Методика подготовки к проведению открытого занятия в школе

42

Открытый урок – это традиционная и широко используемая форма организации профессиональной деятельности. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о том, что до сих пор не выработаны соответствующие типовые требования к подготовке, проведению и оценке качества открытого занятия в школе.

Это существенно осложняет подготовку педагогических работников к данному мероприятию, снижает результативность открытых занятий и адекватность экспертной оценки качества их проведения. В статье предпринимается попытка сформулировать методологические основы подготовки, проведения и оценки качества открытого занятия в школе, в т. ч. разъясняются его сверхцель, сверхзадачи, примерные требования к открытому занятию, к методам его подготовки и проведению.

Основные виды открытого занятия в школе

В педагогической практике используются два основных вида открытых занятий: показательные и пробные.

Показательные открытые занятия проводятся опытными педагогическими работниками, лучшими методистами образовательной организации (далее – ОО), которые демонстрируют образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях специального оборудования, ТСО и других элементов учебно-материальной базы. Выбор темы показательного открытого занятия в школе обычно предоставляется самому педагогу.

На профессиональных конкурсах педагогического мастерства тематика открытого занятия может определяться оргкомитетом конкурса. И в том и в другом случае преимущество отдается сложным темам программы (образовательной, воспитательной или социокультурной деятельности), которые важны для осуществления ее цели и задач, для реализации предусмотренных ею межпредметных связей, требуют серьезных изменений в методике их изложения, например, из-за низкой результативности усвоения темы, выявленной при применении различных форм контроля качества реализации соответствующей программы.

Пробные открытые занятия в школе проводятся в целях определения подготовленности нового сотрудника и допуска его к проведению учебных, воспитательных, социокультурных занятий с детьми, а также для экспертизы качества методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Проведение пробного занятия допускается без учащихся, только перед членами администрации и педагогического коллектива ОО. Тема пробного занятия и время его проведения определяются администрацией ОО.

Цели и задачи открытого занятия в школе 

Общей сверхцелью проведения всех открытых занятий является повышение качества образования.

К числу общих задач открытого занятия в школе можно отнести:

  • создание условий для профессионального общения, рефлексии и творческой самореализации педагогов,

  • обобщение педагогом своего опыта по решению определенной проблемы;

  • обмен педагогическим опытом и привлечение педагогического сообщества к активному коллективному совершенствованию и внедрению инновационных педагогических технологий, методов, приемов и форм деятельности;

  • экспертная оценка уровня профессиональной компетентности педагога (в рамках его аттестации или принятия администрацией ОО решения о допуске к педагогической работе нового сотрудника) и выявление актуальных проблем и направлений его дальнейшего самообразования и повышения квалификации;

  • контроль качества образовательного процесса и обеспечение гарантий полноценного развития ребенка и защиты его от некомпетентных взрослых. Цель и задачи конкретного открытого занятия в школе формулируются проводящим его педагогом и определяются реализуемой программой и типом занятия. 

Примерные требования к открытому занятию 

Примерные требования к организации открытого занятия:

1. Показательное открытое занятие должно проводиться в соответствии с планом методической работы ОО, в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая календарно-тематических планов и программ, реализуемых педагогом и его ОО, а также с соблюдением действующих требований к организации образовательного процесса. Открытое занятие в школе должно проводиться без предварительных репетиций. (Репетиции открытого занятия – это грубое нарушение педагогической этики, попытка обмануть коллег, экспертов службы аттестации, администрацию учреждения). Они наносят серьезный урон авторитету педагога в глазах учащихся/воспитанников, и их родителей, негативно влияют на имидж ОО и, как правило, становятся очевидными для опытных экспертов. 

2. Открытое занятие в школе с одной и той же группой (или с одним учащимся при индивидуальной форме занятий) должно проводится не чаще одного раза в месяц, при этом о его проведении рекомендуется сообщить накануне и детям, и их родителям, чтобы обучающиеся были готовы к присутствию на занятии посторонних людей. 

3. За две недели до поведения показательного открытого занятия в школе следует разместить на сайте ОО анонс этого мероприятия с указанием его типа, темы, даты и времени проведения, Ф. И. О. проводящего его специалиста, группы/класса учащихся, уровня планируемого мероприятия (окружной, городской, республиканской, международной), обеспечить трансляцию и обсуждение педагогическим сообществом в режиме online, а затем разместить его видеозапись на сайте учреждения, которую эксперты аттестационной комиссии и члены администрации, если они не присутствовали на самом мероприятии, смогут просмотреть в удобное для них время.

4. Перед началом открытого занятия в школе приглашенным желательно раздать экземпляры плана-конспекта предстоящего занятия, соответствующей технологической карты, образцов дидактических материалов, таблицы примерной дифференцированной оценки качества открытого занятия, на которые ориентировался педагог при подготовке к мероприятию.

5. Чтобы присутствие посторонних людей в помещении не создавало неудобств, требование к открытому занятию включает необходимость ограничить число приглашенных и подготовить для них рабочие места, которые обычно располагаются за спинами детей.

6. План-конспект открытого занятия, таблицы дифференцированной оценки его качества, заполненные присутствовавшими на мероприятии специалистами, экспертами аттестационной комиссии, а также фотографии, видеозапись открытого занятия в школе, экземпляр соответствующего учебно-информационного методического комплекса должны храниться в методическом кабинете учреждения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль