога на заданные ему вопросы, оценка качества подготовки и процесса урока: определение уровня его инновационности и методической значимости (личный, внутриучрежденческий, окружной, городской, республиканский, международный), возможности тиражирования предложенных новаций; высказывание рекомендаций; 
  • завершение оформления и сдача экспертных листов, в которых приглашенные специалисты и эксперт фиксируют свои наблюдения и оценки, выводы об адекватности самооценки работника относительно качества проведения открытых занятий (адекватная, заниженная или завышенная), а также собственные соображения и рекомендации;
  • заключительное слово педагога, в котором он благодарит всех за внимание, высказанные замечания и рекомендации и обязательно объясняет: каким образом опыт этого мероприятия, оценки, замечания и рекомендации будут учтены в его дальнейшей работе. 

Вступительное слово педагога во время проведения открытых занятий

Вступительное слово педагога – это адресованный приглашенным специалистам профессиональный анонс предстоящего мероприятия, которым оно должно предваряться, а не заканчиваться.

Содержание вступительного слова педагога перед началом мероприятия включает следующие данные:

  • сведения о себе: Ф. И. О., должность, образование и квалификация по диплому, стаж работы в занимаемой должности, имеющийся у него квалификационный разряд / квалификационная категория, а также, если данное мероприятие проводится в рамках переаттестации, следует указать, на какой разряд / квалификационную категорию он претендует в поданном им заявлении в аттестационную комиссию;
  • Сведения об учащихся (воспитанниках): половозрастные особенности детей; уровень их способностей, обученности и воспитанности и проч., которые были учтены (указать каким образом) при разработке содержания мероприятия и методики его проведения;
  • характеристика предстоящего проведения открытых занятий:
  • тема и ее связи с содержанием предыдущих и последующих уроков по реализуемой педагогом программе, а также с общеобразовательными предметами, программами внеурочной работы, дополнительного образования и воспитания, другими сферами жизненного опыта детей (личной, общественной, профессиональной);
  • тип урока (комбинированный, закрепления нового материала, повторительно-обобщающий и др.), форма его проведения (групповая, полугрупповая, мелкогрупповая, индивидуальная) и продолжительность;
  • цель и задачи проведения открытых занятий и в частности конкретного (желательно в терминах компетентностного подхода, т. е. с указанием формируемых метапредметных, предметных и личностных компетенций);
  • ситуации применения способов действий, которыми должен овладеть ребенок в результате решения задач урока;
  • основные термины и понятия, инновационные педагогические технологии, средства, методы и приемы, используемые в ходе урока;
  • актуальность и адекватность условий проведения открытых занятий (на примере конкретного) возрасту детей и санитарно-гигиеническим требованиям, включая специальную обстановку помещения, инструменты, технические средства и демонстрационные материалы, привлеченные для усиления психолого-педагогического воздействия, и особенности их размещения (на полу, столах, стенах, стендах);
  • дидактическая значимость всех этапов проведения открытых занятий (на примере конкретного) и использованных психолого-педагогических и профессионально-коммуникативных технологий, учебного оборудования, приборов, ТСО, учебного материала и наглядных пособий; мест и способов расположения участников, специальной предварительной работы (например, предварительного проведения с детьми экскурсии, объяснительного чтения какой-либо книги, просмотра кинофильма соответствующей тематики и т. п.) и их соотнесенность с уровнями способностей, обученности и воспитанности детей, с целью и задачами урока;
  • формы контроля и система оценивания результатов деятельности.

Конспект открытого занятия в школе

План-конспект – важный методический документ, наглядно демонстрирующий степень профессиональной компетентности его автора, качество методической проработанности им конкретного урока.

Структура конспекта открытого занятия в школе:

1. Пояснительная записка должна полностью повторять содержание вступительного слова педагога, обращенного к коллегам, приглашенным на данное мероприятие.

2. Поэтапный план урока, в котором определяются: его содержание, методы, формы и приемы образовательной/воспитательной деятельности основных этапов (вводный, процессуальный, заключительный) и срок их реализации (в мин).

3. Список литературы и интернет-источников.

Конспект открытого занятия в школе может включать примерный план урока (табл. 1) с указанием его этапов, времени их реализации, содержания и соответствующих видов деятельности. 

Что включает структура проведения открытых занятий в школе?
 

Следует учитывать чрезвычайную значимость вводного этапа проведения открытых занятий. Он должен представлять собой своеобразное эмоционально-мотивирующее обращение педагога к ребенку (призыв, рассказ истории, интеллектуальная разминка, исполнение стихотворения или др.), которое призвано снять возбуждение одних детей и сонливость других, помочь сосредоточиться и вызвать интерес к предстоящему мероприятию. Именно на этом этапе педагог должен не только назвать тему урока, но и по возможности выявить для ребенка личностный смысл предстоящей деятельности и ее ожидаемых результатов, объяснить, почему будут использованы определенные формы и виды деятельности, какие они имеют преимущества.

Процессуальный этап проведения открытых занятий – включает постановку познавательной задачи, повтор пройденного материала, усвоение новых знаний и способов действий, записывание домашнего задания.

Заключительная часть – подведение итогов – предусматривает реализацию методов организации рефлексивно-оценочной деятельности, прежде всего как диагностики развития успехов ребенка, нацеленной на создание у него главного новообразования (смысловой установки) – веры в себя, в свои возможности. Она должна проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии и способствовать осознанию ребенком не только ближайшей, но и средней и отдаленной перспективы своего личностного развития (т. е. выступать средством развития его временной перспективы жизнедеятельности).

Заключительная часть проведения открытых занятий должна создавать определенную завершенность и вызывать у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами здесь могут быть: детализация и поощрение достижений, фактов активности, инициативности, самостоятельности детей (например, в выборе ими аспекта рассмотрения темы, в формулировке вопроса или вывода и т. п.); сопоставление прежних результатов индивидуальной и/или групповой работы детей с настоящими, причем с позиции завтрашних и, возможно, средне удаленных и удаленных перспектив жизнедеятельности, а также выражение речевыми и/или неречевыми средствами (например, с помощью сувениров) симпатии, признательности и благодарности всем участникам события. Здесь же желательно сделать привлекательный педагогический анонс следующего урока.

Заключительная часть проведения открытых занятий может предусматривать и оценивание мероприятия самими детьми. Оно может проводиться в устной форме, в виде письменного отзыва: с использованием цветового символа (демонстрация карточки определенного цвета) или графического изображения на большом листе бумаги, специально прикрепленном на мольберте у выхода из аудитории, и проч. (что также должно найти отражение в плане-конспекте этого урока).

Завершать текст конспекта открытого занятия в школе желательно списком литературы и интернетисточников, изученных при подготовке к мероприятию.

Система оценки качества проведения открытых занятий

После завершения мероприятия, присутствовавшие на нем эксперты аттестационной комиссии и другие приглашенные специалисты могут воспользоваться разработанной автором данной статьи примерной системой дифференцированной оценки основных аспектов проведенного урока. Для этого можно использовать типовые таблицы (табл. 2 и 3). Их содержание призвано служить в качестве ориентира, во-первых, педагогу при планировании и методической разработке данного ответственного мероприятия, а, во-вторых, – экспертам при оценке качества подготовки и проведения открытых занятий.

Например, педагогу при подготовке к любому уроку с помощью этих типовых таблиц можно освежить в памяти основные критерии оценки открытого урока и составить модифицированные варианты этих таблиц, адаптировав их как к специфике своего предмета и темы урока, так и к особенностям учащихся (воспитанников) и программы деятельности своей ОО в целом (посредством исключения некоторых критериев оценки, либо добавления новых важных с его точки зрения критериев).

Чтобы эксперты и другие специалисты, приглашенные на проведение открытых занятий, могли с помощью типовых таблиц оценить качество подготовки и проведения конкретного урока, педагогу в самом начале мероприятия необходимо обеспечить экспертам возможность сравнить тексты типовых и модифицированных (адаптированных) таблиц.

При этом во вступительном слове ему нужно будет не только перечислить и обосновать внесенные в типовые таблицы изменения, но и предложить приглашенным заполнить в ходе мероприятия адаптированные им таблицы и внести в них собственные дополнения, комментарии и оценки. Таким образом можно попытаться привлечь педагогическое сообщество к коллективному совершенствованию проблемно-ориентированных педагогических технологий, методов, приемов и форм работы, а также методики подготовки и научно-обоснованной оценки проведения открытых занятий. 


Что включает структура проведения открытых занятий в школе?

Согласно предлагаемой системе дифференцированной оценки качества открытого урока с помощью табл. 2 и 3 сначала вычисляется максимально возможная сумма баллов посредством умножения высшей оценки по каждому критерию (в предлагаемом нами варианте она должна быть кратна 3, например, 9 баллов) на количество использованных по данному аспекту занятия критериев.

Что включает структура проведения открытых занятий в школе?
 

Если сумма полученных баллов меньше 1/3 части максимально возможной оценки, то это свидетельствует о низком качестве соответствующих аспектов мероприятия; если сумма полученных баллов составляет более 2/3 максимально возможной оценки, то это служит показателем высокого качество данного аспекта мероприятия если количество полученных баллов более 1/3 и менее 2/3 максимально возможного количества – это означает, что продемонстрировано среднее качество данного аспекта проведения открытых занятий. Посредством сложения сумм баллов из двух таблиц выводится итоговая оценка, которая таким же образом может быть отнесена к одному из трех уровней показателей качества урока.

Примерные вопросы экспертов педагогу, ответственному за проведение открытых занятий:

  • Почему вы избрали для открытого урока именно эту тему?
  • На какой психолого-педагогический эффект была ориентирована методика начала и/или окончания урока?
  • С помощью каких приемов целенаправленно осуществлялась эмоционально-мотивационная подпитка детей в процессе урока?
  • С помощью каких приемов осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности детей?
  • Формированию каких моральных норм, добродетелей и высоких чувств детей вы уделяли внимание на уроке?
  • Перечислите специально формировавшиеся во время проведения открытых занятий способы творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение детьми новых знаний и способов деятельности?
  • Какие ценностные отношения и оценочные суждения были выработаны у детей на данном уроке?
  • С помощью каких методов и приемов формировалась коммуникативная компетентность детей?
  • Какие новые знания и способы деятельности были освоены детьми во время проведения открытых занятий и каково их значение для дальнейшего развития обучающихся (ближайшей, средней и отдаленной перспективе)?
  • Какие аспекты открытого урока можно назвать авторскими и почему? Как вы оцениваете уровень их инновационности (личностно-профессиональный, внутриучрежденческий, окружной, региональный, городской или др.)? 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль