Методика подготовки к проведению открытого занятия в школе

66

Открытый урок – это традиционная и широко используемая форма организации профессиональной деятельности. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о том, что до сих пор не выработаны соответствующие типовые требования к подготовке, проведению и оценке качества открытого занятия в школе.

Это существенно осложняет подготовку педагогических работников к данному мероприятию, снижает результативность открытых занятий и адекватность экспертной оценки качества их проведения. В статье предпринимается попытка сформулировать методологические основы подготовки, проведения и оценки качества открытого занятия в школе, в т. ч. разъясняются его сверхцель, сверхзадачи, примерные требования к открытому занятию, к методам его подготовки и проведению.

Основные виды открытого занятия в школе

В педагогической практике используются два основных вида открытых занятий: показательные и пробные.

Показательные открытые занятия проводятся опытными педагогическими работниками, лучшими методистами образовательной организации (далее – ОО), которые демонстрируют образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях специального оборудования, ТСО и других элементов учебно-материальной базы. Выбор темы показательного открытого занятия в школе обычно предоставляется самому педагогу.

На профессиональных конкурсах педагогического мастерства тематика открытого занятия может определяться оргкомитетом конкурса. И в том и в другом случае преимущество отдается сложным темам программы (образовательной, воспитательной или социокультурной деятельности), которые важны для осуществления ее цели и задач, для реализации предусмотренных ею межпредметных связей, требуют серьезных изменений в методике их изложения, например, из-за низкой результативности усвоения темы, выявленной при применении различных форм контроля качества реализации соответствующей программы.

Пробные открытые занятия в школе проводятся в целях определения подготовленности нового сотрудника и допуска его к проведению учебных, воспитательных, социокультурных занятий с детьми, а также для экспертизы качества методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Проведение пробного занятия допускается без учащихся, только перед членами администрации и педагогического коллектива ОО. Тема пробного занятия и время его проведения определяются администрацией ОО.

Цели и задачи открытого занятия в школе 

Общей сверхцелью проведения всех открытых занятий является повышение качества образования.

К числу общих задач открытого занятия в школе можно отнести:

  • создание условий для профессионального общения, рефлексии и творческой самореализации педагогов,

  • обобщение педагогом своего опыта по решению определенной проблемы;

  • обмен педагогическим опытом и привлечение педагогического сообщества к активному коллективному совершенствованию и внедрению инновационных педагогических технологий, методов, приемов и форм деятельности;

  • экспертная оценка уровня профессиональной компетентности педагога (в рамках его аттестации или принятия администрацией ОО решения о допуске к педагогической работе нового сотрудника) и выявление актуальных проблем и направлений его дальнейшего самообразования и повышения квалификации;

  • контроль качества образовательного процесса и обеспечение гарантий полноценного развития ребенка и защиты его от некомпетентных взрослых. Цель и задачи конкретного открытого занятия в школе формулируются проводящим его педагогом и определяются реализуемой программой и типом занятия. 

Примерные требования к открытому занятию 

Примерные требования к организации открытого занятия:

1. Показательное открытое занятие должно проводиться в соответствии с планом методической работы ОО, в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая календарно-тематических планов и программ, реализуемых педагогом и его ОО, а также с соблюдением действующих требований к организации образовательного процесса. Открытое занятие в школе должно проводиться без предварительных репетиций. (Репетиции открытого занятия – это грубое нарушение педагогической этики, попытка обмануть коллег, экспертов службы аттестации, администрацию учреждения). Они наносят серьезный урон авторитету педагога в глазах учащихся/воспитанников, и их родителей, негативно влияют на имидж ОО и, как правило, становятся очевидными для опытных экспертов. 

2. Открытое занятие в школе с одной и той же группой (или с одним учащимся при индивидуальной форме занятий) должно проводится не чаще одного раза в месяц, при этом о его проведении рекомендуется сообщить накануне и детям, и их родителям, чтобы обучающиеся были готовы к присутствию на занятии посторонних людей. 

3. За две недели до поведения показательного открытого занятия в школе следует разместить на сайте ОО анонс этого мероприятия с указанием его типа, темы, даты и времени проведения, Ф. И. О. проводящего его специалиста, группы/класса учащихся, уровня планируемого мероприятия (окружной, городской, республиканской, международной), обеспечить трансляцию и обсуждение педагогическим сообществом в режиме online, а затем разместить его видеозапись на сайте учреждения, которую эксперты аттестационной комиссии и члены администрации, если они не присутствовали на самом мероприятии, смогут просмотреть в удобное для них время.

4. Перед началом открытого занятия в школе приглашенным желательно раздать экземпляры плана-конспекта предстоящего занятия, соответствующей технологической карты, образцов дидактических материалов, таблицы примерной дифференцированной оценки качества открытого занятия, на которые ориентировался педагог при подготовке к мероприятию.

5. Чтобы присутствие посторонних людей в помещении не создавало неудобств, требование к открытому занятию включает необходимость ограничить число приглашенных и подготовить для них рабочие места, которые обычно располагаются за спинами детей.

6. План-конспект открытого занятия, таблицы дифференцированной оценки его качества, заполненные присутствовавшими на мероприятии специалистами, экспертами аттестационной комиссии, а также фотографии, видеозапись открытого занятия в школе, экземпляр соответствующего учебно-информационного методического комплекса должны храниться в методическом кабинете учреждения.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль