Что включает структура проведения открытых занятий в школе?

22

Структура проведения открытых занятий

Оптимальная структура проведения открытых занятий как планового методического мероприятия состоит в следующем:

  • регистрация и размещение приглашенных в аудитории;
  • вступительное слово педагога (в течение 10–15 мин);
  • заход детей в аудиторию; урок; уход детей из аудитории;
  • самоанализ специалиста, проводившего мероприятие, т. е. аргументированный вывод о степени достижения запланированных результатов;
  • ответы педагога на вопросы по существу, задаваемые приглашенными специалистами;
  • коллегиальное обсуждение ответов педагога на заданные ему вопросы, оценка качества подготовки и процесса урока: определение уровня его инновационности и методической значимости (личный, внутриучрежденческий, окружной, городской, республиканский, международный), возможности тиражирования предложенных новаций; высказывание рекомендаций; 
  • завершение оформления и сдача экспертных листов, в которых приглашенные специалисты и эксперт фиксируют свои наблюдения и оценки, выводы об адекватности самооценки работника относительно качества проведения открытых занятий (адекватная, заниженная или завышенная), а также собственные соображения и рекомендации;
  • заключительное слово педагога, в котором он благодарит всех за внимание, высказанные замечания и рекомендации и обязательно объясняет: каким образом опыт этого мероприятия, оценки, замечания и рекомендации будут учтены в его дальнейшей работе. 

Вступительное слово педагога во время проведения открытых занятий

Вступительное слово педагога – это адресованный приглашенным специалистам профессиональный анонс предстоящего мероприятия, которым оно должно предваряться, а не заканчиваться.

Содержание вступительного слова педагога перед началом мероприятия включает следующие данные:

  • сведения о себе: Ф. И. О., должность, образование и квалификация по диплому, стаж работы в занимаемой должности, имеющийся у него квалификационный разряд / квалификационная категория, а также, если данное мероприятие проводится в рамках переаттестации, следует указать, на какой разряд / квалификационную категорию он претендует в поданном им заявлении в аттестационную комиссию;
  • Сведения об учащихся (воспитанниках): половозрастные особенности детей; уровень их способностей, обученности и воспитанности и проч., которые были учтены (указать каким образом) при разработке содержания мероприятия и методики его проведения;
  • характеристика предстоящего проведения открытых занятий:
  • тема и ее связи с содержанием предыдущих и последующих уроков по реализуемой педагогом программе, а также с общеобразовательными предметами, программами внеурочной работы, дополнительного образования и воспитания, другими сферами жизненного опыта детей (личной, общественной, профессиональной);
  • тип урока (комбинированный, закрепления нового материала, повторительно-обобщающий и др.), форма его проведения (групповая, полугрупповая, мелкогрупповая, индивидуальная) и продолжительность;
  • цель и задачи проведения открытых занятий и в частности конкретного (желательно в терминах компетентностного подхода, т. е. с указанием формируемых метапредметных, предметных и личностных компетенций);
  • ситуации применения способов действий, которыми должен овладеть ребенок в результате решения задач урока;
  • основные термины и понятия, инновационные педагогические технологии, средства, методы и приемы, используемые в ходе урока;
  • актуальность и адекватность условий проведения открытых занятий (на примере конкретного) возрасту детей и санитарно-гигиеническим требованиям, включая специальную обстановку помещения, инструменты, технические средства и демонстрационные материалы, привлеченные для усиления психолого-педагогического воздействия, и особенности их размещения (на полу, столах, стенах, стендах);
  • дидактическая значимость всех этапов проведения открытых занятий (на примере конкретного) и использованных психолого-педагогических и профессионально-коммуникативных технологий, учебного оборудования, приборов, ТСО, учебного материала и наглядных пособий; мест и способов расположения участников, специальной предварительной работы (например, предварительного проведения с детьми экскурсии, объяснительного чтения какой-либо книги, просмотра кинофильма соответствующей тематики и т. п.) и их соотнесенность с уровнями способностей, обученности и воспитанности детей, с целью и задачами урока;
  • формы контроля и система оценивания результатов деятельности.

Конспект открытого занятия в школе

План-конспект – важный методический документ, наглядно демонстрирующий степень профессиональной компетентности его автора, качество методической проработанности им конкретного урока.

Структура конспекта открытого занятия в школе:

1. Пояснительная записка должна полностью повторять содержание вступительного слова педагога, обращенного к коллегам, приглашенным на данное мероприятие.

2. Поэтапный план урока, в котором определяются: его содержание, методы, формы и приемы образовательной/воспитательной деятельности основных этапов (вводный, процессуальный, заключительный) и срок их реализации (в мин).

3. Список литературы и интернет-источников.

Конспект открытого занятия в школе может включать примерный план урока (табл. 1) с указанием его этапов, времени их реализации, содержания и соответствующих видов деятельности. 

Что включает структура проведения открытых занятий в школе?
 

Следует учитывать чрезвычайную значимость вводного этапа проведения открытых занятий. Он должен представлять собой своеобразное эмоционально-мотивирующее обращение педагога к ребенку (призыв, рассказ истории, интеллектуальная разминка, исполнение стихотворения или др.), которое призвано снять возбуждение одних детей и сонливость других, помочь сосредоточиться и вызвать интерес к предстоящему мероприятию. Именно на этом этапе педагог должен не только назвать тему урока, но и по возможности выявить для ребенка личностный смысл предстоящей деятельности и ее ожидаемых результатов, объяснить, почему будут использованы определенные формы и виды деятельности, какие они имеют преимущества.

Процессуальный этап проведения открытых занятий – включает постановку познавательной задачи, повтор пройденного материала, усвоение новых знаний и способов действий, записывание домашнего задания.

Заключительная часть – подведение итогов – предусматривает реализацию методов организации рефлексивно-оценочной деятельности, прежде всего как диагностики развития успехов ребенка, нацеленной на создание у него главного новообразования (смысловой установки) – веры в себя, в свои возможности. Она должна проходить при положительно окрашенном эмоциональном состоянии и способствовать осознанию ребенком не только ближайшей, но и средней и отдаленной перспективы своего личностного развития (т. е. выступать средством развития его временной перспективы жизнедеятельности).

Заключительная часть проведения открытых занятий должна создавать определенную завершенность и вызывать у участников чувство удовлетворения от причастности к случившемуся. Средствами здесь могут быть: детализация и поощрение достижений, фактов активности, инициативности, самостоятельности детей (например, в выборе ими аспекта рассмотрения темы, в формулировке вопроса или вывода и т. п.); сопоставление прежних результатов индивидуальной и/или групповой работы детей с настоящими, причем с позиции завтрашних и, возможно, средне удаленных и удаленных перспектив жизнедеятельности, а также выражение речевыми и/или неречевыми средствами (например, с помощью сувениров) симпатии, признательности и благодарности всем участникам события. Здесь же желательно сделать привлекательный педагогический анонс следующего урока.

Заключительная часть проведения открытых занятий может предусматривать и оценивание мероприятия самими детьми. Оно может проводиться в устной форме, в виде письменного отзыва: с использованием цветового символа (демонстрация карточки определенного цвета) или графического изображения на большом листе бумаги, специально прикрепленном на мольберте у выхода из аудитории, и проч. (что также должно найти отражение в плане-конспекте этого урока).

Завершать текст конспекта открытого занятия в школе желательно списком литературы и интернетисточников, изученных при подготовке к мероприятию.

Система оценки качества проведения открытых занятий

После завершения мероприятия, присутствовавшие на нем эксперты аттестационной комиссии и другие приглашенные специалисты могут воспользоваться разработанной автором данной статьи примерной системой дифференцированной оценки основных аспектов проведенного урока. Для этого можно использовать типовые таблицы (табл. 2 и 3). Их содержание призвано служить в качестве ориентира, во-первых, педагогу при планировании и методической разработке данного ответственного мероприятия, а, во-вторых, – экспертам при оценке качества подготовки и проведения открытых занятий.

Например, педагогу при подготовке к любому уроку с помощью этих типовых таблиц можно освежить в памяти основные критерии оценки открытого урока и составить модифицированные варианты этих таблиц, адаптировав их как к специфике своего предмета и темы урока, так и к особенностям учащихся (воспитанников) и программы деятельности своей ОО в целом (посредством исключения некоторых критериев оценки, либо добавления новых важных с его точки зрения критериев).

Чтобы эксперты и другие специалисты, приглашенные на проведение открытых занятий, могли с помощью типовых таблиц оценить качество подготовки и проведения конкретного урока, педагогу в самом начале мероприятия необходимо обеспечить экспертам возможность сравнить тексты типовых и модифицированных (адаптированных) таблиц.

При этом во вступительном слове ему нужно будет не только перечислить и обосновать внесенные в типовые таблицы изменения, но и предложить приглашенным заполнить в ходе мероприятия адаптированные им таблицы и внести в них собственные дополнения, комментарии и оценки. Таким образом можно попытаться привлечь педагогическое сообщество к коллективному совершенствованию проблемно-ориентированных педагогических технологий, методов, приемов и форм работы, а также методики подготовки и научно-обоснованной оценки проведения открытых занятий. 


Что включает структура проведения открытых занятий в школе?

Согласно предлагаемой системе дифференцированной оценки качества открытого урока с помощью табл. 2 и 3 сначала вычисляется максимально возможная сумма баллов посредством умножения высшей оценки по каждому критерию (в предлагаемом нами варианте она должна быть кратна 3, например, 9 баллов) на количество использованных по данному аспекту занятия критериев.

Что включает структура проведения открытых занятий в школе?
 

Если сумма полученных баллов меньше 1/3 части максимально возможной оценки, то это свидетельствует о низком качестве соответствующих аспектов мероприятия; если сумма полученных баллов составляет более 2/3 максимально возможной оценки, то это служит показателем высокого качество данного аспекта мероприятия если количество полученных баллов более 1/3 и менее 2/3 максимально возможного количества – это означает, что продемонстрировано среднее качество данного аспекта проведения открытых занятий. Посредством сложения сумм баллов из двух таблиц выводится итоговая оценка, которая таким же образом может быть отнесена к одному из трех уровней показателей качества урока.

Примерные вопросы экспертов педагогу, ответственному за проведение открытых занятий:

  • Почему вы избрали для открытого урока именно эту тему?
  • На какой психолого-педагогический эффект была ориентирована методика начала и/или окончания урока?
  • С помощью каких приемов целенаправленно осуществлялась эмоционально-мотивационная подпитка детей в процессе урока?
  • С помощью каких приемов осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности детей?
  • Формированию каких моральных норм, добродетелей и высоких чувств детей вы уделяли внимание на уроке?
  • Перечислите специально формировавшиеся во время проведения открытых занятий способы творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение детьми новых знаний и способов деятельности?
  • Какие ценностные отношения и оценочные суждения были выработаны у детей на данном уроке?
  • С помощью каких методов и приемов формировалась коммуникативная компетентность детей?
  • Какие новые знания и способы деятельности были освоены детьми во время проведения открытых занятий и каково их значение для дальнейшего развития обучающихся (ближайшей, средней и отдаленной перспективе)?
  • Какие аспекты открытого урока можно назвать авторскими и почему? Как вы оцениваете уровень их инновационности (личностно-профессиональный, внутриучрежденческий, окружной, региональный, городской или др.)? 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль